🤩Сентябрь 2026: что изменилось в работе бухгалтера и бизнеса 👇
С 1 сентября 2026 года вступает в силу масштабный пакет поправок. Основные изменения внесены ФЗ от 28.11.2025 № 425-ФЗ, но есть и другие важные изменения.
🤩Изменения ФЗ от 28.11.2025 № 425-ФЗ:
🔘 Штрафы: снижение не более чем в 10 раз
При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа за налоговые правонарушения можно уменьшить не более чем в 10 раз (минимум – в 2 раза).
🔘 Налоговый мониторинг: новые правила для правопреемников
〰️Правопреемники организаций, где проводился мониторинг, вправе подать заявление без выполнения стандартных условий.
〰️Срок мониторинга не прерывается при реорганизации, если правопреемник вступил в него.
〰️Правопреемник обязан в течение месяца обновить документы, если сведения реорганизованной компании утратили актуальность.
〰️Расширен перечень оснований для досрочного прекращения мониторинга: несоответствие регламента, систематические нарушения доступа к информационным системам, несоответствие информсистем или системы внутреннего контроля.
🔘 Уведомления по НДФЛ и страховым взносам: установлены особенности заполнения уведомления об исчисленных суммах.
🔘 Новые способы подачи возражений на акты проверок
Письменные возражения на акт налоговой проверки и акт об обнаружении правонарушений можно подавать лично, заказным письмом, по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика или через Госуслуги.
〰️Допускается рассмотрение материалов проверки по видео-конференц-связи.
🔘 Освобождение от указания ИНН для некоторых лиц
Адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, оценщики, патентные поверенные, медиаторы вправе не указывать ИНН в налоговых декларациях и иных документах (вместо этого – персональные данные или номер записи из федерального регистра).
🔘 Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит: изменяется порядок предоставления
〰️Уточнены условия: отсрочка/рассрочка предоставляется, если есть основания полагать, что налог будет уплачен в течение срока.
〰️Из перечня документов исключены справки об оборотах и остатках денежных средств.
〰️Пени не начисляются со дня вступления в силу решения об отсрочке/рассрочке.
〰️Предельный срок инвестиционного налогового кредита увеличен с 5 до 10 лет.
〰️Расширен перечень случаев, когда отсрочка, рассрочка, инвесткредит не предоставляются.
🔘 ЕНС: расширение оснований формирования совокупной обязанности
〰️Совокупная обязанность формируется на основе решений о досрочном прекращении отсрочки/рассрочки- – через месяц после решения.
〰️Изменен срок по отмене решений о вычете – 30 календарных дней со дня направления.
〰️Добавлены сроки по исполнительным документам о взыскании госпошлины
🔘 Зачет и возврат положительного сальдо ЕНС
〰️Деньги с отдельного счета по гособоронзаказу перечисляются только на этот счет.
〰️Если платеж в счет обязанности налогоплательщика перечислило иное лицо – возврат производится на счет отправителя.
〰️При зачете сальдо в счет обязательств другого лица – сумма на ЕНС получателя не возвращается. 〰️Возврат возможен на национальную платежную карту.
〰️Расширен перечень случаев отказа в зачете и частичного зачета.
🔘 Если в отношении физлица возбуждено дело о банкротстве, обязанность по уплате налогов и сборов не прекращается в случае его смерти или объявления умершим.
🔘 При запрете на отчуждение (передачу в залог) транспортных средств без согласия налогового органа регистрационные действия не допускаются.
🔘 Жалобы в вышестоящий налоговый орган
Жалоба (апелляционная жалоба) на акты ненормативного характера может рассматриваться как вышестоящим органом или налоговым органом, наделенным полномочиями вышестоящего.
🔘 Учет обособленных подразделений: можно не только выбирать одну инспекцию для постановки на учет, но и отказаться от выбора, если несколько подразделений расположены в одном муниципальном образовании, но подконтрольны разным налоговым.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ⤵️
С 1 сентября 2026 года вступает в силу масштабный пакет поправок. Основные изменения внесены ФЗ от 28.11.2025 № 425-ФЗ, но есть и другие важные изменения.
🤩Изменения ФЗ от 28.11.2025 № 425-ФЗ:
🔘 Штрафы: снижение не более чем в 10 раз
При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа за налоговые правонарушения можно уменьшить не более чем в 10 раз (минимум – в 2 раза).
🔘 Налоговый мониторинг: новые правила для правопреемников
〰️Правопреемники организаций, где проводился мониторинг, вправе подать заявление без выполнения стандартных условий.
〰️Срок мониторинга не прерывается при реорганизации, если правопреемник вступил в него.
〰️Правопреемник обязан в течение месяца обновить документы, если сведения реорганизованной компании утратили актуальность.
〰️Расширен перечень оснований для досрочного прекращения мониторинга: несоответствие регламента, систематические нарушения доступа к информационным системам, несоответствие информсистем или системы внутреннего контроля.
🔘 Уведомления по НДФЛ и страховым взносам: установлены особенности заполнения уведомления об исчисленных суммах.
🔘 Новые способы подачи возражений на акты проверок
Письменные возражения на акт налоговой проверки и акт об обнаружении правонарушений можно подавать лично, заказным письмом, по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика или через Госуслуги.
〰️Допускается рассмотрение материалов проверки по видео-конференц-связи.
🔘 Освобождение от указания ИНН для некоторых лиц
Адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, оценщики, патентные поверенные, медиаторы вправе не указывать ИНН в налоговых декларациях и иных документах (вместо этого – персональные данные или номер записи из федерального регистра).
🔘 Отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит: изменяется порядок предоставления
〰️Уточнены условия: отсрочка/рассрочка предоставляется, если есть основания полагать, что налог будет уплачен в течение срока.
〰️Из перечня документов исключены справки об оборотах и остатках денежных средств.
〰️Пени не начисляются со дня вступления в силу решения об отсрочке/рассрочке.
〰️Предельный срок инвестиционного налогового кредита увеличен с 5 до 10 лет.
〰️Расширен перечень случаев, когда отсрочка, рассрочка, инвесткредит не предоставляются.
🔘 ЕНС: расширение оснований формирования совокупной обязанности
〰️Совокупная обязанность формируется на основе решений о досрочном прекращении отсрочки/рассрочки- – через месяц после решения.
〰️Изменен срок по отмене решений о вычете – 30 календарных дней со дня направления.
〰️Добавлены сроки по исполнительным документам о взыскании госпошлины
🔘 Зачет и возврат положительного сальдо ЕНС
〰️Деньги с отдельного счета по гособоронзаказу перечисляются только на этот счет.
〰️Если платеж в счет обязанности налогоплательщика перечислило иное лицо – возврат производится на счет отправителя.
〰️При зачете сальдо в счет обязательств другого лица – сумма на ЕНС получателя не возвращается. 〰️Возврат возможен на национальную платежную карту.
〰️Расширен перечень случаев отказа в зачете и частичного зачета.
🔘 Если в отношении физлица возбуждено дело о банкротстве, обязанность по уплате налогов и сборов не прекращается в случае его смерти или объявления умершим.
🔘 При запрете на отчуждение (передачу в залог) транспортных средств без согласия налогового органа регистрационные действия не допускаются.
🔘 Жалобы в вышестоящий налоговый орган
Жалоба (апелляционная жалоба) на акты ненормативного характера может рассматриваться как вышестоящим органом или налоговым органом, наделенным полномочиями вышестоящего.
🔘 Учет обособленных подразделений: можно не только выбирать одну инспекцию для постановки на учет, но и отказаться от выбора, если несколько подразделений расположены в одном муниципальном образовании, но подконтрольны разным налоговым.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ⤵️