ЕГОР…
Россия Для Русских, ключевой концепт: КАЖДЫЙ должен владеть акциями и землей
30 ноября 2017 г.
Мы так часто говорим о демократии и честных выборах как о само собой разумеющихся благах, идущих из глубины веков, что не задумаемся о том, что раньше демократия выглядела немного иначе. А именно: даже в XX веке в большинстве цивилизованных стран имелся имущественный ценз для избирателей. Считалось само собой разумеющимся, что у владельца завода и работающего на этом заводе пролетария принципиально разная степень ответственности. Поэтому владелец завода, ворочающий миллионами, отвечающий за тысячи сотрудников, думающий о производственных цепочках и цепочках сбыта, пристально следящий за всеми законами и регуляциями, может голосовать. А пролетарий, следящий в основном за тем, как достать на опохмел — нет.
Понятно, что такая структура демократической власти порождала свои проблемы — типа профсоюзной мафии и рабочего движения — но нельзя отказать ей в известной логике. Затем научные ученые установили, что должно быть универсальное избирательное право с голосами для всех, после чего развитие демократических институтов подошло к следующей проблеме: отчуждению граждан от избираемых ими властей. По мере усложнения государственно-бюрократических аппаратов обычные люди могут все меньше объяснить, как те или иные политические программы повлияют на их жизнь. Поэтому появляется массовая апатия в виде равнодушия к выборам и тотального недоверия к вроде как народным властям. Другая сторона отчуждения — расцвет популизма, ярче всего проявившийся в Италии, где есть партия «5 звезд», руководит которой натуральный, с дипломом, клоун. Если у людей нет желания понимать, как и что работает, то их можно привлечь веселыми затеями, получив голоса по принципу «а чо, прикольно жжет танцпол мужик!»
Отчуждение и массовая апатия ведут к бюрократической тирании, когда можно делать что угодно, гражданам все равно. Клоунада ведет к, собственно, клоунаде и профанации самой концепции государства как механизма решения проблем, а не как развлекательного учреждения. Меж тем лекарство есть: новая книга знаменитого Нассима Талеба («Черный лебедь») Skin in the game (вольный перевод «Рисковать собственной шкурой») построена вокруг одной нехитрой мысли Уоррена Баффета. Оказывается, топ-менеджеры транснациональных корпораций начинают вести себя совершенно иначе, когда они покупают акции управляемой ими корпорации. Работать на дядю — пусть даже за космическую зарплату — это одно. Быть собственником — совершенно другое, происходит колоссальный сдвиг психологии и отношения к управляемой компании. Поэтому стандартной практикой является выдача топ-менеджерам пакетов акций, чтобы они делали как для себя, а не как за зарплату. Дальше Талеб развивает мысль Баффета применительно ко всем сферам жизни: единственное, что может заставить человека по-настоящему рыть носом землю — это не «патриотический долг», не наглядная агитация и даже не обещание бонусов и выплат, а только и исключительно совладение. Отношение хозяина нельзя сымитировать даже за фантастические деньги.
(Продолжение следует)
Россия Для Русских, ключевой концепт: КАЖДЫЙ должен владеть акциями и землей
30 ноября 2017 г.
Мы так часто говорим о демократии и честных выборах как о само собой разумеющихся благах, идущих из глубины веков, что не задумаемся о том, что раньше демократия выглядела немного иначе. А именно: даже в XX веке в большинстве цивилизованных стран имелся имущественный ценз для избирателей. Считалось само собой разумеющимся, что у владельца завода и работающего на этом заводе пролетария принципиально разная степень ответственности. Поэтому владелец завода, ворочающий миллионами, отвечающий за тысячи сотрудников, думающий о производственных цепочках и цепочках сбыта, пристально следящий за всеми законами и регуляциями, может голосовать. А пролетарий, следящий в основном за тем, как достать на опохмел — нет.
Понятно, что такая структура демократической власти порождала свои проблемы — типа профсоюзной мафии и рабочего движения — но нельзя отказать ей в известной логике. Затем научные ученые установили, что должно быть универсальное избирательное право с голосами для всех, после чего развитие демократических институтов подошло к следующей проблеме: отчуждению граждан от избираемых ими властей. По мере усложнения государственно-бюрократических аппаратов обычные люди могут все меньше объяснить, как те или иные политические программы повлияют на их жизнь. Поэтому появляется массовая апатия в виде равнодушия к выборам и тотального недоверия к вроде как народным властям. Другая сторона отчуждения — расцвет популизма, ярче всего проявившийся в Италии, где есть партия «5 звезд», руководит которой натуральный, с дипломом, клоун. Если у людей нет желания понимать, как и что работает, то их можно привлечь веселыми затеями, получив голоса по принципу «а чо, прикольно жжет танцпол мужик!»
Отчуждение и массовая апатия ведут к бюрократической тирании, когда можно делать что угодно, гражданам все равно. Клоунада ведет к, собственно, клоунаде и профанации самой концепции государства как механизма решения проблем, а не как развлекательного учреждения. Меж тем лекарство есть: новая книга знаменитого Нассима Талеба («Черный лебедь») Skin in the game (вольный перевод «Рисковать собственной шкурой») построена вокруг одной нехитрой мысли Уоррена Баффета. Оказывается, топ-менеджеры транснациональных корпораций начинают вести себя совершенно иначе, когда они покупают акции управляемой ими корпорации. Работать на дядю — пусть даже за космическую зарплату — это одно. Быть собственником — совершенно другое, происходит колоссальный сдвиг психологии и отношения к управляемой компании. Поэтому стандартной практикой является выдача топ-менеджерам пакетов акций, чтобы они делали как для себя, а не как за зарплату. Дальше Талеб развивает мысль Баффета применительно ко всем сферам жизни: единственное, что может заставить человека по-настоящему рыть носом землю — это не «патриотический долг», не наглядная агитация и даже не обещание бонусов и выплат, а только и исключительно совладение. Отношение хозяина нельзя сымитировать даже за фантастические деньги.
(Продолжение следует)