В рамках готовящихся изменений в налоговой системе российские власти, наконец, взялись и за судебную машину — а точнее, за государственные пошлины, оплачиваемые при обращениях в суды. В третьем чтении Госдума
приняла поправки по части индексации пошлин, остававшихся неизменными вот уже 15 лет и к сегодняшнему моменту компенсирующими лишь символические 5% от общей суммы государственных расходов на содержание судебной системы. Безусловно, эту долю можно сделать более разумной и направить дополнительные поступления как минимум на развитие соответствующей инфраструктуры, которая в ряде регионов все еще оставляет желать лучшего. При этом налицо довольно-таки взвешенный подход к вопросу (видны плоды тесного сотрудничества как с представителями экспертного сообщества, так и с общественниками): наиболее уязвимые в финансовом вопросе категории граждан защищены от чрезмерных расходов льготами вплоть до полного освобождения от пошлин, в то время как пошлины к действительно крупным искам становятся более соразмерными.
Простой пример: иск на несколько миллионов в плане пошлины ранее абсолютно не отличался от многомиллиардного иска — и там, и там размер пошлины составлял 60 тысяч рублей. Теперь для подобных случаев верхняя планка пошлины будет увеличиваться и составит до 10 млн для исков в арбитражных судах. Что касается более типовых исков, составляющих абсолютное большинство разбирательств, то новые правки предусматривают целый ряд льгот и исключений. Среди них полное освобождение от уплаты пошлин ветеранов, детей-сирот и части пенсионеров, а также всех граждан по искам о взыскании зарплаты и алиментов, о защите прав потребителей и о причинении вреда жизни и здоровью. Льготы в размере 50% коснутся всего приказного производства (а процент таких дел составляет не менее 85% от общего числа).
Глубокой ошибкой было бы рассматривать пошлины исключительно как инструмент пополнения бюджета и компенсации госзатрат. Не следует забывать об их заградительной функции, то есть функции своего рода барьера от несправедливых исков, а также от исков по вопросам, которые вполне можно решить во внесудебном порядке. С увеличением размера даже части пошлин должны сократиться случаи неоправданных исков, в том числе от коллекторских организаций, а закрепленное правило итогового наложения пошлин именно на проигравшую сторону должно финансово защитить как отстаивающих свои права истцов, так и несправедливо обвиненных ответчиков.