Образование 4.0


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Другое


Канал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования.
🔹Пишем о трендах среднего, высшего образования, корпоративного обучения и EdTech.
✉️ Вопросы и предложения присылайте сюда: @Dschrg_Dcntrl

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Другое
Статистика
Фильтр публикаций


👾 За последние пару лет большой качественный скачок в развитии сделали помощники на основе ИИ — в том числе в обучении. Они могут быть одной из функций больших образовательных онлайн-платформ (например, по обучению иностранным языкам или для занятий по школьным предметам), а могут быть и самостоятельным продуктом. У них может быть аватар с какой-то внешностью, а может и не быть. Главное — с ними стало возможно общаться почти как с людьми, в переписке или устно, получать от них подсказки и развёрнутую обратную связь по своим учебным работам. И такой ИИ-помощник может быть настроен на персональное обучение.

❓ Возникает вопрос: развитие таких технологий может потеснить с рынка образовательных услуг репетиторов-людей? Ведь месячная подписка на какую-нибудь образовательную платформу вполне может обойтись существенно дешевле, чем индивидуальные занятия с репетитором.

Разбираемся в этой теме, опираясь на исследования, а также на мнения представителей разработчиков подобных ИИ-помощников и репетиторов (опасаются ли они, что их реально могут скоро потеснить?).

🖥 Читать →

#статьи #мнения


🏛 Было: бакалавриат, специалитет, магистратура. А что будет в новой системе образования, которая сейчас тестируется в отдельных вузах, а по всей стране начнёт действовать то ли в 2025, то ли в 2026 году?

Стоит ли вообще теперь поступать на бакалавриат, раз всё меняется? И что будет с дипломами бакалавров?

🖥 Читайте об этом в нашей статье →

#статьи


Новости в мире образования сегодня такие:

📌 С 1 сентября увеличат зарплаты преподавателям фундаментальных дисциплин. Правда, коснётся это лишь тех преподавателей, которые преподают в 50 вузах — участниках проекта «Передовые инженерные школы». Министерством определено, что к фундаментальным дисциплинам на данном этапе будут относиться теоретические дисциплины в области математики, физики, биологии, химии и информатики, без которых невозможно последующее освоение профессиональных и специальных дисциплин. На реализацию пилотного проекта в 2025 году планируется выделить 4,5 миллиарда рублей (на 4 месяца 2024 года — 1,5 миллиарда).
Читать →

📌 В Forbes назвали 100 лучших вузов России. Рейтинг вышел впервые с 2022 года, и в нём новый лидер. Хотя неожиданностью это не назовёшь: список возглавил МГУ.
Подробнее →

📌 В образовательном направлении VK появится сервис для репетиторов. Он будет работать на базе сервисов Mail.ru.
Читать →

📌 В США призывают изменить подход к исследованиям эффективности технологий в образовании. Проблема в том, что технологии развиваются быстрее, чем удаётся проверить их эффективность.
Читать →

📌 McKinsey обновила кадровый прогноз до 2030 года. В новом докладе учтено влияние автоматизации на рынки труда Европы и США. Рассказываем, какие навыки и сферы занятости становятся менее перспективными.
Читать →

📌 Исследователи подтвердили, что зарисовки способствуют запоминанию при онлайн-обучении. Рисование определённо позволяет запомнить отдельные слова и понятия лучше, чем их простая запись. Но, похоже, иногда продумать яркую ассоциацию с новым материалом в воображении достаточно, чтобы закрепить его в памяти.
Читать →

📌 Эксперт: без вложений в подготовку высокобалльниками на ЕГЭ были бы около 3% выпускников. А объём этих вложений, по оценке исследователей, в некоторых случаях сравним со стоимостью полного университетского курса. Да, вы правильно поняли: чтобы поступить на бюджет, надо отдать на подготовку примерно столько же, сколько стоило бы платное обучение в вузе.
Читать →

#новости_образования


🏫 Чего должно быть больше в школьной программе: истории о том, как развивалось общество в прошлом и до наших дней, или знаний о том, как устроено общество в наше время? Проще говоря — предмета истории или предмета обществознания?

Сейчас это актуальный вопрос, а сто лет назад похожую дилемму в России решили радикально — и совсем не в пользу истории. С 1920 по 1934 год такой предмет вообще исчез из программ советских школ, то есть целое поколение выросло без него.

🖥 Рассказываем, как это было →

#былое


👨‍💻 Во многом результаты обучения взрослых определяются тем, с какими установками пришли участники: например, курс может быть прекрасным, а люди всё равно ничего не выносят из пройденного. Именно поэтому установки важно учитывать в проектировании, причём на самых первых этапах — понимание опыта и состояния человека поможет сделать обучение эффективнее.

Как установки формируются, какими они бывают и что с ними могут сделать те, кто работает в образовании, — разберём в этой статье. 🖥

#статьи #репортаж

2k 1 33 2 10

📝 Недавно завершился основной период экзаменов. Собрали подборку статей о том, какими они были раньше и как к ним относились великие:

🔹 Как сдавали экзамены задолго до ЕГЭ и поступали в университеты

🔹 Что представляли собой экзамены в Смольном институте для благородных девиц

🔹 Почему великий Дмитрий Менделеев считал, что любые массовые экзамены следует уничтожить, и как, по его мнению, следовало проверять знания

🔹 Почему Лев Толстой тоже считал школьные и университетские экзамены бесполезными

🔹 Как учили и экзаменовали студентов 130 лет назад

🔹 Почему князь Оболенский описывал свои экзамены в университете как лотерею с минимальным шансом и то же самое думал об экзаменах будущий всероссийский император в изгнании (он, кстати, был убеждён в том, что принадлежность к царской фамилии никак ему на экзаменах не помогала)

#подборки #былое


💬 Тема возвращения в образование жёсткого подхода к учащимся продолжается. Этого ждут, похоже, не только в вузах, но и в школах. Выбор профессий подростками тоже предлагают подчинить интересам государства и общества.

На состоявшемся 13 июня заседании Совета по науке и образованию при президенте РФ директор Президентского физико-математического лицея №239 в Санкт-Петербурге Максим Пратусевич высказал мнение о том, почему старшеклассники хотят быть «блогерами, креативными продюсерами и бог знает кем» вместо того, чтобы стремиться в технические профессии: потому что им в основной школе, то есть до девятого класса, некачественно преподают математику. В результате у большинства школьников не формируется самоопределение в области инженерных и естественно-научных специальностей и они выбирают другие сферы — не те, что важны для государства и общества.

🏫 Что с этим делать? Возвращать в школьную систему жёсткость — в частности, при контроле знаний. Сейчас, по словам Максима Пратусевича, к знаниям школьников до момента ОГЭ никто не предъявляет особых требований:

Дети спокойно переходят из класса в класс в огромном большинстве, не приобретая навыка систематической работы и не приобретая навыка серьёзных умственных усилий.


Вводить изменения, по его мнению, необходимо уже в 5–7-м классе.

🖥 Подробнее →

#мнения

2.4k 1 26 11 42

Новости в мире образования на сегодня такие:

📌 Названы специальности с самым большим числом бюджетных мест для приёма в вузы в 2024 году. В приоритете — подготовка педагогов, айтишников, инженеров в других областях, медиков и специалистов в сельском хозяйстве.
Читать →

📌 Что известно об аресте руководителей WorldSkills Russia. Сообщается, что в связи с делом о мошенничестве под стражу взяли гендиректора и руководителя аппарата агентства. Кроме того, стало известно, что в отношении юридического лица АНО «Агентство развития профессионального мастерства» (WorldSkills Russia) за текущий год было подано 11 исков по ненадлежащему исполнению обязательств по организации дополнительного профессионального образования и обучения.
Читать →

📌 Самым популярным способом образования россияне назвали просмотр видео и чтение. Так что когда кто-то говорит, что он приверженец концепции lifelong learning, это вполне может подразумевать под этим просмотр просветительских роликов на YouTube.
Читать →

📌 Названы лучшие онлайн-школы по версии GetCourse. Речь идёт о премии, которую проводит платформа. В рамках конкурса выбирают лучшие школы, работающие в разных нишах. Среди них — те, которые связаны с образованием и изучением языков, а также с обучением профессиям. Думаем, игрокам EdTech-индустрии будет интересно узнать, кого признали лидерами в соответствующих номинациях.
Читать →

📌 Эксперты выяснили, какие форматы обучения предпочитают предприниматели. Промежуточные результаты из исследования аудитории предпринимательских курсов «Альфа-Банка» представили на семинаре Института образования ВШЭ. Его выводы (даже предварительные) могут быть полезны всем, кто разрабатывает курсы для предпринимательской аудитории.
Читать →

📌 В 2024 году Skillbox примет более 2500 человек на программы СПО и высшего образования. Всего поступающим доступны 22 программы по цифровым и управленческим специальностям (программы высшего образования — в партнёрстве с такими вузами, как МФТИ, МИФИ, СПбПУ, РУДН, ТГУ, УрФУ, РАНХиГС и Университет Иннополис).
Читать →

#новости_образования


Высокоселективными университетами называют те вузы, куда поступает много высокобалльников и олимпиадников. Казалось бы: у таких студентов должна быть сильнейшая мотивация к учёбе. Но известно, что даже в таких вузах от 20 до 25 процентов не доходят до конца обучения. Кроме того, студенты там тоже склонны к академическому мошенничеству, хотя, казалось бы: зачем списывать, если ты пришёл с высокой мотивацией по-настоящему учиться?

💬 Почему всё это происходит — точного ответа пока нет (но начато соответствующее исследование). Однако есть предположения. Мы поговорили о них с директором Института образования ВШЭ Евгением Терентьевым. А кроме того, затронули в интервью:

▪️ три главные темы, которые больше всего сейчас интересуют социологов, изучающих высшее образование;

▪️ то, как социологи вообще выбирают темы — и как они могут помочь заметить проблему, которая пока мало кого волнует;

▪️ вопрос, почему в высокоселективных вузах, куда приходят студенты с высокой мотивацией, 20–25% учащихся не доходят до конца обучения;

▪️ то, как и почему вдруг стала очень важной тема психологического благополучия студентов;

▪️ вопрос, что в активно обсуждаемых сейчас трендах образования кажется мифом, а что — правдой.

🖥 Читать ⬅️

#интервью


Репост из: На старт, внимание, курс
🔥Когда собирать обратную связь от студентов?

Традиционно все делают это в конце обучения. Но тогда улучшайзинг произойдёт только для следующего потока студентов🙁

Есть и другое мнение. Согласно этой статье Skillbox, лучше брать фидбек ещё и в середине курса. Это поможет изменить контент/формат и для текущей группы.

Круто задать студентам всего один вопрос и получить массу идей по улучшению обучения:
Что нам следует изменить в курсе?


Ещё важно критически оценивать полученный фидбек. Можно даже ранжировать предложения: "мега важно", "важно", "nice to have" - и изменять то, на что есть ресурсы.


🔎 Очень интересное исследование: учёные из Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Наньянского технологического университета (Сингапур) провели эксперимент, который показал, что истории с сюжетом и персонажами лучше помогают студентам понять научную информацию, чем традиционный стиль текста учебников (без сюжетов и героев).

Речь не о детях: эксперимент проводился среди студентов вузов, а тематика была естественно-научной, про молекулярные процессы (казалось бы — максимально далекой от сторителлинга).

📖 При этом встраивать сторителлинг в текст учебников можно двумя разными способами, и какой из них более эффективен, исследователи тоже проверили. Оказалось, что это зависит от объёма предварительных знаний студентов: в одном случае полезнее «встроить» учебный контент в сам сюжет, а в другом — сначала дать историю, а потом уже информацию для изучения.

🖥 Подробнее об исследовании →

#исследования #статьи


Новости в мире образования сегодня такие:

📌 Российский вуз внедрил систему безопасности на основе ИИ, разработанную в «Сколково». Система может распознать потенциально вооружённого человека на подходе к зданию университета и дообучается для того, чтобы было меньше ложных срабатываний.
Читать →

📌 В RAEX представили список 100 лучших вузов России — 2024. Рейтинг составили с учётом одного нового критерия, и благодаря этому состав лидеров немного изменился.
Читать →

📌 Исследование: почему россияне выбирают для детей частные школы. Число школьников в негосударственных учреждениях выросло за восемь лет почти в два раза, хотя в абсолютном значении остаётся ничтожным (за рубежом оно в разы выше). Опрос показал, по каким критериям родители из российских регионов выбирают частные школы.
Читать →

📌 Самые востребованные профессии: каких специалистов будет не хватать через 10 лет. Опубликовано соответствующее исследование. Помимо прочего, там сказано, каких специалистов ожидается переизбыток в два-три раза (а значит, найти работу им будет трудно). Главный вывод аналитиков в том, что выпускников вузов на рынке труда будет слишком много — нужно больше работников со средним профессиональным образованием.
Читать →

📌 Эксперты назвали 100 ключевых навыков, необходимых для работы в любой компании. Это исследование рынка США, но на него стоит обратить внимание российским работодателям и провайдерам корпоративного обучения — как на референс.
Читать →

📌 В Duolingo рассказали про метрику TSLW — время, потраченное на хорошее обучение. С помощью этой метрики в компании отслеживают прогресс пользователей. Кроме того, эксперты объяснили, как учеников стимулируют к росту.
Читать →

📌 «Яндекс» и «Сбер» открывают совместный бакалавриат по искусственному интеллекту с четырьмя российскими вузами — ИТМО, МФТИ, НИУ ВШЭ и Университетом Иннополис. Сообщается, что это первая в России программа высшего образования для будущих архитекторов и исследователей ИИ.
Подробнее →

#новости_образования


🧠 Каждый человек сталкивается с когнитивной перегрузкой — по-простому такое состояние называется «пар из ушей»‎. Происходит оно в момент, когда рабочая память человека перегружена и его мозг не справляется с новыми или текущими задачами.

👩‍🏫 Педагоги и преподаватели тоже склонны к таким перегрузкам: им каждый день приходится выполнять множество задач, постоянно взаимодействовать с другими людьми, держать в голове большие объёмы информации. Но вот о том, как с ней справиться, в профессиональной среде говорят не очень-то много.

⬆️ В карточках приводим рекомендации двух иностранных экспертов о том, как распознать у себя излишнюю нагрузку на рабочую память и как её предотвратить.

#база_знаний

2k 2 53 1 13

💻 Можно спроектировать просто великолепный курс, но студенты из него ничего не вынесут — просто потому, что сфера обучения такая штука, где мало дать, — надо, чтобы человек ещё и взял. А можно ли помочь студенту взять?

📝 Мы собрали из научных исследований о том, что помогает людям концентрироваться и запоминать информацию, несколько советов, которые могут взять на вооружение методисты и кураторы учебных курсов.

#база_знаний #подборки


📑 Разбираем, какие возможности у российского конструктора интерактивных учебных материалов «Удоба» (там можно создавать игры, тесты и задания с различными механиками, проектировать образовательные квесты и виртуальные экскурсии).

Его преимущества — бесплатность и то, что ученикам не нужно регистрироваться (указывать свои персональные данные), чтобы получить доступ к интерактивным заданиям.

🖥 Читать разбор →

#база_знаний #статьи


📖 В учебные материалы (учебники, пособия, презентации к урокам) почти всегда включают иллюстрации, которые должны помочь понять суть темы. Их оформление — вопрос не только эстетики, но и пользы для обучения (точнее, в первую очередь как раз пользы). Собрали подборку статей для методистов и дизайнеров про визуальное оформление:

📑 Для начала надо разобраться, где иллюстрации действительно нужны, а где лучше обойтись без них. Дизайнеры обычно стараются разбивать равные блоки текста картинками, чтобы было красиво. Но с точки зрения пользы для обучения надо учитывать когнитивную нагрузку: эта картинка помогает понять суть или она «чисто для красоты»? Во втором случае она, скорее всего, лишняя.
Подробнее о том, как это работает, можно прочитать здесь.

🖍 А что насчёт цветового оформления? Имеет ли это значение для передачи смыслов?
Об этом можно почитать здесь.

🎉 Если тематика курса такова, что в иллюстрациях нужно передать те или иные эмоции, как это сделать?
Подсказки можно найти в этой статье.

📝 А здесь собраны 10 типичных ошибок дизайна, которые портят онлайн-курс.

#подборки #база_знаний


📖 Папа Франциск, выступая на своей катехизации 12 июня, призвал католических священников делать свои проповеди не дольше 8 минут, потому что иначе «люди заснут».

Кажется, это актуально не только для проповедей))))

3k 2 38 1 46

Новости в мире образования сегодня такие:

📌 «Ведомости» сравнили стоимость обучения на популярных направлениях типовых российских вузов.
Почти везде она предсказуемо выросла. Сильнее всего — на 20% — подорожало обучение в МФТИ.
Читать →

📌 В школах и колледжах с нового учебного года появится учебный модуль программы «Обучение служением. Первые». Но пока не во всех, а в 11 пилотных регионах. Реализация социальных проектов вместе с партнёрами и вузами, по замыслу создателей, поможет школьникам сформировать гибкие навыки.
Читать →

📌 Спрос на программы по генеративному ИИ на Coursera за год вырос более чем в 10 раз. Имеются в виду курсы разного уровня — по миру в среднем популярнее объяснения и обучение промптингу «для чайников», но в некоторых регионах в топ выходят более продвинутые специализированные программы. Читать →

📌 А ещё Coursera запускает для вузов набор функций на базе ИИ. Новые инструменты могут облегчить жизнь преподавателям, взяв на себя самые разные задачи. Российским пользователям эти функции недоступны, но нашим разработчикам EdTech-продуктов может быть интересно изучить эти примеры как идеи для разработки собственных продуктов для вузов.
Читать →


📌 В Южной Корее предложили отдавать девочек в школу на год раньше мальчиков. С желанием улучшить качество образования идея никак не связана: её авторов беспокоит демографическая проблема, и это экстравагантный способ её решить, поспособствовав школьным романам (конечно, в будущем, а не в первом классе).
Узнать подробности →

📌 Папа Римский, похоже, оценил преимущества «микрообучения». Он призвал священников готовить проповеди не больше чем на восемь минут, чтобы прихожане не уснули. Но почему именно восемь? Мы поискали, есть ли на этот счёт научные исследования 🙂
Читать →

#новости_образования


Вы согласны, что образованию пора прекратить «танцы» вокруг студентов и стать более «тоталитарным» для их же пользы?
Опрос
  •   Да
  •   Нет
  •   Не знаю
438 голосов


👩‍🏫 Похоже, у тех, кто учит и создаёт обучение, назрел запрос на возвращение в образование «тоталитарного тренда».

На состоявшейся в рамках ПМЭФ дискуссии «Образование в креативных индустриях: актуальный контекст и образ будущего» Константин Богомолов высказал мысль о том, что в профессии в сфере искусства должны идти люди очень требовательные к себе — а в молодом поколении, в частности, актёров, этой черты не наблюдается.

🏛 Он считает, что ему самому стать профессионалом помог опыт преодоления, которым была наполнена учёба и на филологическом факультете МГУ, и в ГИТИСе (её он описал словами «адова атака»). А новые поколения приходящих в творческие профессии, отметил режиссёр, воспитаны в культе «доброго отношения» и не готовы отстаивать себя. В перспективе, по его мнению, это опасно, и, вероятно, системе образования нужно перестать «стелиться» под запросы учащихся.

И хотя реплика Константина Богомолова относилась к тем, кто приходит в сугубо творческие профессии, участники дискуссии поддержали его примерами из других сфер образования. Похоже, эта тема давно наболела.

💬 «Нам надо прекратить танец с бубном вокруг студента!» — высказалась Гульназ Кадырова, декан факультета Высшей школы управления Финансового университета при Правительстве РФ. Она пояснила, что студенты — особенно те, кто учится платно, — считают образование услугой и не понимают, что его результат зависит от их собственного труда.

🖥 Подробнее →

#мнения

Показано 20 последних публикаций.