Исторический музей. Официально


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Искусство


Официальный канал Государственного исторического музея. Москва, Красная площадь, д. 1
shm.ru
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новости и события!
Для связи: @gim_tg
Канал конференции: @gim_andm
Стикеры: https://t.me/addstickers/PetrKorabli

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Искусство
Статистика
Фильтр публикаций


Выбираем лучший #СубботнийЛонгрид этого месяца!

В июле мы совершили экскурс в историю одной из самых популярных среди интеллектуальных спортивных игр, вдохновлялись золотом скифов и изучали книжные редкости музея Лейб-гвардии Кексгольмского полка.

💌 Пишите в комментариях, какой лонгрид понравился вам больше всего! Если вы не успели прочитать один их них, обязательно переходите по ссылкам.


240 лет со дня рождения Дениса Васильевича Давыдова

Герой Отечественной войны 1812 года и поэт родился 27 (16) июля 1784 года в Москве. Военную карьеру мальчику из древнего дворянского рода предсказал сам Александр Василевич Суворов. При осмотре Полтавского легкоконного полка, находившегося тогда под начальством отца Дениса бригадира Василия Денисовича Давыдова, Суворов, великий полководец, заметив резвого ребенка, сказал:
«Ты выиграешь три сражения!»


В 1801 году юноша был определен отцом в Кавалергардский полк, куда его не хотели брать из-за маленького роста. Добившись, чтобы его приняли на службу, уже к сентябрю того же года Давывдов стал эстандарт-юнкером. В 1803 году был произведен в поручики, но вскоре из-за едких стихов с сатирой на Александра I был переведен из гвардии в Белорусский гусарский полк.

История о том, как молодой Давыдов ночью проник к фельдмаршалу М. Ф. Каменскому, главнокомандующему русской армией, с требованием отпустить его на фронт, давно обросла легендами. Но рвение гусара заметили при дворе, и в начале 1807 года он был назначен адъютантом к генералу П. И. Багратиону, который стал его наставником и любимым начальником.

Храбрость Дениса Васильевича в кампании 1807 года была отмечена золотым Прейсиш-Эйлауским крестом, орденом Св. Анны 2-го класса, золотой саблей с надписью «За храбрость» и прусским орденом «За достоинство».

В начале Отечественной войны 1812 года, командуя батальоном Ахтырского гусарского полка, Давыдов обратился с проектом партизанской войны. М. И. Кутузов идею одобрил, и накануне Бородинской битвы Денис Васильевич, получив в свое распоряжение 50 гусар и 80 казаков, двинулся в тыл врага. Первый же выход оказался победным. Успех был закреплен дальнейшими вылазками. Почти каждый день отряд захватывал пленных, обозы с продовольствием и боеприпасами.

По примеру отряда Давыдова были созданы и другие партизанские отряды из регулярных и казачьих войск. Особенно широкий размах действия войсковых партизанских отрядов приняли во время отступления французов из России.

В Музее Отечественной войны 1812 года отдельная витрина посвящена Денису Давыдову. В ней можно увидеть портрет героя в крестьянской одежде, но с орденом Св. Георгия 4-го класса на шейной ленте и его личные вещи: каретные часы, трубку и пепельницу из копыта лошади Давыдова.

📲Следите за нашими публикациями, посвященными Музею Отечественной войны 1812 года, по хэштегу #1812год

916 0 17 1 81

🔔Начинаем через час!

Слово историку. «Русская иконопись. Традиции и истоки»

Поговорим с искусствоведом, младшим научным сотрудником кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ Наталией Артуровной Дядюновой о традициях русской иконописи. Будучи связанной в своём становлении с византийским искусством, русская иконопись быстро показывает свое особое лицо и удивительное многообразие стилей в разных городах и землях.

26 июля в 19:00. Задавайте ваши вопросы до и во время трансляции

Куратор и ведущий программы «Слово историку» Степан Орлов.

Информационный партнер проекта — журнал «Историк» @istorikrf

📺Смотре
ть в VK Видео
📺 Смот
реть в Одноклассниках
📺 Смотреть в Yo
uTube
📺 Смотреть в Rutube

#СловоИсторикуГИ
М #ГИМ_онлайн


Репост из: Книжный Dостоевский
Приглашаем вас на лекцию "История России в истории храма Василия Блаженного" от Государственного исторического музея (ГИМ)!

Правда ли, что Покровский собор был главным храмом Москвы? Иван Грозный ослепил создателей храма – миф или факт? Может ли история собора быть зеркалом истории государства? На лекции вы узнаете не только ответы на эти вопросы, но и разгадаете все тайны и загадки храма Василия Блаженного.

Спикер: 
Татьяна Сарачева - российский историк, кандидат исторических наук, заведующая отделом Государственного исторического музея "Покровский собор"

Лекция состоится 29 июля в 19:00 в книжном Dостоевский по адресу:

ул. Воздвиженка, д. 1

Регистрация по ссылке


✍️ 26 июля 1951 года была найдена первая берестяная грамота

Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х гг. под руководством А. В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писала — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске. Впрочем, до открытия берестяных грамот версия о том, что это именно писала, не была преобладающей, и их часто описывали как гвозди, шпильки для волос или «неизвестные предметы».

В этот день на Неревском раскопе местная жительница Нина Акулова обнаружила берестяную грамоту № 1. Грамота содержит роспись доходов («позёма и дар»), получаемых землевладельцами Фомой, Иевой и, возможно Тимофеем, с нескольких сел. Доходы состояли в основном из денежных (белы) и натуральных (солод, овес, рожь, мясо) податей.

Местность Великого Новгорода характер почвенного покрова благоприятствует сохранности подобных материалов, и открытие берестяных грамот стало уникальным источником, отражающим быт и хозяйственную деятельность горожан в средневековом Новгороде, а также широкую грамотность его населения.

Берестяные грамоты обнаружены в Смоленске, Старой Руссе, Пскове, Москве, Старой Рязани и в других древнерусских городах, их количество превышает 1000 находок.

👀 Увидеть берестяные грамоты можно в 9 зале Исторического музея

Берестяная грамота № 1. Новгород, 1380–1400 гг. Береста, процарапывание. 14,8×1,4 см

Подписаться на Исторический музей

1.8k 1 25 1 114

«Русская иконопись. Традиции и истоки». Наталия Дядюнова

Искусство иконы тесно связано с восточно-христианской, православной традицией и является неотъемлемым атрибутом как русских православных храмов, так и грузинских, греческих, сербских и т. д. Однако икона — это есть нечто большее, чем просто предмет церковного убранства или памятник прошлого. Иконопись — это символическое отражение божественного мироздания, или, иначе говоря, воплощенное в красках богословие со своей строгой системой визуального лексикона. Будучи отринутой католической традиции, в восточно-христианской традиции иконопись получила вероучительное и литургическое назначение.

Традиция русской православной иконописи — абсолютно самостоятельная, уникальная линия развития восточно-христианского искусства. Выступая как преемница византийской традиции, русская иконопись быстро показывает свое особое лицо и удивительное многообразие стилей в разных городах и землях.

О традиции русской православной иконописи и формировании иконописной школы на территории Древней Руси поговорим с Наталией Артуровной Дядюновой, искусствоведом, младшим научным сотрудником кафедры всеобщей истории искусств исторического факультета МГУ

❗️Подключайтесь к трансляции 26 июля в 19:00. Вопросы можно задать в комментариях до и во время эфира. ❗️

Куратор и ведущий программы «Слово историку» Степан Орлов.

Информационный партнер проекта — журнал «Историк» @istorikrf

📺 Смотреть в VK Видео
📺 Смотреть в Одноклассниках
📺 Смотреть в YouTube
📺 Смотреть в Rutube

#СловоИсторикуГИМ #ГИМ_онлайн


Физионотрас — механическая рисовальная машина, котрую в 1784 году изобрел художник-любитель, гравер и виолончелист Жиль-Луи Кретьен. Первоначально термином называли только устройство, создающее точный силуэт, но позднее он распространился и на созданные с его помощью портреты. Само слово «физионотрас» происходит от слияния французских слов «physionomie» — «лицо» и «trace» — «след», «отпечаток».

Устройство представляло собой деревянную кабину с экраном сбоку. Портретируемый неподвижно усаживался так, чтобы под пучком света абрис его профиля отразился на экране. Портретист или оператор обводил контур лица специальным указателем, соединенным с пантографом — таким образом движения указателя повторялись карандашом, и на бумаге проявлялся контур будущего портрета. Рисунок занимал несколько минут.

Рекламное объявление о физионотрасе гласило:
«Господин Кретьен, музыкант королевской капеллы, изобрел прибор, с помощью которого делается портрет заданной величины, в профиль или в три четверти, за 3 или 4 минуты, причем не надо уметь рисовать. Цена этой машины не превышает 24 ливров».


Благодаря пантографу изобретенный Кретьеном прибор позволял рисовать контур сразу на отдельном листке бумаги, а также менять размер изображения, копировать его на бумагу или на медную пластину для гравирования. Такой контур можно было превратить в силуэт или вручную добавить черты лица, сохранив пропорции. Портреты в натуральную величину носили название «grand trait».

Физионотрас уступал гравированным портретам профессиональных художников, но отличался дешевизной и создавал у заказчиков ощущение объективной передачи изображения. Техника была крайне популярна в начале XIX столетия, и всего за несколько лет были созданы тысячи портретов. С появлением дагеротипии техника быстро вышла из употребления и оказалась забыта.

И в Историческом музее физионотрасы тоже есть. Например, портрет Варвары Ивановны Карабановой, супруги коллекционера Павла Фёдоровича Карабанова. Он был «рисован в Париже» художником-миниатюристом, учеником Кретьена Эдме Кенедеем. Парный портрет супруга Варвары Ивановны находится в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина. Работы встретились на выставке «Живой портрет... Волос в волос. Механическое рисование» в Пушкинском музее, где представлены и другие памятники из собрания ГИМ.

Карабанова В. И. Рисовано способом физионатрас и гравировано в Париже. Э. Кенедей. 1817 г.
Портрет А. И. Тургенева. Бушарди Э. Париж, 1827 г.
Портрет полковника Егора (Георгия) Герасимовича Селехова (1777-1834). Физионотрас. Гравировальная доска. Э. Бушарди, Э. Кенедей. Париж, 1810-е гг.
Портрет М. А. Сендюковой (1795-1879). Бушарди Э. Париж, 1822 г.


Подписаться на Исторический музей


Как попасть в фонды Исторического музея, не выходя из дома?

Конечно, с помощью рубрики «Предметный разговор»! Вот уже несколько лет мы еженедельно знакомим вас с памятниками отечественной истории, не представленными на выставках или в постоянной экспозиции. Каждую неделю хранители музея показывают жемчужины из фондов и рассказывают о них.

Пока проект на летних каникулах, смотрим выпуски предыдущих сезонов 👀

📺 История фальшивых монет
📺 Рыцарские турниры и доспехи
📺 О связи древних культур
📺 Фотоархив Г. М. Кржижановского
📺 Редкие портретные гравюры

#ПредметныйРазговорГИМ


💥 Летний розыгрыш!

Байкало-Амурская магистраль длиной 4300 км — это не только железная дорога, но и история людей, вокзалов и поселков, спроектированных архитекторами из разных союзных республик. Архитекторы привносили в постройки черты, характерные для своих родных краёв. Например, вокзал в посёлке Таксимо, созданный латвийскими архитекторами, похож на постройки европейского модернизма, но при этом синяя стеклянная черепица на нём — оммаж местному камню чароиту.

Какие ещё удивительные постройки есть на БАМ? Участвуйте в розыгрыше и узнайте!

Победители получат:

🏆Пригласительные билеты на два лица на выставку «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», которая до 1 сентября проходит в Историческом музее.

Условия конкурса просты:

✅Подписаться на канал
Исторического музея

✅Подписаться на канал фонда «Таволга»

✅ Подписаться на канал «Артефакты истории»

✅Нажать на кнопку «Участвовать»

Трёх победителей случайным образом выберет бот 31 июля.

Удачи🍀

Участников: 66
Призовых мест: 3
Дата розыгрыша: 14:00, 31.07.2024 MSK (4 дня)


В 1856 году Антип Иванович Кузьмичев основал в Москве ювелирную фирму. К концу XIX столетия предприятие насчитывало почти 120 работников и выпускало различные изделия из серебра, золота и бронзы. Особым вниманием пользовались фантазийные изделия с использованием разноцветных эмалей — хотя купец Кузьмичев и не был Поставщиком Императорского Двора, он активно сотрудничал со знаменитой фирмой Tiffany & Co, экспортировавшей эмалевые работы в США.

Потир — сосуд для христианского богослужения, применяемый при освящении причастного вина и принятии Святого Причастия. Как правило, это глубокая чаша с длинной ножкой и круглым основанием. Потир из серой яшмы в серебряной, позолоченой оправе украшен четырьмя овальными дробницами с погрудными изображениями. Дробницы с высоким рельефом изображают Спасителя Благословляющего, Богоматерь, Предтечу и Спасителя в терновом венце. Надписи на дробницах — из синей эмали. Внутри чаша обложена позолоченым серебром.

На резном поддоне помещен овальный, серебряный позолоченый медальон с надписью синей эмалью «988-1888». Сам поддон также обложен позолоченым серебром.

Потир. Фабрика Антипа Ивановича Кузьмичева. 1888 г.

Подписаться на Исторический музей


Акция «Музейная неделя» для участников СВО в Историческом музее

С 25 по 31 июля Исторический музей приглашает участников СВО и их семьи бесплатно посетить постоянные экспозиции и выставки Музейного комплекса: Исторический музей, Музей Отечественной войны 1812 года; Покровский собор,
Палаты бояр Романовых, а также филиал Исторического музея в Туле.

В Историческом музее проходят выставки «За лентой», «К 200-летию графа Уварова» и «Клады. Сокрытая история».

В Выставочном комплексе открыты яркие экспозиции «Дикое поле. В вечном движении» и «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа».

Возможность бесплатного посещения музея предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право на льготу.

Летом Музейный комплекс открыт с 10:00 до 21:00 ежедневно. Кассы закрываются на час раньше, санитарный день — первый вторник месяца.


Редкая находка Степной археологической экспедиции 🌾#ВестиПолей

Степная археологическая экспедиция Исторического музея под руководством Надежды Леоновой завершила раскопки кургана 9 могильника Песчаный IV. Несмотря на то, что он был ограблен еще в древности, в захоронении сохранились очень интересные предметы. Среди них — особый глиняный сосуд. Во время зачистки погребения его фрагмент «с носиком» заинтриговал всех участников экспедиции, вооруженных только ножами и кисточками.

«Животное с носиком» стало настоящим амулетом экспедиции! Поразительным оказался и результат реконструкции сосуда, предложенный художником Алексеем Мищенко. Это оказался не простой горшок, а керамический сосуд в виде барана. Скорее всего, он вылеплен вручную. На чуть горбатой голове крупные налепы передают глаза, на венчике — ушки, овальный рот открыт, шея украшена горизонтальными линиями. Пока трудно сказать, стоял такой сосуд-баранчик на ногах или лежал, но очевидно, что перед нами уникальный предмет, изображающий «огненного барана» — Фарна, некогда принадлежавший воину-аристократу позднесарматской культуры. Это иранское божество, скорее всего, играло особую роль в религиозных представлениях северокавказских алан и крымских сармат. Редкие, практически штучные сосуды в виде баранов найдены в аланском могильнике у села Едыса в Осетии и могильнике Нейзац в Крыму.

А сосуд «Фарн», когда-то принадлежавший сармату-воину, жившему примерно во II-IV вв. н. э. далеко от центра сарматского мира, поедет в Москву. Этот образ обозначает небо и солнце, мир и благодать — то есть то, что нужно нам и сейчас. Познакомиться поближе с культурой сарматских племен Донских степей можно на выставке «Дикое поле. В вечном движении» до 9 сентября

Репортаж № 3.

Подписаться на Исторический музей


«Магия моды. Часть II: День»

С 7 по 19 августа в Парадных сенях Исторического музея пройдёт выставка шести дизайнерских костюмов, переданных в дар музею известной телеведущей, автором программы «Магия моды» Наталией Козловой.

Вторая часть показа «Магия моды» познакомит с исключительными образцами одежды 1989–2000-х гг., дополненными оригинальными аксессуарами. Среди них подлинные модели одежды Пьера Кардена для советских фабрик и выдающиеся предметы одежды от модельеров ОДМО — пальто от Светланы Качаравы из коллекции 1989 года и смокинг от Александра Игманда и конструктора Галиной Копыловой, созданный для первой командировки Наталии Козловой в качестве спецкора на неделю моды в Париж в 1991 году. Не догадываясь об авторстве наряда, парижская светская публика принимала изысканный костюм за произведение Ива Сен-Лорана.

Экскурсионная и лекционная программа к выставке 🌸



Показано 14 последних публикаций.