Сооснователь "Нетологии" Максим Древаль готов поделиться мудростью за 20 000 рубей:
https://starttrack.ru/events/cyber
"Футбол покорял мир десятилетия, киберспорту хватит 3 лет.
Я никогда не увлекался компьютерными играми. Работал в «Яндексе» и Mail.ru, вместе с партнерами основал «Нетологию-групп», крупнейшую российскую компанию, которая предлагает взрослым и детям онлайн-образование полного цикла. В 2017 году 40% компании приобрела «Севергрупп» миллиардера Алексея Мордашова. Forbes оценил наш бизнес в $ 60 млн.
Тогда я стал искать рынок, где еще возможна экспансия, быстрое развитие и выход на глобальный уровень. Как и многие, я считал компьютерные игры развлечением для детей, но после случайного разговора решил всё проверить.
Оказалось, то что еще недавно привлекало лишь школьников, обошло все возрастные ограничения. Сотни миллионов взрослых людей с доходом выше среднего полюбили не просто играть, но даже смотреть как играют другие, участвовать в чемпионатах и обсуждать их. В мире таких уже 400 млн человек, а в России рынок больше, чем в любой из европейских стран.
Стало понятно, что путь к званию спорта №1, который футбол прошел за десятилетия, киберспорт проделает в течение нескольких лет. Спонсорство, реклама, трансляции, образование и так далее — все вертикали, весь бизнес, построенный вокруг обычного спорта, скоро возникнет и здесь.
Оценив всё это, я основал Learn2Play. Мы взяли игру Dota 2, крупнейшие турниры по которой одновременно смотрят более 1 млн зрителей, и использовали мой опыт в онлайн-образовании и маркетинге. Вместе с профессиональными спортсменами подготовили образовательные ролики и систему внутриигровых тренировок, начали продвижение с помощью лидеров мнений и рекламы в соц. сетях.
Меньше чем за 2 года после запуска мы привлекли в капитал $2 млн от 2 венчурных фондов. Подготовили более 2500 обучающих роликов, с помощью нейросети проанализировали 90 млн матчей, сделали персонализированные рекомендации и игровую аналитику, начали проводить турниры, подключили еще одну игру. Стали закупать у блогеров столько рекламы, что получили очень выгодные условия и запустили собственное рекламное агентство, чтобы предлагать их другим.
Сейчас у Learn2Play 1,8 млн пользователей (85% из-за рубежа), более $50 000 месячного оборота. Мы строим продажи по модели сотовых операторов: меньшая часть услуг бесплатна, большая часть, например, видеоуроки и анализ по игре — стоит $7 в месяц. В ближайшее время закроем раунд еще на $4 млн, начнем ежегодно подключать по 4 игры, а через год постараемся масштабировать выручку в 10 раз."
Я с киберспортом знаком уже 20 лет, почти с момента его возникновения в середине 90-х. За это время несколько раз наблюдал один и тот же цикл.
1. Какой-нибудь непуганый идиот (вариант: опытный разводила) открывает для себя киберспорт и решает, что вот оно — будущее.
2. Инвестору скармливается история, что это как обычный спорт, только лучше: огромная аудитория, бешеные темпы рост, рынок вот-вот выстрелит, завтра будет поздно.
3. На инвесторские деньги запускаются проекты: онлайн-издания, сервисы, киберспортивные команды и лиги.
4. Проходит пара лет, а выручки так толком и нет. Инвестор начинает подозревать, что деньги в этом балагане идут только в одном направлении — от инвесторов к сотрудникам, подрядчикам и рекламным площадкам.
5. Если проектом рулит опытный разводила или непуганый идиот, быстро сообразивший бесперспективность затеи, проект стремительно продается ЕБЛу (Еще Большему Лоху). В идеале — стратегическому инвестору. Но чаще проект умирает.
7. У нового владельца проект тоже, как правило, умирает. Или перепродается дальше с убытком. Но здесь это уже никого не волнует: топ-менеджеры получили свою порцию славы на страницах СМИ и бонусы от вздутых на короткое время KPI.
8. Первоначальный инвестор списывает убытки и зарекается вкладывать в киберспорт.
9. Спустя какое-то время приходит новое поколение стартаперов и инвесторов.
https://starttrack.ru/events/cyber
"Футбол покорял мир десятилетия, киберспорту хватит 3 лет.
Я никогда не увлекался компьютерными играми. Работал в «Яндексе» и Mail.ru, вместе с партнерами основал «Нетологию-групп», крупнейшую российскую компанию, которая предлагает взрослым и детям онлайн-образование полного цикла. В 2017 году 40% компании приобрела «Севергрупп» миллиардера Алексея Мордашова. Forbes оценил наш бизнес в $ 60 млн.
Тогда я стал искать рынок, где еще возможна экспансия, быстрое развитие и выход на глобальный уровень. Как и многие, я считал компьютерные игры развлечением для детей, но после случайного разговора решил всё проверить.
Оказалось, то что еще недавно привлекало лишь школьников, обошло все возрастные ограничения. Сотни миллионов взрослых людей с доходом выше среднего полюбили не просто играть, но даже смотреть как играют другие, участвовать в чемпионатах и обсуждать их. В мире таких уже 400 млн человек, а в России рынок больше, чем в любой из европейских стран.
Стало понятно, что путь к званию спорта №1, который футбол прошел за десятилетия, киберспорт проделает в течение нескольких лет. Спонсорство, реклама, трансляции, образование и так далее — все вертикали, весь бизнес, построенный вокруг обычного спорта, скоро возникнет и здесь.
Оценив всё это, я основал Learn2Play. Мы взяли игру Dota 2, крупнейшие турниры по которой одновременно смотрят более 1 млн зрителей, и использовали мой опыт в онлайн-образовании и маркетинге. Вместе с профессиональными спортсменами подготовили образовательные ролики и систему внутриигровых тренировок, начали продвижение с помощью лидеров мнений и рекламы в соц. сетях.
Меньше чем за 2 года после запуска мы привлекли в капитал $2 млн от 2 венчурных фондов. Подготовили более 2500 обучающих роликов, с помощью нейросети проанализировали 90 млн матчей, сделали персонализированные рекомендации и игровую аналитику, начали проводить турниры, подключили еще одну игру. Стали закупать у блогеров столько рекламы, что получили очень выгодные условия и запустили собственное рекламное агентство, чтобы предлагать их другим.
Сейчас у Learn2Play 1,8 млн пользователей (85% из-за рубежа), более $50 000 месячного оборота. Мы строим продажи по модели сотовых операторов: меньшая часть услуг бесплатна, большая часть, например, видеоуроки и анализ по игре — стоит $7 в месяц. В ближайшее время закроем раунд еще на $4 млн, начнем ежегодно подключать по 4 игры, а через год постараемся масштабировать выручку в 10 раз."
Я с киберспортом знаком уже 20 лет, почти с момента его возникновения в середине 90-х. За это время несколько раз наблюдал один и тот же цикл.
1. Какой-нибудь непуганый идиот (вариант: опытный разводила) открывает для себя киберспорт и решает, что вот оно — будущее.
2. Инвестору скармливается история, что это как обычный спорт, только лучше: огромная аудитория, бешеные темпы рост, рынок вот-вот выстрелит, завтра будет поздно.
3. На инвесторские деньги запускаются проекты: онлайн-издания, сервисы, киберспортивные команды и лиги.
4. Проходит пара лет, а выручки так толком и нет. Инвестор начинает подозревать, что деньги в этом балагане идут только в одном направлении — от инвесторов к сотрудникам, подрядчикам и рекламным площадкам.
5. Если проектом рулит опытный разводила или непуганый идиот, быстро сообразивший бесперспективность затеи, проект стремительно продается ЕБЛу (Еще Большему Лоху). В идеале — стратегическому инвестору. Но чаще проект умирает.
7. У нового владельца проект тоже, как правило, умирает. Или перепродается дальше с убытком. Но здесь это уже никого не волнует: топ-менеджеры получили свою порцию славы на страницах СМИ и бонусы от вздутых на короткое время KPI.
8. Первоначальный инвестор списывает убытки и зарекается вкладывать в киберспорт.
9. Спустя какое-то время приходит новое поколение стартаперов и инвесторов.