Постскриптум от Дорохина


Kanal geosi va tili: Rossiya, Ruscha
Toifa: Siyosat


О том, что происходит, и о том, как должно быть. Телеграм-канал секретаря ЦК КПРФ, президента Национального Союза народных и коллективных предприятий Павла Дорохина.

Связанные каналы

Kanal geosi va tili
Rossiya, Ruscha
Toifa
Siyosat
Statistika
Postlar filtri


Вложения в НИОКР в оборонке - образец для инвестиций и в гражданскую науку

В последнее время в стране снижается финансирование отечественной науки. Так, по свидетельству исследователей из ВШЭ, за последнее десятилетие оно сократилось до одного процента, да и в прежние годы колебалось рядом с этой отметкой. Призываю правительство Мишустина срочно пересмотреть подходы. Образцом для подражания здесь может стать ситуация с НИОКР в оборонно-промышленном комплексе страны.

Согласно подсчётам Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, затраты на исследования и разработки в отечественной экономике сейчас едва превышают 1% от ВВП. Да, в деньгах эти инвестиции несколько подросли, но явно не до тех значений, которые нужны для развития государства.

Пока мы фактически топчемся на месте, другие страны активно наращивают капиталовложения в науку. Например, Китай в этом веке довёл вложения в НИОКР до более чем 2%, то есть он на данный момент вдвое обгоняет Россию и намерен идти дальше. Ещё более щедры к своим учёным некоторые развитые державы Западной Европы и Северной Европы. Более тревожной ситуация выглядит, если сравнивать конкретные суммы инвестиций. По данным ЮНЕСКО, мы пусть и продолжаем находиться в десятке стран по объёмам капиталовложений в НИОКР, но уже на порядок уступаем США и КНР, упустили вперёд Индию и начинаем отставать от Бразилии.

Однако положение дел ещё можно обратить в нашу пользу. К тому же, у России есть позитивный опыт инвестиций в военный сегмент науки. Государство вкладывает в НИОКР оборонно-промышленного комплекса кратно больше, чем в гражданские исследования. По известным оценкам - около 10% ВВП. И такие инвестиции вполне оправдываются, ведь отечественный ВПК обеспечивает не только национальную безопасность, но и значительную валютную выручку от экспортных поставок. А за счёт этого все капиталовложения в передовые разработки с лихвой окупаются.

Важно: продукция ВПК является высокотехнологичной, в силу чего обладает значительной добавленной стоимостью и, в отличие от нефти или газа, практически не зависит от ценовой конъюнктуры на мировом рынке. Точно так же дела обстояли бы с любой другой нашей обрабатывающей индустрией, получи она достаточное и даже опережающее финансирование для своих научных разработок.

КПРФ не зря настаивает на том, чтобы государство направляло на финансирование науки не менее 7% от ВВП для каждой отрасли. Только через целевые инвестиции в передовые технологии мы сможем обеспечить и экономический рост вместо нынешней стагнации, и возвращение России статуса промышленно развитой державы. Опыт ВПК прямо указывает на необходимость поставить науку в приоритет, и она, несомненно, отблагодарит нас.


Не только наш Военно-промышленный комплекс должен вызывать беспокойство у США

На днях появилась информация, что США опять пытаются сорвать заключаемые Россией контракты на оружейные поставки. Вашингтон, скорее всего, в очередной раз не преуспеет в этом. Причины понятны - продукция отечественного ВПК имеет конкурентные преимущества на рынке, и ни один покупатель в здравом уме не станет от нее отказываться. А раз наша оборонка находится в столь хорошей форме, то из неё можно сделать тот буксир, который потянет за собой остальные отрасли экономики.

По недавним сообщениям СМИ, власти Соединённых Штатов сейчас надеются оказать давление на Индию, достаточное для того, чтобы та отказалась от приобретения зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф». Ранее США пытались то же самое проделать с Турцией, однако не нашли в Анкаре понимания. Вашингтон регулярно предпринимает усилия, направленные на ослабление позиций России на рынке вооружений, но, как правило, терпит неудачу. Далеко не все государства соглашаются покупать продукцию американского ВПК, отказавшись при этом от надёжных, эффективных и доступных изделий российской оборонки.

В данном случае позиция США разительно отличается от той, что наш стратегический противник занимает в отношении нашего сырьевого экспорта. Штаты спокойно увеличивают импорт нефти из России, да и противодействие строительству газовых трубопроводов ведётся всё же не из-за боязни конкуренции с РФ на рынках товаров первого передела, а преимущественно для уязвления интересов Москвы. Иными словами, американцы проявляют заметную нервозность там, где чувствуют нашу силу, а последняя в немалой степени заключается в имеющихся у нас высокотехнологичных отраслях - я говорю об оборонно-промышленном комплексе.

Тем более, ВПК ориентирован не только на экспорт, а ещё и на укрепление обороноспособности России. Военное строительство ведётся непрерывно. В частности, мы скоро приступим к перевооружению атомных подлодок, надводные корабли получат «Цирконы» и прочая и прочая. Очевидно, способность нашей оборонки производить качественное вооружение и для собственной армии также сильно огорчает Вашингтон. Можно предположить, как рады были бы за океаном, если бы Россия окончательно утратила высокотехнологичные индустрии и была лишь в силах поставлять на экспорт газ, нефть, уголь, древесину, а хотя бы и пеньку с пушниной.

Предлагаю правительству подумать над тем, как бы нам никогда не доставить такого счастья стратегическим противникам.
И не только подумать, но уже и приступить к конкретным действиям. Россию необходимо вернуть в клуб государств с развитой, многоукладной экономикой. Чтобы США продолжали огорчаться, сталкиваясь по всему миру с конкуренцией с российскими товарами, - как оружием, так и станками, и тракторами, и морскими судами и иной технологичной продукцией. Полагаю, ВПК может стать той силой, которая потянет за собой иные важные отрасли - к примеру, собственные гражданское самолётостроение и микроэлектронику. И при этом не прекращать выпуска вооружений - пусть они и дальше служат как экспортным доходам, так и безопасности нашей страны.


СССР совершил прорыв, поставив на передовые отрасли, и это урок для России

Одно из событий последних дней - переполох, который вызвали на Западе наши подлодки. Наблюдатели не исключают, что теперь интерес к ним могут проявить страны, ранее на покупавшие эти корабли у России. Из этой коллизии следует извлечь понятный урок: мы способны производить высокотехнологичные машины и оборудование, что следует сделать приоритетом экономической политики правительства РФ.

Подлодки, о которых речь, - это «Варшавянка» (проект 636.6) известные в НАТО под уважительным названием «Чёрная дыра». Оно было присвоено за удивительную малошумность, которая недавно привела к забавному казусу: корабли вероятного противника, наблюдавшие за одной из «Варшавянок», легко потеряли её с радаров. И здесь налицо не только мастерство наших моряков, но и преимущества технологий, разрабатываемых российской военной наукой - прямой наследницей советской оборонной школы.

Этот случай получил широкую огласку, и эксперты резонно отметили, что таким образом наша «Варшавянка» была бесплатно прорекламирована по всему миру. Теперь можно ожидать, что предметный интерес к нашим передовым подлодкам - а также к другим разработкам российского ВПК - проявят не только закупившие их Вьетнам или Китай, но и другие государства. И это - прямой призыв нашему кабинету приступить к непосредственному и планомерному развитию высокотехнологичных отраслей, которые будут способны также удивлять мир своей продукцией, как наша оборонка.

КПРФ давно и настойчиво заявляет о необходимости новой индустриализации страны, модернизации имеющихся производственных мощностей и дальнейшем следовании путём инноваций.
Такую ставку столетие назад сделал Советский Союз и добился, пожалуй, уникального мирового достижения: из разрухи после первой мировой и гражданской войн, фактически без посторонней помощи быстро превратился из аграрной в индустриальную державу, обеспечил собственную экономическую независимость от недружественных стран, надёжно укрепил свою обороноспособность. Приведу такую красноречивую цифру: к концу тридцатых годов XX века СССР смог обогнать по объёму промышленной продукции все страны Европы, заняв на континенте первое место, а в мире уступал по данному показателю только США.

Чем же может похвастаться в глобальном смысле современная Россия?
Разве что стабильными поставками нефти, газа, зерна, а также, естественно, изделиями ВПК. Что примечательно, из перечисленного только последняя является продукцией высокого передела, остальные же отечественные индустрии, которые когда-то производили востребованную за границей сложную технику - от автомобилей и станкостроения до гражданских кораблей – откровенно отстают.

Однако такое положение дел явно недостойно нашей страны, когда-то успешно реализовавшей свой промышленный потенциал. Теперь мы снова должны, оперевшись на науку и технологии, заняться восстановлением высокотехнологичных отраслей нашей промышленности и довести долю обрабатывающего сектора с нынешних 20% - и это ещё оптимистичная оценка - до 80%. Тогда мир будет удивляться не только подлодкам, произведённым в России.


Гособоронзаказ - образец качественной работы в экономике

Если государство способно сформировать гособоронзаказ и обеспечить его выполнение, то почему система регулярно сбоит в других отраслях и в целом не справляется с экономическим развитием России? Дело в разности подходов.
Наш ВПК продолжает функционировать преимущественно по тем правилам, которые были установлены в СССР, остальная же часть промышленности фактически оставлена на произвол «рынка». Такую ситуацию настоятельно требуется изменить.

В прошлом году Россия закончила Государственную программу вооружений, принятую в 2011-м и профинансированную на 20 триллионов рублей. За это время обеспеченность наших войск новой техникой по некоторым направлениям уже приближается к 100% и в любом случае превысила установленную 70-процентную планку. Однако с завершением ГВП достижения, очевидно, не исчерпаются: так, в этом году Сухопутные войска получат свыше 300 бронетранспортёров семейства БТР-82, превосходящих зарубежные аналоги.

Вот так и нужно вести дела в экономике. Наметить сроки, определить, что нужно сделать и ради чего, обеспечить достаточный уровень инвестиций и контролировать процесс. В своё время так управлял собственным развитием Советский Союз - страна, породившая культуру стратегического планирования в государственном управлении, которую впоследствии взяли на вооружение многие развитые державы. К сожалению, сейчас отечественные власти действуют совсем не так, как было бы полезно для всех нас.

В 2014 году из-за начавшейся войны санкций перед Россией встала острая необходимость импортозамещения. Сегодня можно констатировать, что она по большинству направлений тормозится. Почему? Потому что власти подошли к процессу без должного анализа, не создали единый центр принятия решений, воздержались от разработки детальных программ восстановления самообеспеченности России и вообще пустили всё на самотёк. При этом нельзя же сказать,что в правительстве сидят недееспособные исполнители. В конце концов, они смогли обеспечить госпрограмму вооружений и национальную безопасность страны на этом фронте. Но отчего-то не желают распространить данный успех повсеместно. Может быть, властям следует прислушаться к рекомендациям КПРФ, знающей, в чём дело?

Наш ВПК держится за счёт сохранения советских практик, изжитых в других индустриях. Деятельность оборонки до сих пор планируется, у нас есть понимание, на что уйдут триллионы ГВП, какие цели будут достигнуты. Вот недавно широкой публике стало известно о создании в России инновационной системы воздушных боёв, которая вряд ли появилась на свет, не имей мы выверенных расчётов на её создание.

Ранее СССР так выстраивал работу по развитию всей экономики. А именно, Госплан изучал положение дел и разрабатывал прорывные программы развития, согласно им строились заводы и даже города, страна получала целые отрасли, которые ранее отсутствовали в России. В итоге мы превратились в одно из мощнейших государств мира. Пора превратиться в него снова, для чего потребуется расширить условный гособоронзаказ до масштабов всей страны.


Новая индустриализация - историческая необходимость для России

На днях вниманию общественности были предложены весьма интересные заявления. Премьер Латвии - страны, последовательно избавлявшейся от «тяжёлого советского наследия» в виде развитой промышленности, - заявил о необходимости новой индустриализации республики. К тому же выводу следует прийти и отечественному кабинету. Ведь поучительный пример Латвии и иных стран, прошедших форсированное избавление от производств, показывает, что только государства с развитым обрабатывающим сектором могут обеспечить не только собственную национальную безопасность, но и благосостояние своего народа. И наоборот - утрата предприятий ведёт к экономическому коллапсу и даже вымиранию когда-то гордившихся суверенитетом территорий.

Со скидкой на разницу в масштабах России и Латвии можно сказать, что новейшие истории стран довольно схожи. Например, и мы, и прибалты стали жертвами либеральных «реформ», в результате которых пережили утрату значительной части промышленного потенциала. Латвия потеряла РАФ и ВЭФ - в России были ликвидированы ЗИЛ и АЗЛК, знаменитый «Дзинтарс» пережил банкротство - мы практически остались без станкостроения и так далее.

России пора извлекать уроки из этой исторической драмы и возвращаться в клуб экономически развитых держав. Когда-то молодая Советская Россия преуспела в стремительном создании мощнейшей промышленности чуть ли не с нуля, и это наследие не разбазарено до сих пор, пусть в значительном количестве и находится в руках частника. При должном усердии мы и сейчас сможем повторить тот подвиг своих дедов по строительству индустриальной экономики, главное - руководствоваться уже апробированными методами.

Во-первых, критически важно оформить работу по восстановлению производственной мощи страны институционально. Здесь нам потребуется новый Госплан - его можно учредить на базе Минэкономразвития. Во-вторых, этот орган исполнительной власти нужно будет насытить компетентными кадрами, в том числе из академической сферы, и предоставить особые полномочия, что уже подразумевается законом «О стратегическом планировании, к слову, подготовленном при активном участии КПРФ. Также нужны будут и планы развития на кратко- и среднесрочную перспективу, а ещё общее понимание, какой должна быть экономика России. Пока кабинет замещает этот взаимоувязанный комплекс стратегических программ некими «национальными проектами», однако они мало того, что не согласованы друг с другом, так и постоянно откладываются в реализации.

Советская Россия добилась прорыва уже в первую пятилетку, когда были заложены основы тяжёлой промышленности и в целом фундамент для развития экономики страны. В дальнейшем все производственные показатели СССР шли только в рост - от производительности труда до изготовления продукции, когда-то в нашей стране совсем не выпускавшейся, к примеру, тракторов. На контрасте - либеральная модель управления РФ не смогла добиться хоть какого-либо приемлемого результата за тридцатилетие. И такой момент: индустриализация в СССР привела к тому, что рост промышленности в стране к началу Великой Отечественной достигал 6-10% ежегодно - фантастический показатель для нынешней, подчинённой либеральной модели управления России. А с таким ростом люди всегда могли рассчитывать на работу и на достойную её оплату.

Пока Латвия разбирает за ненадобностью железные дороги и сожалеет об утраченной промышленности, Россия, уже имеющая опыт возрождения буквально из пепла, должна уже приступить к широкомасштабной программе реиндустриализации. Без этого амбиции политического руководства страны останутся без удовлетворения, а широкие народные массы так и не обретут благополучия.


В приоритете Правительства должны быть все отрасли, способные обеспечить прогресс государства ❗️

На фоне успешности отечественной оборонки остальные индустрии и сферы применения человеческого труда явно отстают. Предлагаю правительству заняться их системным развитием. А для этого важно не только расставить приоритеты, но и наладить их достойное финансирование.

Россия сегодня финансирует науку по самому скромному разряду, инвестируя в неё чуть более процента ВВП. По этому параметру мы не входим и в тридцатку государств и в разы уступаем ведущим державам. Так, Израиль и Южная Корея вкладывают в науку заметно больше 4%, Швейцария и Швеция - свыше 3% ВВП. Между тем, КПРФ настаивает на том, чтобы наша наука финансировалась по нормативу не менее 7% от ВВП, что даст ей качественный импульс к восстановлению и возвращению на ведущие позиции в мире. Страна должна достойно вкладываться в своих учёных, чтобы на выходе получить действительно прорывные открытия и разработки.

Ещё одна статья, финансируемая в современной РФ не самым лучшим образом, это собственно содержание исследователей. Россия расходует на одного учёного примерно 93 тысячи долларов, а США, для сравнения, 360 тысяч. Таким образом, мы не только не можем создать для лучших умов достойные условия, но и буквально выталкиваем их подобным неуважением в более щедрые страны. С понятными последствиями для отечественного научного потенциала.

Однако картина должна выглядеть совершенно по-другому. Здесь можно привести в пример российский военно-промышленный комплекс, по инвестициям в который мы находимся на одном из ведущих мест в мире. При этом мы одновременно не ввязываемся в бессмысленную гонку вооружений и обеспечиваем свои войска эффективным вооружением, также поставляя его на экспорт. Иными словами, каждый вложенный в оборонку рубль оправдывает своё предназначение. Так же будет и при увеличении капиталовложений в сферы, способные обеспечить государству прорыв.

Властям следует обратить взор и на фундамент будущих прорывов - состояние отечественной сферы просвещения, на которую казна сейчас тратит менее 4%. Хотя, как настаивает КПРФ, должна инвестировать также не менее 7% ВВП, что, к слову, сейчас делают скандинавские страны. Советское образование всегда славилось своим качеством, и российское образование необходимо вернуть на те, уже во многом утраченные, рубежи.

Интересно, что авторитетный журнал Nature недавно оценил качество российского человеческого капитала на уровне стран первого мира. Лучшие качества наших людей должны быть снова, как и во времена Советского Союза, поставлены на службу Отечеству. И тогда мы сможем успешно строить не только гиперзвуковые ракеты или истребители. Россия способна опять стать одним из научных центров планеты, правительству нужно только прислушаться к советам КПРФ и быть внимательным к практикам СССР.


Эффективность русского оружия - хороший пример для других производящих отраслей 💪

Вооружение отечественного производства пользуется заслуженным успехом во множестве государств, благодаря своим главным отличительным качествам - простоте, надёжности и эффективности. К слову, во многом эти свойства определяют и стоимость военного строительства в России, которая находится в очень разумных рамках. Производственный опыт ВПК вполне можно распространить и на всю экономику.

Иностранные деловые партнёры и стратегические противники РФ традиционно внимательны к тому, что происходит в нашей оборонке. Кому-то, как Египту, важны потребительские свойства закупаемых вооружений - недавно эта арабская страна получила из России пять перспективных боевых самолётов Су-35. А кому-то, как США, интересны поражающие свойства продукции ВПК - на днях известный американский журнал «Национальный интерес» воздал должное оснащению наших мотострелков, в том числе и легендарной СВД.

Советский Союз создал поистине уникальную оборонную промышленность, которая быстро получила известность как производитель простого в обращении, надёжного и эффективного оружия. Здесь можно вспомнить и вооружение, покрывшее себя славой в годы Великой Отечественной, и легендарный АК-47, который до сих пор востребован по всему миру. Теперь же на слуху и танк «Армата», и «Искандеры», и гиперзвуковые разработки нашего ВПК.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что российская оборонка является наиболее результативной обрабатывающей индустрией в современной России и чуть ли не единственной отраслью высокого передела, продукция которой стабильно востребована за рубежом. Между тем, Советский Союз производил и продавал за границу не только оружие, но и легковые авто, и станки, целые предприятия, что в наше время уже звучит фантастически. Однако сказка может снова стать былью, если правительство воспользуется советским опытом хозяйствования, в частности, стратегическим планированием.

При этом, для того, чтобы вернуть утраченные позиции глобального экономического лидера, России вряд ли требуются неподъёмные инвестиции. И здесь также можно обратиться к нашему военному строительству. Например, известны такие цифры: Россия потратила в 2020 году на оборону и вооружения чуть более $60 млрд. Это сравнимо с расходами Великобритании, меньше расходов Индии, более чем в три раза уступает тратам Китая и более чем на порядок - США. Даже маленькая Южная Корея расходует на указанные статьи две трети указанной суммы. Иными словами, Россия и в данном случае исповедует принцип «Простота, надёжность, эффективность». Действительно, не нужно заваливать проблему деньгами, если её можно решить системно и уже апробированными способами.

Также России, особенно в нынешнем, ослабленном либеральными «реформами» состоянии, важно не втягиваться ни в очередную гонку вооружений, что чревато экономическим коллапсом, ни в иные показательные «выступления». А, значит, следование принципу «Простота, надёжность, эффективность» должно стать догмой для всей экономики, а не только для ВПК.


Стратегическое планирование – это работа на опережение вероятного противника как в военной, так и в гражданской отраслях❗️

На днях министр обороны РФ Шойгу познакомился с процессом производства новейших беспилотников «Иноходец», которые уже с этого года станут поступать в наши войска. На этом примере видно, что военное руководство страны понимает угрозы будущего и готовится именно к ним. Нашему правительству в целом следует перенять аналогичный подход к развитию экономики России.

На необходимость перехода к стратегическому планированию указывает и следующая история. Недавно стало известно о намерениях Пентагона оснастить свои стратегические бомбардировщиками крылатыми стелс-ракетами. Дескать, таким образом можно будет нанести удар по азиатской части нашей страны без захода на территорию, контролируемую комплексами С-400 «Триумф». Однако оказалось, что у плана американцев есть слабое место, на которое сразу указал директор Музея войск ПВО России, полковник в отставке Юрий Кнутов. По словам офицера, «такой вариант работы, когда их бомбардировщики не входят в зону поражения зенитного ракетного комплекса ПВО, существует с 1970-х годов. Полвека назад мы разработали нашу систему ПВО при условии, что авиация противника будет наносить удары ракетами с большого расстояния». Иными словами, СССР предвосхитил действия вероятного противника и сильно загодя провёл работу по предупреждению обозначенного риска.

Есть и более масштабный пример того, как реализация выбранной стратегии буквально спасла нашу страну. Сразу после гражданской войны Советская Россия озаботилась форсированной индустриализацией. И, в частности, преуспела в том, что к 1940 году полностью стала снабжать себя металлообрабатывающими станками. Думается, эта обеспеченность оборудованием - равно как и общий уровень, на который успел выйти советской промышленности, - также сыграла немаловажную роль в победе над нацистской Германией.

Кстати, сейчас мы во многом утратили производственный потенциал СССР и вынуждены закупать 80% тех же станков за рубежом. А это уже можно считать серьёзной пробоиной в том числе и в национальной безопасности.

Очевидно, нам снова требуется форсированная индустриализация, которая возможна только при условии восстановления Госплана и возврата к принципам стратегического планирования, в своё время превратившим аграрную Россию во всемирно признанного промышленного гиганта. Приходилось читать следующую умную мысль: составление планов развития следует начинать с ответа на три вопроса. А именно: «Что есть сейчас? Что нужно в будущем? Как эффективно пройти путь от настоящего к будущему?». В случае с беспилотниками это сработало: военные оценили угрозы, поняли, что нужно для их нейтрализации, и теперь у нас есть «Иноходец». Те же вопросы можно поставить по каждой отрасли российской экономики, определить, что требуется от них государству, и перейти к реализации задуманного.

В своих программных документах КПРФ уже сформулировала, что России стоит сделать ставку на высокотехнологичные отрасли, обеспечивающие прогресс. Так ранее поступила наша молодая советская республика, учредила Госплан и добилась с его помощью намеченных целей. Пришёл момент, когда уже действующему кабинету надо задаться вопросами, что у него есть сейчас и какого будущего он хочет для страны. Наша партия готова подсказать ответы на эти вопросы.


Оборонно-промышленный комплекс должен быть локомотивом всей экономики ❗️

Недавно стало известно о том, что наша оборонка занята разработкой новой гиперзвуковой ракеты. К «Авангарду», «Кинжалу» и «Циркону» в перспективе добавится «Гремлин». Российский ВПК задаёт темп другим отраслям нашей экономики. Другое дело - правительству требуется обеспечить их необходимыми условиями для развития.

Внимание государства к оборонной промышленности объяснимо и логично. Только наличие у страны новейших видов вооружений и мощной армии является гарантией от агрессии стратегических противников. И здесь особенно следует отметить, что генералы нашего ВПК готовятся не к прошлой войне, а к конфликтам будущего, делая ставку на гиперзвуковое оружие.

В частности, речь идёт о крылатой ракете 3М22 «Циркон», способной вывести из строя любой крупный корабль, в том числе авианосец, а к этому классу судов особенно нежную любовь испытывают в Пентагоне. «Циркон» должен быть поставлен на вооружение в следующем году, но на этом отечественная оборонка не остановится. Далее ожидается другая громкая премьера - «Гремлин», носителями которого смогут выступить не только бомбардировщики, но и истребители. Как ожидается, первые испытания перспективной ракеты пройдут в 2023-м. То есть гиперзвуковой «ассортимент» Вооружённых Сил РФ станет ещё более интересным, а для НАТО - и вовсе обескураживающим.

Однако если работа властей по развитию ВПК и оснащению армии достойна позитивных оценок, то деятельность правительства в отношении остальных индустрий вызывает много вопросов. Да, мы способны производить «Цирконы», но для полного обеспечения национальной безопасности их наличия может быть недостаточно. Дело в том, что современная Россия, в отличие от передовых держав мира, критически зависит от зарубежных технологий, а также от поставок значительного количества товаров. С 2014 года, когда был громко объявлен старт импортозамещения, мы не смогли полностью компенсировать завозную продукцию собственной по целому ряду пунктов.

Вполне уместно провести параллели с первой советской пятилеткой 1928—1932 годов - периоды охваченного времени будут сопоставимы. «Успехи» РФ очевидны, а вот Советская Россия за указанный срок преуспела значительно больше. Чего стоит хотя бы тот факт, что по количеству выпущенных нашей промышленностью машин мы уже к 1931-му вышли на первое место в Европе. Это, кстати, позволило СССР превратиться из страны, импортирующей технику, в страну, производящую её для подавляющего большинства своих нужд.

Мы всё ещё способны на новый, столь же впечатляющий рывок, но для него определённо требуется провести подготовительную работу. Во-первых, создать уполномоченную структуру для разработки программ развития - и здесь я снова говорю о Госплане. Во-вторых, с наших предприятий, ныне занятых выживанием, следует снять многочисленные удавки - от административных до фискальных и кредитных - и дать им уже инвестировать средства в модернизацию. В-третьих, кабинету важно сделать приоритетом не только ВПК, но и иные высокотехнологичные отрасли. Только так мы сможем вернуться в клуб мировых лидеров, откуда в своё время так некстати выбыл Советский Союз.


Госплан преуспевает там, где либеральная модель оставляет руины❗️

Эта неделя вместила в себя важный, но прошедший почти незамеченным юбилей - 100 лет со дня учреждения Госплана СССР. Либеральные методы управления государством, очевидно, не предполагают наличия подобного органа в структуре исполнительной власти. Между тем, только восстановление в структуре отечественного кабинета института стратегического планирования способно вернуть погибающую экономику России к жизни.

22 февраля 1921 Совнарком РСФСР учредил своим декретом Государственную общеплановую комиссию при Совете труда и обороны молодой республики. Так был дан старт настоящему советскому экономическому чуду
, когда аграрная страна, дирижируемая в своём развитии специально уполномоченным ведомством, за крайне ограниченное время превратилась в одну из мощнейших промышленных держав планеты.

И на контрасте - в 1991 году Госплан был сначала низведён до статуса министерства, а затем и вовсе ликвидирован. Так был дан старт до сих пор продолжающейся экономической деградации России, уже потерявшей часть своего промышленного потенциала и ныне сосредоточенной на поставках за рубеж продукции первого передела.

Казалось бы, какой ещё можно извлечь урок из сопоставления двух этих историй, если не осознание необходимости снова вернуться к практике стратегического управления государством? Благо, перед нашими глазами опыт не только Советского Союза, но Индии, КНР, Японии, Южной Кореи, Германии, Франции, которые смогли творчески переосмыслить наследие Госплана и внедрить в свои системы государственного управления его методы. Тот же Китай и не думает отказываться от Государственного комитета по делам развития и реформ, за полвека своей работы превратившего страну третьего мира в одного из глобальных лидеров.

В то время как Россия, если говорить о высокотехнологичных отраслях, может по праву гордиться в основном ВПК, оправдывающего ожидания верховного главнокомандующего и преуспевающего в разработке гиперзвукового оружия, КНР развивается системно. Китай с нуля создал микроэлектронную промышленность, начал активную экспансию в автомобиле- и судостроении, добился огромных успехов в аэрокосмической индустрии и так далее. То есть наши успехи во многом базируются на достижениях прошлого - на том, что в своё время было создано под руководством Госплана. Пекин же с помощью стратегического планирования эффективно строит своё будущее.

Сейчас наблюдатели говорят о том, что столетний юбилей Госплана - это не символическая дата, а прямой призыв к немедленному возрождению доказавших свою результативность управленческих практик. Экономическая разруха, враждебное окружение, необходимость форсированного развития, потому что «либо мы сделаем это, либо нас сомнут», - те вызовы, с которыми когда-то столкнулась молодая Советская Россия, теперь стоят перед Россией современной. И их нельзя преодолеть «нацпроектами», как ранее не удалось реализовать и «Стратегию-2020». Только особо уполномоченный орган власти, создающий и гармонизирующий между собой стратегические программы, а затем контролирующий их реализацию, способен на новое экономическое чудо.

КПРФ давно настаивает на восстановлении Госплана во властной системе. Препятствий для этого нет: закон о стратегическом планировании принят, организационная структура в виде Минэкономразвития существует, «окно возможностей» для рывка открыто. Достаточно только проявить политическую волю, чтобы снова ввести нашу страну в число мировых лидеров.


НАТО давит на Россию - чем ответить агрессивному альянсу

НАТО снова делает грозные заявления и производит опасные манёвры, утверждая, что организация готова к столкновению с Россией. В свою очередь, и наша страна в случае чрезвычайного обострения готова к такому развитию событий. Однако здесь всё не должно ограничиваться возможностями армии и ВПК.

Совсем недавно генсек НАТО Столтенберг сообщил СМИ, что альянс готов «как к столкновению, так и к сотрудничеству с Россией». Между тем, перемещения войск организации показывают, что для наших оппонентов всё же приоритетно первое: в частности, НАТО заметно усилило своё присутствие в Чёрном море.

Понятно, что данные манёвры пока носят исключительно политический, провокационный характер, и НАТО сто раз подумает, прежде чем даже начать планировать войсковую операцию против России. Такой вывод можно сделать, если проследить реакцию вероятного противника на аналогичную демонстрацию возможностей со стороны Вооружённых сил РФ. Например, насколько можно судить, НАТО было чрезвычайно впечатлено полётом наших стратегических бомбардировщиков Ту-22М3, понаблюдавших за кораблями США и Турции, или действиями в другом регионе - перелётом Ту-160 за десять тысяч километров к берегам Исландии, где размещена база НАТО.

Здесь также можно обратить внимание на свежую публикацию в китайской прессе, в которой сравнивается ударный вертолёт Ми-28Н с хвалёным американским Apache. Эксперты пришли к мнению, что наша техника значительно превосходит машину оппонентов. То же, вероятно, можно будет сказать и о свежей разработке отечественного ВПК - дроне «Охотник», практически невидимом для ПВО и уже вызвавшем тревогу у американских военных.

Россия со всей определённостью не боится НАТО, что заодно дают понять и специалисты Военно-Воздушной академии ВКС РФ, предположившие следующее: мы можем первыми ударить по альянсу, если будем «загнаны в угол». А ударить есть чем. Иными словами, попытки НАТО давить на РФ бессмысленны и даже могут быть опасны для организации. Однако эта уверенность не должна перетекать в самоуверенность, поскольку крепость обороны должна обеспечиваться и надёжным экономическим тылом, а здесь имеются явные проблемы. ВПК пока держится очень достойно, но он не может быть единственным исключением из правил, а, значит, кабинету пора озаботиться восстановлением экономической мощи государства во всех отраслях.

Думается, когда Россия вернёт себе то место, которое когда-то занимал Советский Союз, то НАТО не только перестанет бряцать оружием, но и резко сократит интенсивность манёвров непосредственно у наших границ. В мире уважают сильных, причём не только в военном плане, и нам снова пора стать такими.


Окончание. Начало выше 👆

Отдельно оговорюсь, что в нашей экономике всё же есть успешная индустрия - это ВПК. Однако он во многом живёт ещё по советским правилам, в том числе и, ведя стратегическое планирование своей деятельности, а, значит, служит живым уроком того, как надо вести работу в экономике.

Надо сказать, что некоторые шаги нашего правительства говорят о том, что там всё же осознают необходимость существования Госплана. Так, в конце ноября премьер объявил о реформе пресловутых «институтов развития», однако, сказав «А», забыл сказать «Б» и возродить плановый комитет. Который и являлся в СССР тем самым институтом развития.

При этом, что интересно, к возрождению Госплана уже практически всё готово. Первое - есть правовая инфраструктура в виде «Закона о стратегическом планировании». Второе - есть и организационная инфраструктура в виде Министерства экономического развития. Третье - есть экспертиза КПРФ, ведь мы знаем, как работал плановый комитет, и помним, чего он добился.

А раз всё готово, пора запускать процесс восстановления Госплана и браться за восстановление нашей экономической мощи. Итак, что делать? В развитие «Закона о стратегическом планировании» президент своим указом создаёт госкомитет по стратегическому планированию при правительстве с куратором в ранге вице-премьера. И структура, и куратор наделяются широкими полномочиями по контролю за работой министерств, ведомств, госкорпораций. Базой для создания госкомитета становится Минэк, статус которого меняется - теперь оно будет заниматься не оценками того, что происходит, а прогнозированием, планированием и контролем за реализацией стратегических программ. При этом внутренняя структура министерства будет изменена: большая часть департаментов начнёт заниматься планированием и контролем, оставшаяся - прогнозированием и мониторингом.

Здесь отмечу, что советский Госплан первое время своей работы занимался наблюдением, анализом ситуации, обобщением ранее разрозненных массивов информации. Затем, когда экономика и её потенциал были максимально подробно изучены, комитет приступил к вёрстке программ развития государства, их запуску на земле и контролю за осуществлением научно просчитанных стратегий.

В Советском Союзе Госплан был суперведомством, с суперполномочиями и суперпрофессиональным кадровым составом, в помощь которому полагались лучшие силы академического сообщества. На контрасте - в современной России правительство представляет собой набор самостоятельных игроков, конкурирующих друг с другом за бюджеты. Как итог, в современной России появляются мертворожденные «национальные проекты» без шансов на реализацию, а в СССР конструировались, если говорить словами Сталина, «не планы-догадки, а планы-директивы». Уверен, только с помощью Госплана упомянутый «Единый план-догадка по достижению национальных целей» станет настоящим «планом-директивой».

В заключение напомню одну фразу великого Альберта Эйнштейна: «Несомненно, когда-нибудь наступит день, когда все нации будут благодарны России за то, что она, несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала практическую осуществимость планового хозяйства».

Как видно, нации не только благодарны России, но и удачно переняли её опыт стратегического планирования. Не надо быть эйнштейном, чтобы понять, что теперь плановое хозяйство жизненно необходимо нашей стране.


Росплан и бюджет развития России
Мой доклад на круглом столе на тему «Законодательное обеспечение формирования бюджета развития Российской Федерации на 2022-2025 годы».

Экономическая и, соответственно, социальная ситуация в России последовательно ухудшается. В частности, ВВП страны по итогам прошлого года упал более чем на 3%, а, ранее, в более спокойное время, если и рос, то в пределах статистической погрешности. Кстати, напомню о существовании такого документа, как «Стратегия-2020». Среди прочего он предполагал увеличение ВВП на 37-38%, доходов населения - более чем наполовину. Однако ни эти, ни другие цели достигнуты не были.

Сейчас наше правительство пытается реализовать так называемый «Единый план по достижению национальных целей». Оно же безуспешно воплощало в жизнь так называемые «национальные проекты». Считаю, основополагающая причина хронических неудач кабинетов Медведева и Мишустина - это отсутствие в структуре исполнительной власти единого центра индикативного стратегического планирования. Без такого центра экономика и социальная сфера будут продолжать рассыпаться, низводя современную нам Россию, когда-то - всего полвека назад - бывшую одной из самых могущественных держав планеты, до уровня стран третьего мира.

Катастрофу надо предотвратить, и сейчас расскажу, каким именно образом. КПРФ постоянно заявляет о необходимости возрождения Государственного планового комитета Совета Министров СССР, или Госплана. Кстати, в прошлом году в России как-то незаметно отпраздновали столетие ГОЭЛРО - прообраза Госплана. В 2023-м можно будет отпраздновать и вековой юбилей самого комитета.

Чем же вошёл в историю Госплан? Он стоял за успехами первой и последующих пятилеток, форсированным превращением России в промышленно развитую державу мирового уровня. Страна была электрифицирована, насыщена заводами, причём одним из фокусов было развитие машиностроения, быстро обеспечившего нас собственными тракторами, комбайнами и так далее. Причём Госплан преуспел в этом после разрушительной гражданской войны, а теперь может преуспеть после разрушительных либеральных «реформ». При комитете были реализованы уникальные проекты - «великие стройки коммунизма». Также Госплан проявил себя в деле восстановления страны после Великой Отечественной войны. А далее - позволял Советскому Союзу на равных конкурировать со стратегическими противниками в самых разных сферах, вплоть до космической.

Однако СССР не только конкурировал, но и обогащал другие страны передовым опытом. После того, как наша страна показала другим государствам преимущества стратегического планирования, соответствующие структуры начали появляться в органах их управления. Например, они есть в составе правительств США, КНР, Японии, Франции, Индии и так далее. Более того, действуют подобные органы и в транснациональных корпорациях - как правило, за них отвечает департамент стратегического планирования.

Но в России после развала СССР столь эффективная структура была, к сожалению, уничтожена. И что же случилось после того, как Госплан был ликвидирован? Мы потеряли десятки тысяч предприятий, плотно подсели на импортную иглу и теперь закупаем за границей не только готовую продукцию, но даже технологии. Ряд наших отраслей - станкостроение или семеноводство - был практически полностью разрушен, а другие - например, микроэлектроника - так и не получили должного развития, как то удалось Китаю. Ещё одно следствие уничтожения стратегического планирования - многочисленные непродуманные «реформы», от пенсионной до мусорной, от «монетизации льгот» до увеличения НДС и вплоть до «оптимизации» медицины, из-за чего коронавирус оказался для России тяжелейшим испытанием.

Окончание следует 👇


«Цирконы» рождаются вопреки либеральной парадигме❗️

Отечественная оборонная промышленность с завидной регулярностью генерирует позитивные информационные поводы, чего не скажешь про другие индустрии страны. Наш ВПК сумел выжить в токсичной среде либерального уклада, а, значит, властям России, если они хотят войти в историю страны созидателями, следует распространить применяемые в нём подходы в целом на экономику. Очевидно, преобразования только в таком ключе будут способствовать восстановлению мощи государства.

Пожалуй, лишь военно-промышленный комплекс РФ в настоящий момент способен регулярно радовать нас хорошими новостями. Так, недавно Минобороны анонсировало скорое начало поставок гиперзвуковых ракет «Циркон» в Вооружённые силы. Это случится после завершения государственных испытаний мощного оружия. Другое приятное сообщение касается полёта тяжёлого истребителя-перехватчика МиГ-31К с прототипом аэробаллистической ракеты 9-А-7660 «Кинжал» - недавно была опубликована соответствующая фотография, призванная продемонстрировать нашей и зарубежной общественности, что российское гиперзвуковое оружие - это реальность, а не мультики.

Данная информация, касающаяся отечественной промышленности, резко контрастирует с прочим новостным фоном. Мы не слышим об автомобилях, собранных целиком из качественных отечественных комплектующих, или тем более о гражданских морских судах. Наш АПК не в состоянии полностью обеспечить всем необходимым пищевую промышленность, участники обрабатывающих секторов закупают станки за рубежом, потому что не имеют под рукой российских аналогов, и подобная картина наблюдается повсеместно. Иными словами, наши отрасли в большинстве своём подверглись либеральной «оптимизации», или, говоря прямо, были ввергнуты в разруху. И оборонка фактически остаётся единственной индустрией, сохранившей свой потенциал.

Правительству России необходимо учесть этот урок в своей деятельности. Если либеральная модель управления экономикой не работает, значит, целесообразно обратиться к советскому опыту хозяйствования.
В частности, развивать отрасли системно, в соответствии со стратегическими программами, и вкладываясь не в карман частника, а в людей и производство. Ещё момент - в СССР экономика подпитывалась дешёвыми деньгами, сейчас же предприятия получают их по таким процентам, которые никак не могут способствовать развитию дела. То же касается и налогов - тот же НДС является удавкой на шее промышленности.

Можно свидетельствовать, что государство самоустранилось от дирижирования экономикой, сохранив своё присутствие только в индустрии, обеспечивающей национальную безопасность - ВПК. Но ведь проблема в том, что только полноценно развитая экономика является действительной её гарантией. А, значит, каждая индустрия должна жить по тем же законам, что и оборонка. С вниманием к качеству, в соответствии с планами развития, без риска быть «оптимизированной».


Только армия сейчас способна гарантировать безопасность России

Прошлая неделя выдалась насыщенной на события, так или иначе связанные с военными угрозами. Среди прочего она включила в себя милитаристскую риторику натовского руководства в отношении нашей страны, а также ратификацию отечественным парламентом соглашения о продлении срока действия договора СНВ-3. В условиях глобальной турбулентности России следует прилагать системные усилия для того, чтобы гарантировать себя от участия в очередной мировой мясорубке и сохранять военный паритет со стратегическими противниками. Пока это нам удаётся, однако отдельные участки фронта работ требуют особого внимания.

Похоже, наши исторические оппоненты снова начинают махать на Россию кулаками, при этом держась от нас на почтительном расстоянии. Намедни генсек НАТО Столтенберг призвал членов альянса поддерживать свой военный потенциал и даже увеличивать оборонные расходы под угрозой «агрессивных действий» России. Единственной рациональной реакцией на эти слова будет продолжение планомерного военного строительства, что и происходит сейчас, без ненужных эскапад в виде ввязывания в новую гонку вооружений.

Россия традиционно не является глобальным лидером по тратам на армию
, уступая в этом США, Китаю, Индии и даже Великобритании с Францией. У нас свой путь, причём логичный и совершенно оправданный: мы делаем упор на качество, а не на количество условных боеголовок. Здесь можно посмотреть на те виды оружия, которые принимаются нашими войсками и отправляются на экспорт. Пожалуй, наиболее полно их можно описать словом «эффективность», когда соотношение упомянутых цены и качества наиболее оптимально.

Ещё один аспект: новейшие и перспективные виды вооружений. Современная Россия смогла сохранить основы заложенного в СССР военно-промышленного комплекса и до сих пор способна выпускать продукцию, которая надёжно ограждает нас от тех же «агрессивных действий» со стороны неприятеля. Сейчас мы располагаем, в том числе, гиперзвуковым комплексом «Кинжал», проходящей испытания ракетой «Циркон», получим морскую версию ЗРК «Тор» и так далее. И, если уж говорить о военном потенциале, то перечисленное превосходит иностранные аналоги, что и беспокоит НАТО.

Наши стратегические противники по-прежнему уважают нас, причём, не делая из этого большого секрета. Судить об этом можно, например, по недавней статье журнала The National Interest, отметившего факторы доминирования нашей страны в Чёрном море. Среди них - ракетные крейсера, «адмиральские» фрегаты, подлодки, авиация и так далее. В общем, неприятелю только и остаётся подбадривать себя призывами к увеличению военных бюджетов.

Между тем, нам не следует почивать на лаврах. Совсем наоборот - нам требуется укреплять обороноспособность страны не только развитием непосредственно ВПК, но и экономики в целом. Это позволит гарантировать независимость от импорта в высокотехнологичных отраслях и готовность к любому развитию событий в мире.


НАТО остаётся стратегическим врагом России, и к этому надо быть готовым

В 2021 году России, очевидно, придётся быть начеку из-за многочисленных внешних вызовов. Например, новая администрация США чуть ли не прямым текстом называет нашу страну одним из своих основных противников, а член НАТО Турция продолжает развивать активность на постсоветском пространстве. Если в военном отношении Россия может чувствовать себя относительно спокойно, то другие сферы всё же требуют к себе того же внимания, что власти уделяют вопросам обороны.

Недружелюбная активность по периметру экс-СССР не может не бросаться в глаза. Вот американские беспилотники появляются в Румынии. Вот Турция анонсирует учения неподалёку от границы с Арменией. А вот и Эстония намекает на наличие территориальных претензий к России в будущем, снова заставляя вспоминать о том, что НАТО рассматривает Прибалтику как вероятный плацдарм агрессии в отношении нашего государства.

Пока данные манёвры выглядят довольно-таки травоядно, что неудивительно. Ведь прямое военное столкновение с российской армией для стратегических противников РФ неприемлемо в силу критических рисков. Другое дело - ни к чему не обязывающая демонстрация силы в виде бряцания оружием с приличного расстояния. В то же время, сам факт подобной активности даёт нам повод задуматься как о боеготовности Вооружённых сил, так и об общем состоянии страны.

А здесь уже есть определённые вопросы как минимум к тому, что происходит в отечественной экономике. Я уже неоднократно отмечал, что наш военно-промышленный комплекс развивается системно и поступательно, обеспечивая армию России качественным оружием. И как, на контрасте с ВПК, выглядят прочие производящие отрасли. Положение дел в них определённо ставит задачу форсированного и в то же время продуманного восстановления промышленной мощи государства.

Приходилось слышать интересную мысль: не может быть мобилизации без новой индустриализации. В самом деле, насколько устойчива окажется наша экономика в случае продолжения или даже эскалации конфликта со странами НАТО? Сможем ли мы обеспечить сами себя всем необходимым, если стратегические противники прекратят закупки у нас полезных ископаемых и поставки нам технологичного импорта? Если коронавирус стал настоящим испытанием для «оптимизированного» здравоохранения, что с ним будет при более серьёзных испытаниях? И аналогичных вопросов можно задать множество.

Правительству России надо обязательно учитывать фактор наличия внешних угроз, причём не только в деле военного строительства или развития ВПК.
Только самодостаточная, мощная экономика - примерно такая, которая была в Советском Союзе, - является главной гарантией национальной безопасности. Если же экономика слаба, лишена суверенных технологий и не может функционировать без импорта, то и всё государство оказывается весьма уязвимым.

В этой связи снова порекомендую кабинету обратить внимание на лучшие практики СССР как в деле обеспечения обороны, так и в деле динамичного экономического развития. Одно должно подкрепляться другим и никак иначе.


🔧Реформу правительства надо «докрутить» до Госплана

Премьер-министр России Михаил Мишустин начал преобразование правительства. Уже ликвидировано и создано несколько департаментов, а также появилось подразделение с подающим надежды названием - Сводно-аналитическое управление. Между тем, реформа госаппарата окажется в лучшем случае половинчатой, если в структуре кабинета не будет восстановлен и не заработает столь нужный сейчас орган - Госплан. Только ведомство его уровня, полномочий и компетенций способно вытащить Россию из социальной и экономической ямы.

В настоящий момент правительство меняется, надо признать, косметически. Уходят отдельные чиновники, преобразуются конкретные министерства. Но, чтобы кабинет заработал с максимальной эффективностью, ему явно потребуются более обширные реформы. И, пожалуй, наиболее назревшая, о которой настойчиво заявляет КПРФ, - это возрождение в структуре исполнительной власти Государственного планового комитета, или Росплана.

Во времена СССР данное ведомство неоднократно доказывало свою полезность. Именно Госплан стоял за успехами первой и последующих пятилеток, форсированным превращением России в промышленно развитую державу мирового уровня. Также он проявил себя в деле восстановления страны после Великой Отечественной. По сути, Госплан держал в руках нити управления экономикой, направляя и координируя работу всех ведомств. Очевидно, подобного органа власти категорически не хватает действующему кабинету, как не хватало и правительству Медведева. И в отсутствие Госплана неудивительно, что ВВП России растёт ныне темпами около нуля, что со всей честностью следует признать стагнацией.

Допускаю, что некие функции Госплана могут быть заданы упомянутому «Сводно-аналитическому управлению. В конце концов, и плановый комитет Совмина начинал деятельность с тщательного изучения ситуации в государстве, а уже на базе собранной информации и генерировал стратегические программы развития отдельных отраслей и экономики в целом. Да, у правительства есть нацпроекты, но, что стоят несообразованные друг с другом «дорожные карты», с реализацией которых уже наметились значительные проблемы?

Можно провести параллели с гособоронзаказом: ведя военное строительство, мы представляем себе, сколько, кто, когда и в каких количествах будет поставлять вооружения российской армии. Здесь власти действуют продуманно, системно, не принимая ломающих всю работу решений «по ходу пьесы». Как результат, мы имеем одну из сильнейших армий мира, а отечественный ВПК производит продукцию, весьма востребованную за рубежом. Я уже говорил о том, что наша оборонка во многом сохранила советское наследие, в том числе и в плане стратегического планирования. Теперь последнее хорошо бы развернуть и на другие индустрии экономики страны, и без Госплана точно не обойтись.

Возрождение указанного ведомства в структуре правительства может быть оформлено, к примеру, на базе Минэкономразвития или с нуля - это не слишком принципиально. Главное же - чтобы Госплан был насыщен профессионалами самого высокого класса, как и было в СССР, располагал широкими полномочиями и возможностями для контроля над исполнением программ развития. Тогда Россия перестанет топтаться на месте и со временем снова начнёт претендовать на мировое лидерство.


Опыт СССР должен быть снова востребован - и это главный урок 2020 года ❗️

Уходящий год, по мнению многих, является одним из самых тяжёлых в истории и современной России и всего мира. Однако если бы в нашей стране практиковались не либеральные, а советские практики управления государством, мы бы минули 2020-й без столь неприятных последствий. Правительству следует взять на вооружение опыт СССР, чтобы не только быстро восстановить страну, но и снова войти в число глобальных лидеров.

2020-й вместил в себя столько так называемых «чёрных лебедей», что стал настоящим испытанием для управленцев. И основным тестом на состоятельность стал, безусловно, коронавирус, точнее, способность принимать в его условиях адекватные решения.

СССР успешно сопротивлялся и побеждал гораздо более смертоносные болезни, причём самыми разнообразными, но, главное, системными мерами. Так, «испанке», противостояли, в том числе эффективной пропагандой, не строящейся, как зачастую в наше время, на запугивании населения. Чёрную оспу успели убить в зародыше, когда она случайно оказалась в начале шестидесятых в самом сердце страны, Москве. Тогда удалось оперативно и результативно вычислить всех контактировавших с «нулевым пациентом». Также в советской истории есть примеры побед над сибирской язвой, холерой, менингококком, и они, к слову не сопровождались тотальным обрушением экономики или погружением населения в социальные бедствия.

Известная статистика - нынешний коронавирус в 250 раз менее смертоносен, чем упомянутая «испанка», однако он умудрился стать настоящим вызовом для российской системы здравоохранения. Удивляться же здесь, к сожалению, нечему. Либералы успешно «оптимизировали» - читай, уничтожили - значительную часть нашей медицины, избавив страну и от многих инфекционных больниц, и от резервных коечных фондов. По мнению некоторых наблюдателей, если бы страна в таком состоянии вступила в полномасштабную войну, то участь большинства раненых была бы весьма печальной.

Ещё один урок, который наши власти должны извлечь из «эпидемии коронавируса», - это задержка отечественной промышленности со своевременным восполнением дефицита вдруг ставших необходимыми товаров - и антисептика, и средств индивидуальной защиты, и медицинского оборудования. Когда коронавирус уже вовсю определял повестку, мы были вынуждены закупать медицинские маски в Китае, пользоваться импортными аппаратами ИВЛ или просто наблюдать за последствиями их нехватки. Здесь сказалось отсутствие мобилизационных мощностей нашей промышленности, «оптимизированной» теми же методами, что и здравоохранение.

Третий урок - вновь вскрывшаяся зависимость отечественного бюджета от сырьевого экспорта. Очевидно, этой весной отвечающие за пополнение казны функционеры пережили немало тяжких часов, наблюдая за падением нефтяных котировок. А ведь если бы российская экономика производила в достаточных количествах не сырьё, а ту же медицинскую технику, включая аппараты ИВЛ, медикаменты, нехватка которых поразила регионы России, то мы бы не воспринимали ситуацию с коронавирусом как катастрофу.

Четвёртый и далеко не последний урок - отсутствие стратегического видения. Точнее, отсутствие того органа, который бы смог сыграть на упреждение социально-экономического кризиса, просчитав развитие государства на перспективу, чем в СССР занимался Госплан. Думаю, если бы он действовал в структуре правительства, многие неприятности, спровоцированные не самым, по большому счёту, страшным заболеванием, можно было бы избежать.

Надеюсь, в 2021 году власти услышат призывы КПРФ и возьмут на вооружение то, что было успешно апробировано в СССР.


Как России вернуть экспортную мощь Советского Союза 💪

На днях появилась цифра, на которую в современной России принято обращать повышенное внимание. По данным официальной статистики, экспорт нефти из нашей страны в текущем году уже сократился на 11%. В СССР подобная статистика вряд ли кого могла опечалить. Ведь страна поставляла на внешние рынки огромный ассортимент товаров более высокого передела, чем та же нефть или зерно. На остатках советской промышленности пора снова строить высокоразвитую экономику, способную выпускать самую сложную технику. Тем более, что Президент Российской Федерации Путин В.В. предложил объявить 2021 год – годом науки и технологий.

Технократический характер исполнительной власти РФ предполагает сочинение оптимистических отчётов, но даже в них нельзя скрыть тревожных признаков того, что отечественная экономика понесла серьёзные потери за десятилетия либерального управления. Например, Минпромторг, фиксируя некоторые успехи нашей промышленности, всё равно вынужден отмечать, что та же отрасль машиностроения - когда-то являвшаяся предметом гордости СССР - нынче сильно зависит, в том числе, от импортных комплектующих. А ведь когда-то данной проблемы у нас вовсе не существовало.

Да, мы по-прежнему конкурентоспособны в плане выпуска продукции ОПК. До сих пор хороши как производитель продукции для атомной энергетики, на что также указывает министерство. Но по многим другим позициям ситуация выглядит совсем не так хорошо, как в годы советской власти.

Мы активно торговали с миром разнообразными станками, оборудованием для обрабатывающих секторов, которые сейчас зачастую не в состоянии функционировать без закупок техники в Китае. Мы поставляли вовне энергетическое и электротехническое оборудование. И что особенно интересно, мы были способны с нуля из компонентов собственного производства строить целые заводы. Так, Советский Союз возводил металлургические комбинаты в Индии и Пакистане.

А ещё - во что сейчас, наверное, современному поколению вообще невозможно поверить - СССР во внушительных количествах экспортировал телевизоры, радиоприёмники и им подобную технику. Думается, фотоаппараты «Зенит» или часы «Полёт» вполне можно было назвать глобальными брендами того времени. Вероятно, наша промышленность могла бы и в настоящий момент предлагать зарубежному потребителю достойную продукцию, не случись развала СССР и крушения советской экономики.

Однако нам не следует бесцельно грустить о том, что то могущество закончилось. Наоборот, нужно с энтузиазмом приступить к его возрождению, как когда-то проделывали наши деды и отцы, успешно восстанавливавшие страну после гражданской и Великой Отечественной войн.

В этой связи КПРФ предлагает действующему кабинету развернуть масштабную программу реиндустриализации экономики, чтобы ни один критик не смог упрекнуть Россию в том, что она является всего-навсего «страной-бензоколонкой». Само собой, эта программа должна сопровождаться оздоровлением сферы просвещения и возврата её к советским стандартам, а также восстановлением отечественной инженерной школы. Иными словами, работа предстоит комплексная и системная, а значит, правительству пригодится другое предложение от нашей партии - Госплан, способный к созданию и реализации самых сложных экономических стратегий.

В заключение отмечу, что высокоразвитая промышленность является естественным гарантом национальной безопасности. И это соображение также должно сподвигнуть кабинет на решительные действия.


Успехи нашей промышленности не будут штучными в случае масштабной реиндустриализации экономики ❗️

На прошлой неделе наши СМИ рассказали аудитории о некоторых успехах отечественной промышленности. Правительство могло бы поставить такие истории на поток, для чего достаточно запустить масштабную реиндустриализацию отечественной экономики.

За последние дни средства массовой информации постарались донести до нас в самом лучшем виде сообщения о первых полётах турбовинтового ближнемагистрального Ил-114-300, среднемагистрального лайнера МС-21 с двигателями ПД-14, а также о запуске «тяжёлой» «Ангары». В дополнение нам рассказали и о ракетном комплексе «Авангард» с гиперзвуковым блоком.

Ознакомившись с этим парадом достижений, наблюдатели справедливо отметили советское происхождение «новинок». Так, Ил-114 был сконструирован ещё 30 лет назад в СССР, а корни «Авангарда» уходят вовсе в 197». Конечно, можно только порадоваться тому, что мощное производственное наследие Союза востребовано и актуально до сих пор, однако это не снимает вопросов о текущем состоянии российской экономики и её способности выпускать принципиально новые изделия.

Несколько лет назад получил широкое распространение список предприятий, ликвидированных за то время, что Россия живёт в парадигме либеральной экономической модели. Насильственная деиндустриализация лишила нас, в частности, Алтайского и Липецкого тракторных заводов, липецкого же «Центролита», АЗЛК, Саратовского авиазавода, столичного станкостроительного предприятия имени Орджоникидзе и так далее. Считается, что всего страна потеряла десятки тысяч производств, многие из которых имели решающее значение для национальной безопасности страны и выпускали продукцию, которую сейчас страна вынуждена закупать за границей.

В таких условиях производство даже «новинок», скроенных по советским лекалам, можно считать трудовым подвигом. Однако для того, чтобы первый полёт Ил-114-300 перестал восприниматься как сенсация, нашему кабинету министров необходимо задуматься о восстановлении промышленного потенциала страны. КПРФ настаивает на запуске новой индустриализации, инновационном рывке, выводе отечественной экономики на тот уровень, где мы будем на равных состязаться с технологически развитыми государствами. Когда-то СССР конкурировал с США, производя самый широкий спектр продукции от тракторов и станков до космических кораблей, а теперь РФ лишь обсуждает с Саудовской Аравией квоты на поставку сырой нефти. Нам срочно требуется возрождение обрабатывающих секторов с тем, чтобы они составляли в экономике 70-80%, как и у передовых государств планеты.

Следует добавить, что масштабная реиндустриализация важна не сама по себе. Попутно она способна решить множество проблем современной России - например, повысить зарплаты, дать людям достойную работу, прекратить социальное и экономическое ослабление регионов. Страна должна радоваться не в урочные моменты, когда ей показывают редкие новинки, а каждый день, осознавая, что является мощной, развитой державой.

20 ta oxirgi post ko‘rsatilgan.

36

obunachilar
Kanal statistikasi