Васильев учит говорить


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Лингвистика


Публичные выступления, сторителлинг, навыки презентаций и коммуникации для бизнеса и жизни. Канал тренера Сергея Васильева.
www.vasilyevtraining.com

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Лингвистика
Статистика
Фильтр публикаций


12. Привычка рассуждать.

Сейчас вы закидаете меня тапками — я снова даю что-то, что не похожее на «волшебную таблетку». Но я готовлю к выступлениям десятки людей и точно знаю: лучшая волшебная таблетка — это старый добрый ТРУД. Вот только он должен быть правильно направлен, а это не всегда очевидно. Одна из таких неочевидных мишеней — привычка рассуждать вслух (именно привычка, не умение).

Разберемся.

Бог или боги дали нам способность объяснять мир / доносить свою точку зрения / влиять на мировосприятие аудитории через определенные языковые конструкции:

— определение понятий («автомобиль — это...»)
— анализ понятий («автомобиль состоит из...»)
— синтез понятий («автомобиль, автобус, велосипед — все это наземный транспорт»)
— объяснений явлений («автомобиль движется за счет двигателя внутреннего сгорания»)
— построения причинно следственных связей («автомобиль стоит дорого, потому что требует большого труда для создания»).

Этих инструментов много, способность применять их в речи, объясняя что-то слушателю, идя от посылок к выводом и является навыком рассуждения.

То, что я написал — очевидно. А теперь неочевидно. Рассуждающий, тот (та), кто имеет право объяснять — это определенный ранг в социальной иерархии. Это учитель, руководитель, вожак стаи, лидер команды. И когда вы начинаете рассуждать, вы поднимаетесь на новую ступеньку иерархической лестницы. Именно это и ТОЛЬКО это создает дискомфорт.

То есть:
- не «я не умею рассуждать / медленно подбираю слова», а «я не разрешаю себе почувствовать силу и статус, потому и волнуюсь и критикую себя».

Побейте меня тапками, но я вижу главную причину дискомфорта у ораторов именно в этом.

Как же наработать привычку рассуждать вслух?

Порассуждать о том:
— чем вы занимаетесь (ваша работа, ваш текущий проект)
— что вы прочли сегодня в новостях или в блога
— чем запомнилась неделя
— о фильме, книге, спектакле, музыке

Это можно делать наедине с собой, но не молча, а вслух.

Ваша цель — привыкать к тому, что вы можете:
— раскрыть любую мысль
— обосновать свое мнение
— объяснить сложное понятие или явление

Нужно просто не бояться подниматься на ступеньку выше.


11. Привычка не мямлить: говорить четко, спокойно.

Считается, что она формируется благодаря занятиям техникой речи: скороговорки, артикуляционные упражнения, декламация стихов и так далее. Это так и не так.

Например, ко мне пришла новая группа учиться не бояться делать презентации. Я прошу каждого на первом занятии сделать следующее упражнение: проговорить начало своей презентации сначала так, как привычно, а потом с особым вниманием к дикции, силе звука, интонации, паузе.

Происходит интересная вещь: люди, которые никогда в жизни не делали упражнений, начинают звучать по-другому исключительно за счет фокусировки внимания на том, КАК они звучат. И получают обратную связь от коллег: ты звучишь уверенно.

Фокусировка внимания на том КАК звучит речь дает результат даже если вы не тренируетесь. Хотя мне, человеку, который занимается сценречью 25 лет (в 1999 году я на актера поступил), конечно, приятно, когда ученик делает упражнения.

И я думаю, что это один из тех советов, которыми можно воспользоваться буквально здесь и сейчас.


10. Физика. Очень интенсивная разминка — с кардио и активным дыханием — помогает перевести организм в «режим бойца», когда вам вообще ничего не страшно. Например, 3-4 сета по 16 вдохов дыхательной гимнастики Стрельниковой, 15 преседаний. Гормональный фон — объективная вещь.


15 приемов уборки застенчивости и волнения (продолжаем)

9. Ораторский архетип и искусство перевоплощения.

Публичное выступление — это ситуация, где люди перевоплощаются роли (см. Ирвинг Гофман, «Представление себя другими в повседневной жизни». «Неуверенный в себе человек, ожидающий как его оценят» — это тоже роль, то есть модель поведения и самоощущения, которую БЕССОЗНАТЕЛЬНО выбирает человек, находящийся в глоссофобии.

А можно ли выбирать ОСОЗНАННО модели поведения / перевоплощаться в более приятные роли? Да. Я открою тайну: на этом построен у меня весь метод обучения. Это достаточно легко тренируемый навык.

Здесь есть несколько вариантов:

— учиться БЫТЬ собой, точнее — тем или той собой, которым/которой ты хочешь быть (авторитет, спокойствие, доброжелательность, юмор)

— использовать «ораторские архетипы» — Король, Маг, Воин, Друг. Это фундаментальные модели поведения для эффективной коммуникации, которые уже «прошиты» в нас, но не открыты — рассказываю об этом здесь (простите, видео пока только на Ютьюбе)

Воспринимайте выступления как игру и играйте без страха.


15 приемов уборки застенчивости и волнения (я, конечно, идиот, что пообещал так много, но уж давай, Васильев, расчехляйся).

1. Дыхание замедляет. Обычно все знают, что это так, но об этом забывают. Потом экстренно начинают дышать «квадраты» — но квадрат это сложно, есть и более простые вещи. Я рекомендую дышать в пропорции примерно 1:2. На вдохе поймать ощущение «как приятно, что воздух входит в легкие». Нам нужно хотя бы отчего-то в себе кайфануть) А на выдохе просто замедляться, замедлять реальность вокруг себя.

2. Самомассаж и тактильность. Что мы делаем, чтоб успокоить ребенка или любимого человека? Берем за руку, гладим по голове, треплем за плечо, обнимаем. Вот так же сделай и с собой: размассируй кисти, потом голову и лицо, потом шею и плечи. А если ты разомнешь еще и руки/корпус/ягодицы/ноги ты здорово поможешь голове думать и не терять мысль (потому что переферийное кровообращение позволит более эффективно использовать кислород).

3. Заземление. Это классика — когда стоишь — смягчи колени, почувствуй стопами землю, уйди всем весом в пол (то есть перестань напрягать те мышцы, которые для осанки на самом деле не нужны). Ок, а если ты сидишь? А седалищные кости на что? почувствуй вес тела пятой точкой и отпускай напряжение в опору.

5. Замедляйся. Никто никогда не готов к выступлению идеально. Вместо того, чтоб думать «не переставить ли мне 14й и 15й слайд» и «а что я буду делать, если среди слушателей будет Сидоров» — расслабься, подожди. Посмотри в окошко, послушай птичек. Не суетись. Как-то оно само образуется — и слайды и Сидоров. Ребята, чем ответственнее ситуация, тем важнее на нее не давить. Это важно и в выступлениях, и в презентациях, и в переговорах. А еще обрати внимание, как важно быть физически спокойным, собранным, не суетливым. Особенно перед аудиторией. Поэтому не ускоряйся, держи спокойствие no matter what

6. Доверяй себе, ведь на кого еще тебе опереться. Я своим клиентам говорю просто: за 120 минут до выступления ты перестаешь себя подгонять. Да, ты волнуешься, да, ты паришься — но ты у себя один / одна. И не нужно этого бесценного человека за..бывать перфекционизмом. Я это говорю клиентам потому что твердо и определенно знаю: РЕСУРС ИМПРОВИЗАЦИИ И НАХОДЧИВОСТИ НЕИСЧЕРПАЕМ. Но крылья не вырастут, если их постоянно отрезать.

7. Они — такие же. В аудитории нет сверхлюдей. Они такие же, как ты — чего не знают, чем-то отвлечены, что-то не успели, в чем-то не готовы. Ты пришел разговаривать с такими же людьми, как и ты. Они тоже раздолбаи, у них тоже половина дел в последний момент, они тоже волнуются, тоже забывают что-то. Поэтому снижай ожидания и просто разговаривай — не старайся.

8. Напиши план. Я топлю за планы по схеме вопрос-ответ, буквально насилую учеников, чтоб они писали их перед выступлением на планерке, продуктовой презентацией, звонком жене и т.д. Результат — уходит страх запутаться и сбиться, а он один из самых сильных.

Ребят, как вам эти советы? Это слишком просто? Или примерно, что ожидали?

Для меня это как базовый набор таблеток, который прописан при боязни выступать. Еще одну горсть положу сюда завтра.

692 0 10 6 35

В связи с отпуском пишу в канал меньше, август время легкое, хотя клиенты все равно есть и вот вам некоторое представление о том, что делаю.

Задача: научить архитекторов защищать проекты перед клиентами.

И я сначала решил: начну со «сторителлинга» (то есть с поиска в проекте той уникальности, проблемы, идеи, замысла, которые увлекут слушателя), продолжу построением логики рассказа и работой со слайдами, потом займусь собственно ораторской техникой. Как в театре — сначала содержание, потом форма.

А в итоге все делаю ровно в противоположной последовательности. Сначала «проявленность» (умение не бояться выступать), потом технические приемы, потом запоминание и импровизация, только потом — сторителлинг.

Почему так?

Раз ученикам труднее всего дается умение выступать само по себе, то с уборки застенчивости и нужно начинать. И дать технику речи и запоминания. Ведь если формы не будет, то и содержание некуда «влить».

Обещаю в следующем посте рассказать о 15 приемах уборки застенчивости и волнения.

Жду вопросов.


Вспомнила , что язык тела работает в обе стороны

То есть не только мозг дает команды телу, но и тело мозгу. И если мне нужно в голосе нотки власти, и в целом быть увереннее, то мне нужно принять позу соответствующую. Работает ли это? Можете подсказать пожалуйста на Вашем опыте?


На этот вопрос отвечаю: да. Но есть нюанс. Если вы сильно напряжены, вы панике, в спешке — а так часто именно это в ответственные моменты жизни и бывает — то какую позу не принимай, самочувствие и голос не поменяются. Таблетка не сработала? Нет. Просто организм не был готов ее принять. Ведь вы торопились, вы не были в моменте «здесь и сейчас».

Выход из состояний стреса, завышенного самоконтроля — это отдельный, самоценный навык.

Привычка делать все медленно, спокойно, не давить на себя, осознавать себя в моменте — вот та база, которая позволит восстановить нарушенные связи между телом, сознанием и эмоциями.


Отгадка загадки про грядку и шланг.

Как уже поняли проницательные комментаторы, речь идет о том, как оратору правильно организовать визуальный контакт с аудиторией.

Аудитория состоит из РАЗНЫХ людей. Кто-то нам симпатичен (огурцы), от кого-то, как кажется, идет негатив (помидоры), к кому-то мы равнодушны. Но все заслуживают того, чтоб мы полили их живительной водой нашего доброго и приветливого взгляда. Настраиваем взгляд и поливаем. Это так работает.

Понял ли ты меня, дорогой оратор?

Не жди реакции растений (то есть зрителя), а поливай, поливай, поливай — направляй глаза на людей, транслируй взглядом свои мысли и эмоции. Подумай, что ты хочешь взглядом сделать — воодушевить, поддержать, подбодрить. Немного терпения и ты получишь реакцию.


Загадка.

Сейчас лето, у кого-то есть дача, а на даче есть грядка, а на грядке растут огурцы, помидоры, кабачки. Возможно вы их поливаете из шланга или лейки (если долго не было дождей).

Вопрос: причем здесь публичные выступления?


Те, кто следит за российским бизнесом, наверняка следят и за мелодрамой (трагикомедией) в "Вайлдберис". Когда-нибудь об семье Бокальчук действительно снимут сериал, не уступающий "Наследникам" или "Лучше звоните Солу".

Вот тут https://t.me/osetinskayaliza/168 отличный разбор, в котором мне показалось важным следующее:

".. на днях один умный человек мне еще раз подтвердил, что роль Татьяны Бакальчук в компании - это GR и PR, а строительством бизнеса компании занимался Владислав. Почему же все это время он оставался в тени? Если посмотреть видео в его телеграм канале, ответ напрашивается сам: публичность - не его конек".

Вот она — стоимость умения выступать публично. Ты работал, создавал компанию, но ты не умеешь говорить на публике и с точки зрения внешнего наблюдателя тебя не существует.

Делайте выводы.


О преодолении синдрома самозванца (СС)

Он существует, про него есть публикации, он неисчерпаем, с ним нужно что-то делать. Как правило, я рекомендую принять и делать следующее:

🔻 Причины СС не интересны. Нас не оценили в детстве, нам кто-то затыкал рот, нам не уделили внимания, но в контексте задачи «хочу выступать публично» нет смысла говорить о причинах (это в терапию, сам хожу и всем советую). .

Вопрос стоит иначе: я могу выйти из под влияния СС здесь и сейчас? Ведь СС это лишь небольшая часть вас, вашей личности. Есть и другие части. С этим синдромом нужно «диссоциироваться», ни в коем случае не считать его чем-то, что определяет вас.


🔻Пора менять мышление. В чем главная ошибка человека, подверженного СС? Он стремится получить одобрение аудитории и это делает его позицию слабой: если я пришел к слушателю как проситель, я изначально занял слабую позицию (а выступать можно только из сильной).

Но можно мыслить по-другому: что я даю слушателю? в чем я ему помогаю? какую его «боль» могу снять? Осознанный вход в позицию «дающего» дает чуть ли не физическое облегчение, снимает напряжение.

Это одна из тех аффирмаций (установок), которые РАБОТАЮТ.

🔻Мы все равны. Мы действительно равны — заказчики и исполнители, продавцы и покупатели, лекторы и слушатели. Говорите себе, что нет никакой разницы между вами и теми, кто вас слушает, что вы на одном уровне и вы имеете полное право говорить, выступать, влиять.

🔻У СС есть конкретные физические проявления. Скорее всего – мышечный зажим, затруднение дыхания, ощущение недостатка времени, бегающий взгляд. Любая телесная и голосовая разминка (которых в этом канале много) будет снимать эти симптомы, а значит – снижать влияние СС во время выступления.

СС – это всего лишь набор негативных мыслей в голове, некая информация, ее влияние можно и нужно удалять. Учимся управлять телом осознанно.

🔻Учитесь рассказывать и аргументировать. За явно ощущаемой проблемой СС оратор часто не видит большой реальной проблемы: он не умеет понятно и аргументированно излагать материал.

Разложите выступление на короткие пункты и простыми словами разъясните каждый пункт: почему это именно так? для чего это нужно? как это работает? какие есть примеры?

Именно работа над аргументацией должна стать фокусной точкой для большинства спикеров, тогда причин для проявления СС просто не будет.


И ещё раз об умении поддержать разговор на любую тему (18+!!!!)


Упражнение «лучи» придумал Рудольф Штайнер, создатель антропософии, а дальше его взял в свой тренинг Михаил Чехов (племянник писателя, не менее великий, только артист).

Михаил Чехов создавал тренинг для таких, как он сам: ранимых, раненных, нервных. Он преподавал актерское мастерство многим людям, в том числе, Мерилин Монро.

Потом было основано Международное Чеховское общество, и как-то уже этим путем через гениального педагога Юрия Михайловича Авшарова о «лучах» узнал и я.

В общем, все мы – сокурсники Мерелин Монро.


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Сегодня прошло первое «заседание» Ораторской Мастерской, вот вам подарок от нас: очень простое, при этом глубокое и даже «эзотерическое» упражнение: «Лучи».

Применяется для разгона ощущения «я – большой», чувства уверенности. Чувство «Я — большой» помогает не терять себя на сцене или перед камерой и вообще меньше волноваться, когда говоришь перед незнакомыми людьми.

(тренеру, кажется, пора схуднуть!)

708 0 12 1 20

НАУЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ЭТИМ ЛЕТОМ. FINAL CALL

Объявление для всех, кто вдруг понял, что ему или ей трудно, сложно, нелегко выступать публично.

Трудно выстроить мостик между собой и аудиторией. Трудно быть с аудиторией один на один. Сложно или почти невозможно управлять голосом и телом, когда ты должен публично говорить.

Можно ли, несмотря на эти трудности, ПОЛЮБИТЬ выступать? Многие говорят что нет. А вот я верю, что да.

Раз в год, как и прошлым летом, набираю группу. 10 онлайн занятий с 27 июля по 27 августа.

В этом году это исключительно техники:

- дыхание
- преодоление волнения
- голос
- ясность речи (интонация, темп, дикция)
- основы актерского мастерства для оратора
- контакт с залом, контакт с пространством
- освобождение и выразительность тела и жеста

Таким образом, мы не минуты не посвятим тому, ЧТО мы говорим, только тому, КАК мы чувствуем себя, как умеем менять и настраивать самочувствие, как выразить себя голосом и телом.

Как преодолеть барьер страха, волнения, закрытости, чтоб публичные выступления стали радостью.

Записи занятий будут в доступе, так же будет проверка домашней работы.

Стоимость лишь 10 тыс руб., потому что это ОБЩЕДОСТУПНАЯ Ораторская Мастерская Сергея Васильева.

Кто хочет узнать подробности и готов записаться – оставьте здесь "+" в комментарии.

🙂 И да, можно прийти на первый урок, оплатив только его, а потом остаться.


Все, что написано выше, будет помогать вам, если вы эти практики делаете каждый день; чем чаще получается прочувствовать момент перехода в новое состояние — чуть лучше..

Но что значит «прочувствовать»? Что такое «состояние»? Чем оно новое?

Прочувствовать = разложить то, что ты делаешь не умом, а мышечной и эмоциональной памятью. Так как работа сводится к фиксации ощущений, глагол «прочувствовать» здесь очень правильный.

Новое состояние = смена «не могу и не хочется» на «хочу и получается», причем естественная, легкая; смена состояний очень сильно связана с неосознанными паттернами дыхания, движения, проживания эмоций, восприятия себя в пространстве. На то и упражнения.

И лучший способ действительно умело справляться с нервами — делать что-то подобное очень часто. Не только в день выступления, а каждый день.

🔻И если нужен кто-то, кто будет вас заставлять заниматься: первое занятие нашей Ораторской мастерской пройдет в субботу, встречаемся по субботам и воскресеньям в 11-00 Мск, записывайтесь здесь


А что делать с нервами?

1. Дышать!

🔻 Квадраты (вдох - задержка - выдох - задержка ) в пропорции 4 : 4 : 4: 4, 6 : 6: 6: 6 (в секундах) и так далее.

🔻 «Свистелки»: вдох животом - выдох на звуке «ссссс» или «щщщщ» длиной от 15-20 секунд

🔻 «Свистелки с задержкой»: вдох животом - задержка на 4-5 секунда — выдох на звуке «ссссс» или «щщщщ» длиной от 15-20 секунд

Вы не поверите, но я знаю, как называются «свистелки» на санскрите — «вайю-пранаяма» (и даже знаю, как это переводится).

2. Дышать и звучать.

Если делаем вдох, то почему бы не поработать с голосом.

🔻 Свободный, не поверхностный вдох с ощущением широкого горла, по которому воздух проходит до низа живота. На выдохе звук «хоммм» или «хамм» — стон, идущий от низа живота и отдающийся вибрацией в костях лица, в грудной клетке, в спине, в затылке.

2. Размягчаться

🔻 Растирать или разминать тело в следующем порядке: ладони, голова и лицо, шея и плечи, руки, все остальное сверху вниз.

3. Увеличить круг активного внимания.

🔻 Вдохнуть и посмотреть вокруг, мысленно описывая круг радиусом 15 и более метров, в центре которого вы и это — ВАШЕ пространство, оно — ваше.

Эти таблетки не мое изобретение. Каждый тренер дает их собственную вариацию, которую он считает важной. Например, мне важно, чтоб ученик не закрывал глаза, пытаясь справиться с волнением, а, наоборот, хотел наполнить пространство собой и себя — от пространства. Но есть один важный нюанс … (продолжение следует).

890 0 10 7 17

Речью (генерацией текста) управляет примерно та же часть головного мозга, что и вообще моторикой, движениями. При любой физической работе вам нужно разогреться, то же самое происходит в речи. Именно поэтому (а не только потому что нет навыка «занимать свое место» на сцене) во время выступления подсознательно хочется ходить.

Поэтому «разговориться» в ситуации, когда у вас уже есть план выступления или слайды, но вы не уверены в тексте проще всего на ногах, перемещаясь по комнате.

Полезно так же после того, как вы проговорили презентацию один раз, после перерыва повторить упражнение, но не стараясь повторять себя слово в слово. Нужно доверять мозгу: когда вы боитесь что-то забыть, вы обязательно забудете, когда вы рискуете и импровизируете ПО СТРУКТУРЕ, вы активируете «подсистему подбора слов» и оказывается, что вы можете это делать.

Через какое-то время вы поймете:

🧩 концентрация исключительно на структуре и логике помогает выступать публично

🧩 мысли о том, как вас принимают, как на вас реагируют — будут мешать — отводите ваше внимание от этих мыслей

🧩 любые движения и жесты помогают думать, даже маленькие
(не обязательно махать руками и носиться по сцене)

И если вам нужно, чтоб кто-то заставил вас делать такие практики, то вот вам летняя ораторская мастерская.


Я подумал, что мне, наверное, стоило б побольше рассказать о себе и о своем методе работы?

В связи с этим предлагаю поиграть. Что из сказанного ниже — неправда?

Сергея Васильева можно увидеть на сцене московского «Электротеатр Станиславский»

Сергей Васильев выступает с концертами песен Александра Вертинского.

Сергей Васильев – программист.

Сергей Васильев — журналист.

Сергей Васильев тренировал руководство крупнейшего розничного банка России, крупнейшей металлодобывающей компании России, крупнейшего импортера алкоголя в России.

Сергей Васильев готовил кандидата от последней легальной оппозиционной партии в России к теледебатам.

Сергей Васильев может за ночь написать учебник ораторского мастерства.

Сергей Васильев 15 лет практикует йогу.

Сергей Васильев держал кафе на севере Индии.

Сергей Васильев всегда очень сильно волновался на публике.

(простите, все о себе да о себе)


Друзья, совершенно не обязательно отписываться от канала, когда вы видите объявление о наборе в платную группу (хотя мы все устали от рекламы). Скорее стоит порадоваться, что один раз в год тренер, работающий целый год на больших заказах от корпоративных клиентов, находит время на тренинг для всех, кому нужно. А нужно многим, по-моему.

Показано 20 последних публикаций.