Яна Руслановна Пантуева, эксперт Русского университета, кандидат филологических наук, поделилась с нами размышлением
о русской идее Пушкина в честь 225-летия со дня рождения любимого поэта:
— У Пушкина получилось стать для России национальным гением. Его уникальность в том, что для очень разных людей с противоположными, полярными точками зрения — на всё что угодно: на историю, политику, современную жизнь, культуру, искусство — для всех этих очень разных людей с разными мнениями Пушкин является образцом, причём независимо от того, любят ли они его как поэта и писателя. Не любить Пушкина можно, хотя об этом обычно говорят с опаской, но невозможно его не знать совсем, будучи русским человеком, и невозможно не видеть его центрального места в русской культуре.
Если думать о том, какова его русская идея, то можно вспомнить некоторые его любимые темы и образы. Почему-то для него был очень важен сюжет сохранения верности даже в той ситуации, когда ты очень многое теряешь, когда теряешь самое дорогое. Как это происходит в финале «Евгения Онегина», в «Дубровском», когда девушка или женщина отказывается от любви всей своей жизни, потому что она дала слово. И русскому сердцу это понятно, даже если ты думаешь: «Я бы так не смогла / не смог». Понятно, что это ценно -- история, когда человек отказывается от своей выгоды, даже хорошей, важной, как бы это ни понимать: как комфорт или как свою главную любовь… Отказывается от своего, потому что чувствует, что перестанет быть собой, если не откажется.
Скорее всего, это общечеловеческая вещь. Но для русского человека это важно, это вызывает пусть удивленное, но сочувствие. Хотя возможна, конечно, и другая реакция. Может быть, кто-то скажет: «Ну, нет, это глупость». Тем не менее как высокий образец это все равно существует в нашем сознании, в нашей культуре.
«Капитанская дочка» Пушкина — очень редкий в нашей литературе сюжет взросления героя. Для подростков, для школьников это, может быть, один из самых важных и самых главных сюжетов. И всякий русский человек в школе это читает и видит, как герой-мальчишка, домашний баловень, сталкивается с большими историческими событиями, с большими личностями, такими, как в данном случае Пугачёв. Как его оценить — со знаком «плюс» или со знаком «минус» — это вопрос и выбор. И герой делает свой нравственный выбор в пользу чести, у него получается повзрослеть и обрести самостояние.
Что помогает делать этот нравственный выбор? Какую роль тут играют другие люди? Кто твои друзья? Кто твои враги? Этот сюжет на фоне нашей часто очень тяжелой истории для человека центральный и основной. И Пушкин предлагает нам образец.