Эти коллективные отступничества [от православия в ислам] происходили каждое десятилетие, быстро сменяясь одно за другим в 1802–1803, 1826–1830, 1842, 1856, 1865–1866, 1870, 1882–1883, 1895–1895, 1896 и 1905 гг. Целые деревни посылали к царю прошения о разрешении им исповедовать свою истинную веру.
Отступничества соответствовали русско-турецким войнам, смене царей или периодическим налоговым переписям (ревизиям), введенным Петром I, а также
местным волостным переписям, которые обязывали кряшен называть себя «татарами» или «кряшенами», то есть мусульманами или христианами.
Они также совпали со вспышками холеры в 1830, 1849 и 1853 годах; неурожаями 1864–1865, 1867–1868, 1870 и 1873 годов; строительством новых церквей; или введением в 1870 г. новых законов об образовании, делавших преподавание русского языка обязательным в школах изучения Корана.
Отступники-кряшены видели во всех этих событиях подтверждение своих апокалиптических ожиданий
обновителя истинной религии, который освободит их от христианского ига.
Cтроительство церкви в 1891 г. побудило к отступничеству крещеных чувашей Васильевки в окрестностях г. Бузулука Белебеевского уезда. Исламизированная чувашка распространяла слух, что после постройки церкви сорок дней будет идти дождь, как в истории Ноя, и чтобы церковь не провалилась под землю, христиане будут приносить в жертву под ее фундаментом новорожденного или девственницу¹.
¹ НАРТ, ф. 93, соч. 1, д. 128 т, л. 36 об.
Agnès Nilüfer Kefeli
Becoming Muslim in Imperial Russia: conversion, apostasy, and literacy@argadu