Налоговая vs. Бизнес: дом без окон и дверей не спас от доначислений (Дело ИП Иванова А.А. № А22-3911/2025)
🤩ИП Иванов А.А. (УСН «доходы») в 2023г. оформил право собственности на 1/6 доли жилого дома и земельного участка в п. Южный Ики-Бурульского района. Зарегистрировался по этому адресу и встал на учёт в УФНС по Республике Калмыкия, что позволило ему применять пониженную ставку 1% по Закону Республики Калмыкия № 243-VI-З.
🤩 Налоговая решила, что ИП искусственно создал условия для пониженной ставки, и доначислила:
🤩 6,6 млн. – УСН
🤩Первая инстанция встала на сторону Бизнеса:
В законе нет требования вести деятельность в Калмыкии.
🤩Апелляция решение отменила и поддержала Налоговую:
✔️Сама по себе регистрация в регионе с пониженной ставкой не даёт права на 1%, если деятельность фактически ведётся в другом субъекте.
✔️Жилой дом, где был зарегистрирован предприниматель, фактически непригоден для проживания - отсутствуют окна, двери, участок без ограждения. Собственники - 6 ИП, зарегистрированы в один день, адрес - массовой регистрации.
✔️Все контрагенты, поставщики, выдача грузов, почтовый и юридический адрес - в Смоленске.
✔️Аренда офиса и бухгалтерские услуги не оплачивались.
✔️Часть работников фактически не осуществляла трудовую деятельность у предпринимателя
16 ААС:
🤩 А что с буквой закона?
Согласно НК РФ ставка налога по УСН определяется не по месту ведения деятельности, а по месту регистрации.
Минфин в своих письмах прямо указывает, что дифференцирование ставок в зависимости от места осуществления деятельности не предусмотрено.
🤩В Законе Республики Калмыкия действительно нет требования вести деятельность в Калмыкии, но апелляция применила системное толкование во взаимосвязи с п. 1 ст. 54.1 НК РФ....регистрация ≠ право на льготу.
📍А как же Омская область? Там в законе прямо прописано, что пониженные ставки применяются налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории региона. Это снимает все вопросы, так как законодатель четко обозначил правила игры. Что мешает другим регионам сделать то же самое?
Может просто на законодательном уровне не вводить налогоплательщиков в заблуждение и не провоцировать приток ИП из-за отсутствия формулировок, а потом выгонять их? Хотя...никто не выгоняет, только дополнительная налоговая нагрузка))
Многие предприниматели не живут там, где зарегистрированы...бизнес ведут по всей стране.
В НК РФ нет правила «по количеству дней» или «где больше жил - та ставка и применяется».
А как Вы считаете: что важнее – буквальное толкование закона субъекта или доказывание реального присутствия в регионе, даже если оно не прописано?👇 Делитесь мнением в комментариях.
🤩Кассация состоится – 14.10.2026.
Постановление 16ААС от 03.07.2026г. по делу №А22-3911/2025
🤩ИП Иванов А.А. (УСН «доходы») в 2023г. оформил право собственности на 1/6 доли жилого дома и земельного участка в п. Южный Ики-Бурульского района. Зарегистрировался по этому адресу и встал на учёт в УФНС по Республике Калмыкия, что позволило ему применять пониженную ставку 1% по Закону Республики Калмыкия № 243-VI-З.
🤩 Налоговая решила, что ИП искусственно создал условия для пониженной ставки, и доначислила:
🤩 6,6 млн. – УСН
🤩Первая инстанция встала на сторону Бизнеса:
В законе нет требования вести деятельность в Калмыкии.
🤩Апелляция решение отменила и поддержала Налоговую:
✔️Сама по себе регистрация в регионе с пониженной ставкой не даёт права на 1%, если деятельность фактически ведётся в другом субъекте.
✔️Жилой дом, где был зарегистрирован предприниматель, фактически непригоден для проживания - отсутствуют окна, двери, участок без ограждения. Собственники - 6 ИП, зарегистрированы в один день, адрес - массовой регистрации.
✔️Все контрагенты, поставщики, выдача грузов, почтовый и юридический адрес - в Смоленске.
✔️Аренда офиса и бухгалтерские услуги не оплачивались.
✔️Часть работников фактически не осуществляла трудовую деятельность у предпринимателя
16 ААС:
«Вместе с тем аргументированных пояснений относительно получения (возможности получения) в отчетный период реальной экономической выгоды для бизнеса (не связанной с льготным налогообложением) от перемены места жительства и регистрации в Республике Калмыкия, предприниматель не представил, наличие реальных экономических мотивов и фактическое осуществление деятельности по месту регистрации надлежащими и достоверными доказательствами не подтвердил.»
🤩 А что с буквой закона?
Согласно НК РФ ставка налога по УСН определяется не по месту ведения деятельности, а по месту регистрации.
Минфин в своих письмах прямо указывает, что дифференцирование ставок в зависимости от места осуществления деятельности не предусмотрено.
🤩В Законе Республики Калмыкия действительно нет требования вести деятельность в Калмыкии, но апелляция применила системное толкование во взаимосвязи с п. 1 ст. 54.1 НК РФ....регистрация ≠ право на льготу.
📍А как же Омская область? Там в законе прямо прописано, что пониженные ставки применяются налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территории региона. Это снимает все вопросы, так как законодатель четко обозначил правила игры. Что мешает другим регионам сделать то же самое?
Может просто на законодательном уровне не вводить налогоплательщиков в заблуждение и не провоцировать приток ИП из-за отсутствия формулировок, а потом выгонять их? Хотя...никто не выгоняет, только дополнительная налоговая нагрузка))
Многие предприниматели не живут там, где зарегистрированы...бизнес ведут по всей стране.
В НК РФ нет правила «по количеству дней» или «где больше жил - та ставка и применяется».
А как Вы считаете: что важнее – буквальное толкование закона субъекта или доказывание реального присутствия в регионе, даже если оно не прописано?👇 Делитесь мнением в комментариях.
🤩Кассация состоится – 14.10.2026.
Постановление 16ААС от 03.07.2026г. по делу №А22-3911/2025