Свеженазначенный вице-премьер Савельев, выступая на заседании комитета Госдумы по транспорту, в качестве одного из приоритетов развития отрасли назвал модернизацию Восточного полигона. Если с этим дела хоть как-то продвигаются, то с задачей эффективного использования провозной способности БАМа и Транссиба, проблема ограниченности которой резко обострилась после фактического закрытия логистических маршрутов в западном направлении, Савельев на посту главы министра транспорта явно не справился. Восточного полигона на всех заинтересантов не хватает, каждый тянет одеяло на себя. Даже РЖД стал настойчиво стучаться в двери Минтранса со своими «оптимизирующими» предложениями.
Монополист уже не впервые просит Минтранс оптимизировать поставки грузов ТЭКа на восток - мол, нефтепродукты для Дальнего Востока везут из западных регионов, а уголь из Кузбасса, тогда как продукция дальневосточных НПЗ и угольных компаний идет в основном на экспорт. РЖД предлагает внести в ФЗ о закупках изменения, стимулирующие электростанции и котельные приобретать уголь у поставщиков Дальнего Востока, расширить перечень компаний, имеющих обязательства по реализации угля на бирже, и поставить экспорт угля компаниями Дальнего Востока в зависимость от поставок на внутренний рынок по аналогии с правилами, действующими для Кузбасса. Что касается поставок нефтепродуктов на восток, монополист предлагает ограничить перечень экспортеров нефтепродуктов «по критерию наличия у компаний собственных перерабатывающих мощностей» - при этом в РЖД не пояснили смысл предложения.
Вроде бы, рациональное зерно в этом есть – зачем везти уголь для дальневосточных ТЭЦ за 5 тыс. км, если можно использовать местные энергоресурсы. Вот только, как отмечают эксперты в отрасли, экспортная деятельность российских нефтяных компаний определяется соображениями, связанными с санкциями – и в текущей конъюнктуре вопросы стабильности экспорта не менее важны. В любом случае, проблема использования провозных способностей БАМа и Транссиба остается в зоне ответственности Савельева. И ложится на плечи свеженазначенного главы Минтранса, экс-губернатора Курской области Старовойта.
Монополист уже не впервые просит Минтранс оптимизировать поставки грузов ТЭКа на восток - мол, нефтепродукты для Дальнего Востока везут из западных регионов, а уголь из Кузбасса, тогда как продукция дальневосточных НПЗ и угольных компаний идет в основном на экспорт. РЖД предлагает внести в ФЗ о закупках изменения, стимулирующие электростанции и котельные приобретать уголь у поставщиков Дальнего Востока, расширить перечень компаний, имеющих обязательства по реализации угля на бирже, и поставить экспорт угля компаниями Дальнего Востока в зависимость от поставок на внутренний рынок по аналогии с правилами, действующими для Кузбасса. Что касается поставок нефтепродуктов на восток, монополист предлагает ограничить перечень экспортеров нефтепродуктов «по критерию наличия у компаний собственных перерабатывающих мощностей» - при этом в РЖД не пояснили смысл предложения.
Вроде бы, рациональное зерно в этом есть – зачем везти уголь для дальневосточных ТЭЦ за 5 тыс. км, если можно использовать местные энергоресурсы. Вот только, как отмечают эксперты в отрасли, экспортная деятельность российских нефтяных компаний определяется соображениями, связанными с санкциями – и в текущей конъюнктуре вопросы стабильности экспорта не менее важны. В любом случае, проблема использования провозных способностей БАМа и Транссиба остается в зоне ответственности Савельева. И ложится на плечи свеженазначенного главы Минтранса, экс-губернатора Курской области Старовойта.