ФАС расширяет понятие контроля иностранного инвестора
Сегодня ТГ-канал центрального аппарата ФАС России пополнился публикацией относительно способов раскрытия антимонопольным органом «серых схем» незаконного иностранного контроля стратегических предприятий.
К примерам таких схем ФАС отнес:
🟢контроль над стратегическим обществом иностранного инвестора через приобретение стратега близкими родственниками или деловыми партнерами, которые впоследствии назначают доверенных лиц иностранного инвестора на руководящие должности в стратегическом обществе;
🟢схему «Спрут», когда инвестор совместно с группой лиц выстраивает вокруг стратегического общества систему контрагентов с целью создания условий финансовой, материальной и производственной зависимости от таких контрагентов.
🧠 Мнение
Если в случае с контролем через близких родственников можно полностью согласиться, поскольку таких лиц в силу положений Закона о защите конкуренции можно считать группой лиц, то в случае контроля через деловых партнеров или создания системы «Спрут» с подобными выводами можно поспорить.
Во-первых, деловые партнеры, если они не связаны между собой по иным основаниям, не могут быть причислены к группе лиц или аффилированным лицам.
Во-вторых, учитывая наличие полной правосубъектности российских юридических лиц, даже при условии их отнесения к стратегическим обществам, они вправе выбирать контрагентов по своему усмотрению или путем объявления конкурентных процедур в соответствии с требованиями законодательства. При этом зависимость от поставок контрагента возможна только в одном случае – когда отсутствует свободная конкуренция. Однако в таком случае в силу должно вступать законодательство о защите конкуренции и обеспечивать невозможность диктовать такому контрагенту условия для стратега или контролировать его хозяйственную деятельность.
Вместе с тем, данные схемы полностью повторяют заключения ФАС о контроле над стратегическими обществами в арбитражном деле № А51-1301/2024. Указанные заключения послужили основанием для взыскания в доход Российской Федерации с группы физических и юридических лиц денежной суммы в размере 358 миллиардов рублей.
❕ В одном из заключений о контроле ФАС подтвердил контроль над стратегическим обществом совокупностью «косвенных доказательств», а в другом – наличием дружеских отношений и прошлом учебой на одном курсе с иностранным инвестором.
Вместе с тем, указанное решение суда не вступило в законную силу, так что будем наблюдать за развитием событий.
Сегодня ТГ-канал центрального аппарата ФАС России пополнился публикацией относительно способов раскрытия антимонопольным органом «серых схем» незаконного иностранного контроля стратегических предприятий.
К примерам таких схем ФАС отнес:
🟢контроль над стратегическим обществом иностранного инвестора через приобретение стратега близкими родственниками или деловыми партнерами, которые впоследствии назначают доверенных лиц иностранного инвестора на руководящие должности в стратегическом обществе;
🟢схему «Спрут», когда инвестор совместно с группой лиц выстраивает вокруг стратегического общества систему контрагентов с целью создания условий финансовой, материальной и производственной зависимости от таких контрагентов.
🧠 Мнение
Если в случае с контролем через близких родственников можно полностью согласиться, поскольку таких лиц в силу положений Закона о защите конкуренции можно считать группой лиц, то в случае контроля через деловых партнеров или создания системы «Спрут» с подобными выводами можно поспорить.
Во-первых, деловые партнеры, если они не связаны между собой по иным основаниям, не могут быть причислены к группе лиц или аффилированным лицам.
Во-вторых, учитывая наличие полной правосубъектности российских юридических лиц, даже при условии их отнесения к стратегическим обществам, они вправе выбирать контрагентов по своему усмотрению или путем объявления конкурентных процедур в соответствии с требованиями законодательства. При этом зависимость от поставок контрагента возможна только в одном случае – когда отсутствует свободная конкуренция. Однако в таком случае в силу должно вступать законодательство о защите конкуренции и обеспечивать невозможность диктовать такому контрагенту условия для стратега или контролировать его хозяйственную деятельность.
Вместе с тем, данные схемы полностью повторяют заключения ФАС о контроле над стратегическими обществами в арбитражном деле № А51-1301/2024. Указанные заключения послужили основанием для взыскания в доход Российской Федерации с группы физических и юридических лиц денежной суммы в размере 358 миллиардов рублей.
❕ В одном из заключений о контроле ФАС подтвердил контроль над стратегическим обществом совокупностью «косвенных доказательств», а в другом – наличием дружеских отношений и прошлом учебой на одном курсе с иностранным инвестором.
Вместе с тем, указанное решение суда не вступило в законную силу, так что будем наблюдать за развитием событий.