К пресловутой роли интеллектуалов в политикеВ наших
спорах с товарищами о «Предателях» выпуклая линия разногласий проходит по большому вопросу о роли интеллектуалов в политике.
Интеллектуалы (левые) часто представляют себя как авторов программ и фундаментальных идеологических оснований, без которых практикующие политики не могут вести осмысленную целенаправленную работу. Политикам, которые заняты общением с народом и дипломатией, некогда заниматься политической философией. Эту идеологическую работу за них должны проделать академики-интеллектуалы. Таково естественное разделение труда.
В случае с навальнистами некоторые товарищи считают, что у их политического проекта большие проблемы с идеологическими основаниями. Их идеи эклектичны и фрагментарны. Они, будучи практиками, зациклились на узкой антикоррупционной повестке и не могут сделать следующий шаг к программе широкого демократического фронта. И, мол, если мы хотим поддержать их в противостоянии с проектом праволиберального реваншизма, то нужно помочь им устранить этот дефицит. Я склонен согласиться с первой частью и категорически не верю во вторую.
С моей точки зрения, в этой конструкции есть одна глубинная ошибка рационализма. Действенные политические идеи и представления могут быть продуктом только живой практики, а априорные программные и идеологические конструкции могут лишь иногда резонировать с практикой, но не определять её направление. Когда интеллектуалы говорят, что могут написать сильную политическую программу, которая даст политикам ключ к массовой поддержке, они очень переоценивают рационалистическую силу идей.
Они мыслят примерно так: вот, например, мы видим на исследованиях, что в стране плохая система здравоохранения из-за её недофинансирования, значит надо выставить программу увеличения финансирования медицины, а дальше политики уже донесут это до широких слоёв своими коммуникационными инструментами — это дело техники. Но это никогда так не работает.
Рационалисты поставили отношения власти и знания с ног на голову. Им кажется, что сначала появляется знание о том, что нужно тем или иным людям, а потом политики борются за власть, апеллируя к этому знанию. Нет знания — нет действия. Однако в действительности всё ровно наборот: знание и представления в политике появляются из борьбы за власть как её инструмент, а не как её источник.
Пример. В общественных кампаниях самого разного толка активисты всегда озабочены изобретением обоснования своих требований, особенно на первых этапах. Они сначала начинают бороться с условной вырубкой парка, а потом придумывают для этого рациональные основания, подтягивая экологов и юристов, чтобы те ответили, почему они правы.
Коротко говоря, идейные основания и программы в политике — это всегда рационализация политической борьбы задним числом. В этом случае роль интеллектуалов не в том, чтобы дать политикам априорное правильное знание, идеи и направление деятельности, а в том, чтобы помочь им осмыслить свою практику и оформить её идеологию.
Поэтому у активистов так популярны публичные интеллектуалы (типа Шульман): они объясняют наукообразным языком, почему то, чего вы и так уже хотите, верно и обоснованно. А когда они ставят телегу впереди лошади и пытаются сами придумать, что делать практикам («дать программу»), это всегда оборачивается пшиком.
Другой пример. Если вы работали на избирательных кампаниях, то наверняка встречали тип людей, которые приходят в штаб со своими ценными советами о том, как надо вести кампанию, о чём говорить с людьми и т.д. Я называю их «страна советов». Их проблема не в том, что сами идеи глупы (бывают очень даже ничего), а в том, что они просто нерелевантны реальному процессу. Обычно такого человека достаточно отправить в поквартирку или на разноску газеты, чтобы он отстал.
Похожим образом затея интеллектуалов дать политикам априорную рациональную программу всегда будет встречать справедливое отторжение. Манифесты и программы имеют нулевой эффект, если они не являются осмыслением уже существующей политической практики.