DIN съевший Гельветику и его друзья


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Дизайн


Репортаж с места событий

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Дизайн
Статистика
Фильтр публикаций


Робин Кинросс, во время разговора с Герритом Ноордзеем, во второй раз (и потом ещё и ещё раз) задаёт почти один и тот же вопрос:

— Как вы придумали эти свои идеи, как вы к ним пришли?

На что Ноордзей отвечает (внимание на плотность речи — кто сейчас сможет так говорить? — вопрос…):

— Я не знаю. Я не знаю. Я помню, что Альберта Эйнштейна так спрашивали о его теории относительности, и ответ был таким же. Однажды я изобрёл ответ для Альберта Эйнштейна: «Я прошу прощения, я не знаю, потому что когда идея пришла, я спал». Это смесь Эйнштейна и Ньютона. Вроде бы я где-то писал об изобретении теорий. Может в Letterletter? В детских книгах рассказывают, что идея пришла Ньютону, когда яблоко упало ему на нос. Но яблоко могло упасть таким образом, только если он лежал на спине и смотрел на небо.

Долгое время, и, возможно, это до сих пор так, эпистемология пыталась не допустить метафизику в науку. Но я убеждён, что единственная основа для науки — это метафизическая основа. Лучшая вещь, которую вы можете привнести в науку — это гипотеза, и это что-то, что появляется из очень рыхлого* и неточного размышления. Ко многим моим изобретениям меня подтолкнуло то, что показывали мне студенты. Они реагировали на что-то, что я делал, и тогда я спасался бегством от последствий своих же слов, изобретая что-то ещё. Есть кое-что для примера в той последней книжице (Het primaat van de pen, [Gerrit Noordzij. Den Haag: KABK 2001]). Девушка смотрит с отчаянием на меня и говорит: «Я не могу», и тогда я отвечаю ей: «Это правда, но вы не должны в это верить». Весьма мудрый ответ, но я бы не был им доволен, если бы меня не вынудило на него отчаяние. Отчаяние студентов — это очень хорошо.

____
* мне нравится понимать этот внезапный термин Ноордзея loose thinking как рыхлое мышление, вслед за изобретённым Надеждой Плунгян понятием. Когда-то она показала портрет работы Малевича, отнюдь совсем не супрематический: «как будто бы из ранних, не вглядевшись можно подумать, что написан начинающим художником. Но он написал его уже в конце, после, и это его сила, он — рыхлый!», — принявшись после этого радостно показывать на странные объекты, окружавшие и умозрительные, как будто бы не до конца собравшиеся, но от того и интересные, и как заклинание повторять — «рыхлый!» — «рыхлый!»

На иллюстрации выше — фальшивые марки Геррита Ноордзея: «день спекулянтов», c головой Беатрикс (только взошедшей в то время на королевский трон Нидерландов) и другие, которые он успешно использовал для отправки своих писем. [источник — De handen van de zeven zusters. Amsterdam: van Oorschot 2000]




Помогаю с печатными процессами замечетельным Рустаму Габбасову и Наде Плунгян с каталогом, ставшим монографией, и не перестаю радоваться материалам

(надеюсь, они простят меня за преждевременное обнародование, но там ещё 500+ единиц прекрасного, так что будем считать, что это для затравки)

1918–1921, бумага, литография, 36 × 108 см


Репост из: DIN съевший Гельветику и его друзья
Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Печатник всея Петербурга Руслан Князев за работой🔥


Руслан:


Репост из: EGtypo
@letterpressworker
коллега Князев завёл себе канал )

#letterpress #edu


ещё документальная типографика и контекст времени, август 1991

источник Soviet coup d'état attempt ephemera, 1991


документальная типографика

интересно, что:

❶ плюс-минус крепкие конструкции в целом (за исключением народных неловкостей, типа ножек у д и хвостика щ у общества)

❷ это явно вариативное семейство

❸ вариация по высоте-ширине

❹ вариация оптического размера (в данном случае, компенсируется не только толщина штриха, но как будто бы разрешающая способность инструмента (пальца?)пропадают детали до потери конструкции! кажется естественным, хотя такое обращение с деталями в цифровой вариации пока замечено не было)

❺ общий макет бодр и свеж (сдвиги, набор блока наклонными прописными, активное маленькое нижнее поле и документально посаженный колонтитул)

цифровая реконструкция (ретушь по двум источникам: 1, 2)


По правде говоря, я вообще не ожидал, что меня ждёт, когда меня позвали «записать кое-что на камеру». Но в итоге вышло поучаствовать в затейлевом фильме, столько же неожиданном и смешном, сколько и со своими интригой и саспенсом. Да ещё и собрать для него такую же странненькую, но милую типографику.

На фото — проба первого листа (и, за одно, референс). Руководствуясь материалом кино, все титры я писал пальцем! И сразу в крупном формате. А уже потом собирал всё через код на Python. Они раскиданы по всему хронометражу и работают в нём на равне с героями, чему я, конечно очень рад.


Петербург! ☝️


Репост из: OLEMiE
Беспорядочные шрифтовые встречи в деле!

Встречаемся на шрифтовой-пикник-плэнер во вторник 23 июля в 18:00, чтобы провести время в кругу коллег, порисовать буквы, каллиграфию или леттеринг, кому что больше нравится и обязательно насладиться природой 🍀

Участие бесплатное. Помним про самоорганизацию и берем с собой все необходимое. Адрес в личных сообщениях @olemie1


Показательна также иллюстрация, венчающая фрагмент с перечислением и описанием бекграунда трёх людей, на которых держится поддержка основных open source библиотек (Бехдад не включил в этот список себя), взятая с известного веб-комикса xkcd. Её и тут, пожалуй, повешу.


Очень рад тому, что тема стека технологий цифрового шрифта становится популярнее! И что такие читаемые журналы, как type.today, сообщают о важных текстах в этой области. Но хочется чуть-чуть уточнить, да простят меня коллеги.

Текст Бехдада (о котором я упоминал тут, тут и тут) важен, потому что это подробный рассказ прямым участником обо всех открытых (и почти всех проприетарных) технологиях цифрового текста и набора. А также о том, как цифровой текст существует последние 15 лет с точки зрения человека, который положил 25 лет жизни на то, чтобы мы с вами могли читать, в том числе, вот эти буквы у вас на экране. Он довольно обзорный в деталях каждого кирпичика стека, но с антропологической хваткой перечисляет каждый такой кирпич, заложенный в здание современного бытования текста.

Его рассказ начинается примерно там, где я заканчивал свою лекцию о шрифтовых технологиях на курсе типографики у Евгения Григорьева, продолжая даже не столько летопись, сколько текущее положение дел, как оно есть. Когда-то по интернетам ходил текст с названием «Рендеринг текста вас ненавидит», пугающий сложностью описываемых процессов. Состояние рендеринга текста 2024 Бехдада — это буквально state-of-the-art области от человека, по-настоящему любящего свой предмет.

А ещё мне очень нравится вот этот фрагмент мини-интервью с ним на TYPO Labs 2017, взятого по поводу только появившихся тогда вариативных шрифтов, в котором он рассказывает, как его плюшевая каспийская нерпа Гуфи помогает ему справляться со сложностью.


Нападение циклона Делия на Петербург обернулось затоплением не только вестибюлей метрополитена и торговых помещений. Пространство F5, в котором играет независимая музыкальная сцена, показывается малоизвестное кино и читается актуальная поэзия также пало в этой битве.

Но мы не пали духом! Выкачиваем воду и начинаем восстанавливать толком ещё не успевший завершиться ремонт. Требуется не только обновление отделки и мебели, но и усиление защиты от воды, чтобы будущие ливни не были так разрушительны.

Целый ряд мероприятий пришлось отменить, и, похоже, мы опять не соберём на аренду в этом месяце, а всё, что уже успели собрать, пойдёт на восстановление.

Если вы можете помочь донатом, мы это приветствуем. Времена сложные, можете вы пожертвовать 1000 рублей или 100 — мы скажем вам большое спасибо. Из малых добрых дел складываются большие!

Сбор ведём по тем же ссылкам, по которым собирали на переезд:

- https://www.tinkoff.ru/cf/3G7qm5m81GT

- https://www.sberbank.com/ru/person/dl/jc?linkname=ueCaLoJ8p6jzMWCem


В шрифтовой файл поместили нейросеть!

Точнее, одну из версий LLaMA на 15 миллионов параметров (довольно небольшую), дообученную на генерацию сказочных историй.

Устройство экспериментальное, но довольно простое. Оно основано на том, что любой шрифт перед тем, как показать на экране, надо «отрендерить»: посчитать лигатуры, применить все OpenType правила и вывести конечное растровое изображение. Этот процесс называется шейпинг. Распространённый шейпер HarfBuzz имеет модификацию, позволяющую выполнить произвольный WASM-код непосредственно во время шейпинга (то есть, попросту, во время набора текста). [ Для справки: WASM, или веб-ассемблер — это способ выполнить эффективный низкоуровневый код, запущенный, например, прямо в браузере. В WASM можно скомпилировать почти любой компилируемый язык, такой как C++ или Rust.]

Тут-то и появляется встроенный в шрифт движок, передающий написанное как промпт в модель (которая тоже находится в самом шрифтовом файле), и формирующий ответ как сложную лигатуру. Управление простое — запуск захардкоден на «Once upon a time» и 70 восклицательных знаков. Это запускает движок, который убирает 70 набранных «!», а каждый последующий меняет на предложение от нейронки.

Подробнее и демонстрация: https://fuglede.github.io/llama.ttf/

Это, конечно, кликбейт (впрочем, слишком нёрдовский, чтобы сработать). А вот действительно интересной технологией тут является та самая реализация шейпера HarfBuzz с возможностью встраивания WASM-инструкций. Она даёт возможность, по сути, вмешиваться в сам процесс формирования вывода (то есть того, как должен работать набор вашим шрифтом) с помощью почти любого языка программирования, а не только определять OpenType правила на очень ограниченном в возможностях микроязыке OpenType фич (впрочем, обманутые рекламой пользователи Glyphs.app даже этого обычно не делают). Собственно, для выхода за ограничения возможностей GSUB и GPOS таблиц wasm-harfbuzz и появился, как реакция на выступление Джона Хадсона о невозможности набора на некоторых языках исключительно существующими шрифтовыми технологиями.

Хадсон даже заявил, что, на его взгляд, OpenType основан на неподходящей парадигме (на идее позиционирования прямоугольников). И это, кстати, в 2014 году! Что ж, в 2023 году Behdad Esfahbod приступил к реализации экспериментальной версии шейпера (напомню, что Бехдад — это человек, на котором держится шейпинг почти всего цифрового мира, от Chrome до приложений Adobe) и вот мы уже некоторое время как имеем возможность создавать действительно программируемые шрифты, хоть и «в песочнице». Нейронка внутри — пока что маленькая (и немного желатиновая) вишенка, появившаяся буквально 3 дня назад. Ещё есть тетрис внутри шрифтового файла и анимация из 6000 кадров (репозиторий с кодом и слайдами, и конкретно шрифтовой файл тетриса, на случай если вы захотите поиграть). Конечно, есть и более практичные примеры, среди которых, например, решение проблемы арабских языков (о которой говорил Джон Хадсон), первый полноценный набор египетских иероглифов, а также шрифт, включающий в себя другой шрифт (и расставляющий по второму вариативные точечки) и КАЛЬКУЛЯТОР. И настоящая вишенка — параметрический кернинг прямо в процессе набора (на основе bubblekern от Тоши Омагари)! Всё это здесь, включая шрифтовые файлы.

Current state. В данный момент wasm-harfbuzz не поставляется в стандартные сборки. Из полностью готовых вариантов есть, например, специальный билд FontGoggles (к сожалению, только под mac на arm-архитектуре), в котором можно поиграться с шрифтовыми файлами. Как альтернатива — самостоятельно собрать HarfBuzz из исходников с нужными флагами (подробности есть на странице llama.ttf)

Также авторы призывают экспериментировать с технологией, но уточняют, что вряд ли она станет повсеместной в ближайшие несколько лет (как было, например, с многомерной вариативностью, которая, тем не менее, постепенно разворачивается в принятые стандарты).

Картинок не будет.


Призываю всех поучаствовать! В одном из лотов вам может попасться книжка по типографике из кооперативного книжного шкафа (предложим несколько отличных на выбор)


Репост из: typohelp
Всем привет! Мы — группа студентов школы дизайна НИУ ВШЭ.

17-го мая сын нашего преподавателя и прекрасного типографа Евгения Григорьева Даня Григорьев попал в аварию. Это произошло в Таиланде. Там ему сделали несколько операций, но продолжать лечение в Тае очень дорого, поэтому Дане необходима медицинская транспортировка в Россию, чтобы продолжить лечение и реабилитацию здесь. По предварительным подсчетам такая транспортировка стоит от 750 тысяч до 1,5 миллионов рублей. Подробнее о сложившейся ситуации можно прочитать в канале у Евгения и в канале, который сделала жена Дани. Там же можно задонатить деньги напрямую.

Мы хотим помочь нашему преподавателю и его семье, поэтому решили сделать благотворительный розыгрыш, чтобы помочь собрать деньги на транспортировку.

Как это работает?

Мы выбрали формат лотереи:

1 донат в 500 рублей = 1 лотерейный билет

Чем больше сумма доната, тем больше билетов и, соответственно, шансов на то, чтобы получить приз.
То есть донат в 1500 рублей = 3 билета на участие в розыгрыше.

А что за призы?

За призами мы обратились к нашим коллегам — типографам, дизайнерам и шрифтовикам, и собрали такие лоты:

— Лицензия шрифта от CoFo
Стенсилы от Федора Аброськина
— Выпуск журнала «Шило» от Насти Петяхиной
— Карта Петербурга от Юрия Гордона
— И еще пара секретных лотов

Более подробно прочитать о каждом из лотов можно у нас в канале, а если вы хотите предложить свой лот для розыгрыша, пишите @nicl4m

Куда переводить деньги?

+79818012072
АЛЬФА БАНК
(Важно переводить именно на Альфу, чтобы мы не запутались)
С пометкой: «Для Дани»


После того, как переведете деньги, обязательно кидайте чек в комментарии к этому посту. Так мы сможем присвоить каждому участнику номер (или номера, если билетов несколько). Именно по ним после мы проведем жеребьевку и выявим победителей.

Сколько длится розыгрыш?

Розыгрыш продлится до 17:00 следующего вторника (11.06). После мы проведем жеребьевку и объявим результаты в нашем канале.

Кто организует сбор?

Матвей Малкин, 3 курс, староста группы Евгения Григорьева
Гера Жирнова, 3 курс, студентка группы Евгения Григорьева
Вероника Кириченко, 2 курс, студентка группы Насти Петяхиной


Сегодня дважды спросили, проверял ли я информацию и не взлом ли это. Позвонил Григорьеву голосом — всё, к сожалению, правда

Показано 18 последних публикаций.