Отрывок, который мы только что услышали, сообщает нам важную истину о том, как рождается в человеке вера. Порой нам кажется, что ее появление совершенно от нас не зависит. Это происходит, говорим мы, в результате стечения каких-либо обстоятельств. Человек что-то услышал, увидел, узнал, какой-то новый, доселе ему неизведанный факт, что-то его потрясло. И вот, внезапно в его сердце входит вера. Участие самого человека в ключевом моменте его судьбы сведено к нулю. Вера появляется внезапно, как влюбленность.
В некоторых христианских конфессиях, попытки разгадать эту тайну, вынудили богословов даже утверждать то, что Сам Бог изначала предопределил, кто в Него поверит, а кто нет. Сам Бог, вне зависимости от воли человека, кого-то обрек на ад и вечные муки, кого-то на рай и вечную радость.
Слова Христа, обращенные к иудеям, свидетельствуют совершенно об ином. Оказывается, появление веры в человеке не есть результат только лишь божественного вмешательства. Бог обращается к человеку, а тот не слышит, говорит ему какие-то слова, а тот не понимает. В чем же дело? Причина проста: у человека есть власть самому определять, что ему видеть, слышать и что из увиденного и услышанного допускать к своему сердцу. А потому, вера – это результат не только призыва со стороны Бога, который использует все средства, чтобы ненавязчиво привлечь человека к Себе, она еще и результат той внутренней сердечной установки, которая подсказывает каждому из нас, принимать свидетельства о Боге или нет. Вникать в то, что говорит нам Спаситель или проигнорировать. Другими словами, вера в Бога зависит, в том числе, и от воли самого человека.
Указав на эту власть человека над собственной судьбой, Христос указывает и на то, по какой причине люди могут заставить себя не слышать и не понимать те знаки, которые посылает им Господь. Желание исполнять похоти дьявола. То есть трепетное отношение к своим любимым привычкам и наклонностям. Боязнь что-то менять в своей жизни. Ведь если ответить на призыв Бога, от многого придется отказаться, многое придется изменить.
Казалось бы, все вышесказанное, касается неверующих людей. В какой-то мере это так. Но проблема в том, что Христос обращает Свою речь к религиозным вождям евреев. На тот момент это, как бы мы сказали, лучшие из лучших. Оказывается, признание того, что Бог есть, принадлежность к той или иной религиозной общине еще не делает человека верующим. Оказывается, единократного ответа на призыв Бога недостаточно. Оказывается, будучи формально верующим человеком, можно так внутренне окостенеть, что, когда Сам долгожданный Христос будет к тебе обращаться, ты Его не узнаешь, а Его слова не примешь, а, ко всему, будешь еще кричать «распни, распни Его».
Для нас это важное напоминание. Бог обращается к нашему сердцу не единократно, то есть не только в тот момент, когда мы уверовали в Него и стали участниками Его Церкви. Это постоянный непрекращающийся призыв. Бог ожидает от нас диалога, беседы. А потому наша религиозная жизнь – непрестанная ревизия собственного сердца. Действительно ли оно открыто Богу, действительно ли оно готово в этот момент отозваться на Его призыв, не коробит ли его при звуке евангельских заповедей, не хочет ли оно закрыться от них, оглохнуть, чтобы их не слышать?
Именно к тем людям, которые обрели это непрестанное сердечное предстояние перед своим Творцом, и обращены слова Спасителя, завершающие сегодняшнее чтение: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек».