Причина потери бомбардировщика В-1 – человеческий фактор.Глобальное ударное командование ВВС США опубликовало финальный отчёт по расследованию авиационного происшествия с бомбардировщиком B-1B Lancer. Он
разбился при заходе на посадку в январе текущего года.
Потерянный самолёт был в составе 28-го бомбардировочного крыла, приписанного к авиабазе Эллсворт (Южная Дакота). 4 января он в паре с ещё одним В-1 выполнял стандартный тренировочный полёт. Во время взлёта погода была приемлемой, однако через полтора часа она ухудшилась - аэродром начало закрывать густым туманом. По команде с земли бомбардировщики прервали выполнение полётного задания и направились обратно на базу.
Первый бомбардировщик благополучно приземлился. Однако экипаж второго B-1 выполнял заход уже в условиях плохой видимости – туман сгустился. Кроме того, в какой-то момент направление ветра изменилось на попутное, и скорость бомбардировщика относительно земли стала превышать расчётную. Пилотирующий лётчик трижды уменьшал тягу двигателей, чтобы снизить скорость и оставаться на глиссаде. Однако, говорится в отчёте, когда ветер стих, тяга двигателей увеличена не была.
В результате бомбардировщик опустился ниже глиссады и
«стал испытывать дефицит тяги». Но экипаж не осознавал, что вертикальная скорость бомбардировщика слишком велика, до того момента, когда ошибка стала неисправимой. За четыре секунды до столкновения с землёй летчик-инструктор крикнул
«набирай высоту, набирай высоту, набирай высоту» (climb, climb, climb), а через две секунды повторил эту команду. Согласно отчёту, пилотирующий лётчик включил форсаж и потянул ручку управления самолётом на себя только последнего приказа инструктора набирать высоту. Однако к этому моменту бомбардировщик
«был неуправляем и контроль за ним не поддавался восстановлению».Столкновение с землёй произошло примерно в ста футах (~30 м) от торца ВПП. Кабина экипажа обесточилась, освещение отказало. Затем экипаж катапультировался. Бомбардировщик проскользил около полутора километров по полосе, отклоняясь влево, прежде чем остановиться на участке между двумя взлетно-посадочными полосами.
В результате возникшего пожара B-1 был повреждён до состояния, исключающего восстановление. Машина
стоимостью $451 млн. была потеряна. Из четырех членов экипажа бомбардировщика двое при катапультировании получили травмы и отправлены на лечение.
В числе причин, вызвавших авиационное происшествие, в отчёте были названы погодные условия: туман, порывистый ветер, обледенение при заходе на посадку. Однако основное место в документе занимает
«человеческий фактор». Экипаж В-1, по мнению комиссии, продемонстрировал отсутствие навыков «комплексной перекрестной проверки»
(использование различных приборов при полёте в условиях плохой видимости). Если бы эта процедура была выполнена, то экипаж заметил бы, что скорость самолета опасно падает.
«Экипаж поддался самоуспокоенности и зацикленности, в то время как лётчик-инструктор неэффективно выполнял свои обязанности по руководству экипажем и контролю за пилотированием», — говорится в отчете.
Кроме того, отмечается отсутствие эффективного надзора за подготовкой личного состава в 34-й бомбардировочной эскадрилье. Следствием этого стал
«неудовлетворительный уровень базового летного мастерства». В дополнение к этому отмечена неспособность 28-й эскадрильи оперативной поддержки (аналог российских подразделений аэродромного обслуживания) своевременно информировать лётчиков о состоянии аэродрома и погодных условиях. Каких-либо проблем с техническим обслуживанием, способствовавших катастрофе, комиссия по расследованию АП не обнаружила.
В общем, по прочтении отчёта на ум приходит только старая присказка: «Где начинается авиация – там кончается порядок». Global Strike Command намерено «сделать оргвыводы» в отношении как командного состава 34-й эскадрильи, так и руководства авиабазы Эллсворт.
Январская авария сократила парк B-1В Lancer, который теперь насчитывает 44 самолета. Списание же всех B-1 и B-2 намечается на тридцатые годы.
Алексей Захаров,
авиационный эксперт
#экспертВОВоенный Осведомитель