Коллеги, последнее время мне часто задают вопрос: - Что такое безэкипажный катер (БЭК)? Казалось бы, очень простой вопрос и ответ на него должен быть простым: - Катер на борту которого отсутствует экипаж, считается безэкипажным. Так, но не так!
В детстве я увлекался авиа и судомоделизмом, свой первый композитный корпус я склеил еще в далеком 1980 году, отсюда и непроходящая любовь к композитам. Но рассказ, собственно, не об этом. В 1983 году, в судостроительном кружке, нам в голову пришла идея снабдить катер 4,5 метра радиоуправлением. Сказано, сделано. В качестве системы радиоуправления был использован 4-х канальный Новопроп. Хватило бы и 2-х канального, но что было под рукой то и ставили. Изрядно пришлось помучится с гидравликой, но у одного из парней отец работал на атобазе и нам перепали два списанных насоса от грузовых автомобилей. От идеи до реализации, прошло около трех месяцев. На Сурском водохранилище катер был спущен на воду и испытан. Дальность оставляла желать лучшего, но в целом система работала. И вот вопрос, можно ли считать такой катер БЭКом? Кто-то скажет конечно, ведь на борту нет экипажа. Но я скажу – НЕТ! Это был дистанционно управляемый катер, и экипаж у него был. Пусть не на борту, но на берегу он был и контролировал каждую секунду движения катера.
Все, что я напишу ниже, это исключительно мое мнение, не претендующее на какие-либо истины, а уж тем более в последней инстанции. Я считаю, что БЭКом может считаться только тот катер, оператор которого выполняет исключительно контролирующие функции. При постановке задачи, БЭКу ставится задача выйти из точки А и прибыть в точку Б, за время Т. Система управления БЭКом, самостоятельно определяет маршрут движения и скорость движения. Во время движения, система датчиков и машинного зрения самостоятельно определяет тип и характер возникающих препятствий и только в случае невозможности самостоятельно принять решение, система подает сигнал оператору, который принимает решение о дальнейших действиях. После выхода в точку Б, система катера самостоятельно осуществляет выполнение поставленной задачи, которая формируется за счет установленной полезной нагрузки.
Например, на катере установлена система тушения пожаров и БЭК был отправлен в зону стихийного бедствия, ну например нефтебаза на берегу водоема. Прибыв на место, собрав датчиками и камерами информацию, определив приоритетные точки воздействия, система БЭКа сообщает о принятых решениях оператору, который либо соглашается с ними, либо устанавливает свои приоритеты и дает команду на выполнение задачи. Все дальнейшие манипуляции БЭК делает самостоятельно. Таким образом, один оператор, сможет контролировать работу нескольких БЭКов.
Таким образом, катер на котором установлена система, которая на большинстве из этапов выполнения поставленной задачи, действует самостоятельно под КОНТРОЛЕМ оператора, будет полноценным безэкипажным катером. Если, на всех этапах выполнения поставленной задачей, катер УПРАВЛЯТЬСЯ оператором, то это дистанционно управляемый катер. Вот на мой взгляд различия между безэкипажными и дистанционно управляемыми катерами.