Олег Капранов специально для «ЯР о PR»:— На ПМЭФ, да и до него, очень много обсуждали новые медиа, которые должны импортозаместить запрещённые соцсети и в конечном счёте YouTube. Классические тезисы из этих дискуссий выглядят так:
Закрытие иностранных платформ дало «классный пинок» для развития наших технологий и соцсетей.
Нам надо стимулировать создание там «позитивного, высоконравственного, развивающего и просвещающего контента».
Если закрыть иностранные платформы, то аудитория перебежит на отечественные. Если мы не можем их закрыть, то надо запретить блогерам размещать там у себя рекламу, и тогда они точно перейдут на отечественные ресурсы.
И в таком духе.
Если обратили внимание, то в большинстве случаев говорят о «смыслах» и никогда о технологиях. Просто потому, что люди, двигающие эти нарративы, в массе своей ничего не понимают в технологиях. И лишь некоторые понимают в смыслах.
В реальности на рынке сегодня есть несколько проблем:
Доступ к данным. Если помните, буст YouTube случился после перехода под крыло Google. Потому что сервис получил доступ к массиву данных, имеющихся у поисковика. И за счёт этого смог выстроить рекомендации, рекламный инвентарь и многое другое. Разогнать этот маховик данных.
Точки входа. Кроме того, Google смог сформировать точки входа для пользователей за счёт своих ресурсов. Это и Chrome, и Android, и много чего ещё. Фактически экосистема. Помните, не так давно президент МТС Николаев говорил про 150 млн ежедневных касаний клиентов с продуктами МТС, ради которых они и формировали свою экосистему? Вот это туда.
Так вот ничего этого у большинства российских сервисов нет. Они висят в воздухе. Им негде брать аудиторию. Аудитории негде на них наткнуться. Исключение — сервисы VK и Яндекса. Но и там, как мы видим, всё это не очень взлетает.
И на это есть вторая причина. Переизбыток игроков.
Причём это проблема не только про онлайн-платформы. Она, например, про онлайн-кинотеатры. Или про производителей электроники. Или про разработку ПО.
Достаточно вспомнить недавний фактический запрет Минцифры разрабатывать ПО, аналоги которого есть на рынке, компаниями с госучастием. Или стон производителей корпусов для электроники, где каждый построил себе такой завод: они стоят без заказов, потому что недозагруз приводит к росту костов, а клиентам в результате дешевле покупать корпуса в Китае.
Или — недавние заявления Давида Мартиросова из «Базиса» про несколько десятков игроков на рынке виртуализации. Где, как известно, 4-5 чем-то реально занимаются, а остальные — не пойми чем и только отжимают ресурсы с рынка.
По оценкам коллег, занимающихся блогерским бизнесом, сегодня на рынке порядка 2000 криэйтеров, способных регулярно, на потоке, не снижая качества, выпускать контент. 2000 команд на всех. Которые должны, по идее, создать сопоставимую с YouTube или TikTok плотность контента. Глубину, понятно, можно дотянуть за счёт прямого UGC. Но ядерный контент на всех этих платформах должны создать они. По всем тематикам.
Понятно, что это невозможно.
И решение здесь одно. Необходимо жёсткое регулирование отрасли. Необходимо сократить число акторов. Необходимо выстроить работу так, чтобы ресурсы, как финансовые, так и человеческие, были направлены на достижение результата. А не на путь, который как известно, есть у самурая. Нам мало идти, нам надо дойти.
___
Олег Капранов — руководитель проекта «Технологии» в «Российской газете», эксперт РОЦИТ и автор Телеграм-канала «Токсичная цифра».