Аспекты креативности❕
Креативность часто воспринимают как нечто мистическое. Однако за несколько последних десятилетий было проведено много исследований, позволивших существенно углубить понимание креативности.
Исследователи проанализировали этот феномен на самых разных примерах — от выдающихся ученых и известных художников до дошкольников и шимпанзе. Они анализировали биографии, записи и письма великих творцов прошлого, разрабатывали компьютерные модели творческого процесса и даже пытались «привить» способность к творчеству компьютеру.
Время от времени, хоть и не так часто, исследователи изучали механизм креативности в контексте человеческого общества в целом.
Из всей массы работ о креативности я хочу выделить несколько основных, часто повторяющихся тем. По мере их изучения мы с вами узнаем, что такое творческая способность на самом деле, а также получим более глубокое представление о том, как и почему креативный этос проявляется в нашей жизни.
Начнем с основных положений.
Креативность — это не то же, что интеллект.
В одной научной работе различие между этими двумя понятиями охарактеризовано так:
«Во многих исследованиях креативность рассматривается как когнитивная способность, не зависящая от других ментальных функций, и особенно от совокупности способностей, обозначаемых общим термином “интеллект”. Хотя
интеллект (способность усваивать или обрабатывать большой объем данных)
поддерживает творческий потенциал, все же это не синоним креативности»
Креативность подразумевает способность к обобщению. Альберт Эйнштейн очень точно подметил это, когда охарактеризовал собственную работу как «комбинаторную игру».
Для того чтобы найти новые и полезные комбинации, необходимо тщательно проанализировать большой объем данных, субъективных оценок и различных сведений. Творческий синтез может привести к самым разным результатам: полезному изобретению, теории или идее, которые можно использовать для решения проблемы, или к произведению искусства, имеющему
эстетическую ценность.
Креативность требует уверенности в себе и способности пойти на риск.
В своей книге The Creative Mind («Креативное мышление») Маргарет Боуден
говорит о том, что креативность предполагает сочетание увлеченности и уверенности в своих силах.
«Для того чтобы выдвигать новые идеи и совершать ошибки, несмотря на критику в свой адрес, человек должен обладать развитым чувством собственного достоинства, — пишет она.
— Нарушение общепринятых правил, выход за их пределы требует уверенности в себе. Чтобы делать это снова и снова вопреки мнению и презрительным замечаниям скептиков, нужно еще больше уверенности»
.
Неудивительно, что креативный этос означает решительный отказ от конформистского этоса прошлого. В действительности творческая деятельность часто носит откровенно подрывной характер, разрушая существующие паттерны
мышления и образа жизни.
Творческий процесс вызывает чувство тревоги даже у того, кто занимается творчеством. Согласно одному известному определению, креативность — это «процесс разрушения гештальта с целью создания более подходящего гештальта».
Шумпетер писал о «творческом разрушении», которое преобразует существующие отрасли и создает новые. Специалист по истории экономики
Джоэл Мокир пишет: «Как экономисты, так и историки признают существование глубокого различия между человеком экономическим (homo economicus) и человеком творческим (homo creativus). Первый извлекает максимальную пользу из того, что дано ему природой. Второй протестует против того, что диктует ему природа.
Технологическая креативность, как и креативность вообще — это акт неповиновения».
🙍§
dАвтор: Ричард Флорида
📙Отрывок с книги: Креативный класс. Люди, которые создают будущее
§
fЧитать фрагмент онлайн📖
§
gКупить книгу со скидкой - 10%🔖
🔸
Архив l отрывок l 🔸