ИнструМентальность


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Драматургия, сторителлинг, будни сценариста, юмор, сарказм и инструменты для этого.

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


Репост из: Кроненберг нефильтрованный
Просто fun fact: финальные титры в «Джокере» и «Гражданине Кейне» с точки зрения шрифта идентичны.


Небольшой перерыв в драматургии и переводах - очень весёлый и заводной. Смонтировал для вас живое выступление отличной боснийской группы Dubioza Kolektiv на фестивале в Белграде. Всего 3 с половиной минуты, а заряд бодрости на целый день)) Ну и не обошлось без нейросетей).

Смотрим, лайкаем, репостим!
https://www.youtube.com/watch?v=UBemAJen6o0


🎬 Переписывание сценария: как не потерять историю на стадии текста

Общий Валар Маргулис! Соскучились по драматургии?) Продолжаю переводить 18 главу книги Линды Аронсон "Сценарий 21 века" и сегодня расскажу о том, как правильно переписывать сценарий, чтобы не потерять историю.

🍿 Переписывание неизбежно
Мантра киноиндустрии гласит: "Сценарий не пишут, его переписывают". Переписывание неизбежно и обычно улучшает сценарий. Часто вы теряете счёт тому, сколько драфтов было сделано, и, оглядываясь назад, будете ужасаться тому, что считали предыдущий драфт достойным. Но несфокусированное, повторяющееся переписывание — это трата времени и денег, которое может привести к тому, что сценарий "умирает" на стадии текста.

Почему сценарии "умирают"?
Сценарий "умирает", когда сценарист (и другие участники процесса) начинают работать над сюжетом, не проработав должным образом фишку, посыл и сюжет. Переписывание идёт по кругу, потому что неясно, что за фильм снимается. Чтобы минимизировать переписывание, планируйте сценарий до начала работы над текстом.

🛠️ Техники переписывания
Переписывание требует большой предварительной работы. Вот основные этапы, которые нужно пройти до того, как будет написано хоть одно новое слово:

- Переосмысление или "просеивание" предыдущих драфтов.
- Рассмотрение и выбор новых вариантов, которые всё ещё соответствуют фишке, посылу и сюжету.
- Обработка новых вариантов под ваш авторский стиль.
- Создание нового драфта высокого качества в условиях постоянного стресса.

📌 Переосмысление и объективность
Для "переосмысления" вам понадобятся крепкие нервы, так как нужно анализировать и часто отвергать материал, в который вы уже вложились. Здесь трудно достичь объективности. Поэтому не торопитесь изменять сценарий, не продумав всех последствий этих изменений.

🔄 Новые варианты и перестройка
Новые варианты могут означать незначительную перестройку сценария, что может быть сложнее, чем глобальная перестройка. Если переписывание вызвано изменениями бюджета или актёрского состава, вам, скорее всего, придётся найти новую фишку и начать всё заново. У вас может смениться протагонист и даже жанр.

✂️ Удаление сцен и реплик
При значительном переписывании многое придётся убрать. Сцены или реплики, которые прекрасно работали во втором драфте, могут оказаться излишними или замедлять темп в третьем. Смотрите на это как на новый сценарий "по мотивам" предыдущего драфта.

✍️ Итог
Переписывание сценария может угнетать и требовать огромной моральной выносливости, однако, это неизбежная часть процесса и итоговый результат того стоит. Удачи в разработке ваших историй!


🎬 Драматургическая заглушка: что это такое и как её избегать

Общий Валар Маргулис! Продолжаю переводить 18 главу книги Линды Аронсон "Сценарий 21 века" и сегодня поговорим о том, что такое драматургическая заглушка и как она может исказить ваш сценарий.

🍿 Что такое драматургическая заглушка?
«Драматургическая заглушка» — это термин, используемый кинематографистами для обозначения слабого или банального персонажа или элемента сюжета. Эти элементы осознаются как слабые или банальные, но их считают оправданными, так как их единственная функция — подготовить почву для интересного момента в сценарии, после чего они исчезнут, не нанеся большого вреда основной истории.

Почему драматургические заглушки опасны?
Такие заглушки часто искажают весь фильм. Например, распространённая заглушка — клишированный или скучный главный герой, скажем, шаблонная Журналистка, введённая для объяснения перехода истории из одной среды в другую, где действительно будут происходить интересные события. Идея может показаться хорошей, но поскольку вы потратили много усилий на то, чтобы заинтересовать зрителя вашей клишированной Журналисткой, рассказывая историю с её точки зрения и делая её центральным персонажем фильма, вы не можете её убрать. Трёхактная линейная структура требует, чтобы персонаж, которого вы определили как протагониста в начале фильма, оставался им до самого конца (если только вы не пишете историю вроде «Психо» или «Жестокая игра», где персонаж, подобный Меркуцио, кажется главным героем, но чья смерть является началом настоящей истории).

🛠️ Как избежать драматургических заглушек?
Если ваш план состоит в том, чтобы переместить Журналистку в новую среду и затем заменить её другим главным героем, почему бы не начать фильм с нового главного героя? Зачем сознательно создавать слабого персонажа или сюжет? Ваши зрители могут не дождаться интересных элементов вашей истории.

📝 Пример на практике
В фильме "Устричный фермер" возможно, персонаж в исполнении Алекса О'Лафлина изначально был драматургической заглушкой. Если бы сценаристы поняли это заранее, они могли бы построить историю иначе, сделав её более захватывающей с самого начала.

✍️ Всегда старайтесь создавать интересных и многогранных персонажей с самого начала, чтобы удерживать внимание зрителей на протяжении всего фильма. Удачи в разработке ваших историй!


После получения правок


Репост из: Cinemarticle
Киану Ривз и Сандра Буллок на съемках промо к фильму «Скорость», которому в этом году исполнилось 30 лет.

Cinemarticle


Проверка связи после падения. Напишите в комментариях кто видит это сообщение у себя в ленте.


🎬 "Нам это действительно необходимо?" Слабая идея, деформирующая всю историю

Общий Валар Маргулис! Продолжаю переводить 18 главу книги Линды Аронсон "Сценарий 21 века" и сегодня речь пойдёт о том, как слабая идея может разрушить ваш сценарий и как этого избежать.

🍿 Сценаристы, особенно новички, часто начинают писать без чёткого плана и добавляют в сюжет слабые или неправдоподобные элементы, не учитывая последствия. Например, создаётся детективная линия, где персонаж А видит, как персонаж Б убивает персонажа С. Потом это вызывает проблемы, ведь А должен был бы сообщить об убийстве полиции. Вместо того чтобы просто убрать А из сцены, сценаристы оставляют его, что приводит к новым проблемам.

❓ Когда вы сталкиваетесь с проблемами в сюжете, оправданием поведения персонажей или любым другим элементом истории, вернитесь к вопросу: почему у вас возникла эта проблема? Спросите себя: «Какую функцию в моей истории выполняет этот элемент?» Затем посмотрите, можете ли вы заменить его чем-то более оригинальным, что будет выполнять ту же функцию.

🛠️ Этот подход работает и для более глобальных структурных вопросов. Например, вы хотите написать историю о братском самопожертвовании и выбираете сюжет о контрабанде наркотиков, где один брат становится наркокурьером, чтобы вытащить другого из долгов. Но сталкиваетесь с трудностями, пытаясь найти новый подход к теме наркотиков. Остановитесь и спросите себя, что даёт вам этот сюжет? Можете ли вы достичь того же эффекта с помощью другого сюжета? Может ваш герой заниматься контрабандой секретных документов из тоталитарного государства? Или редких тканей из закрытой страны? Вообще, нужен ли здесь сюжет о контрабанде? Может быть, один брат может спасти другого, взломав компьютерный сервер? Нужно ли вообще вам здесь преступление? Может быть, можно решить ту же проблему, заставив одного брата соблазнить кредиторшу второго брата?

✍️ Всегда задавайте себе вопрос: "Нам это действительно необходимо?" и не бойтесь менять элементы сюжета, чтобы сделать историю более логичной и интересной. Удачи в разработке ваших историй!


🎬 Как правильно использовать закадровый голос: пошаговый алгоритм

Общий Валар Маргулис! Продолжаю переводить 18 главу "Сценария 21 века" Линды Аронсон и оформил часть, посвящённую закадровому голосу в виде практического алгоритма.

Закадровый голос – мощный инструмент, который нужно очень аккуратно использовать. Вот алгоритм, который поможет сделать так, чтобы закадр работал на вашу историю, а не наоборот.

📌 Определите цель закадрового голоса

Задайте себе вопрос: зачем вашему сценарию нужен закадровый голос? Что он добавляет в историю?

📌 Определите интересы рассказчика

Поймите, что в вашей истории интересует рассказчика и почему он её рассказывает. Это поможет вам интегрировать закадровый голос органично.

📌 Завершите первый драфт без закадрового голоса

Напишите первый драфт вашего сценария полностью, не добавляя закадрового голоса. Это поможет вам сосредоточиться на сюжете и структуре.

📌 Вставьте закадровый голос после первого драфта

После завершения первого драфта начните добавлять закадровый голос. Это позволит вам увидеть, где он действительно необходим, а где избыточен.

📌 Корректируйте сцены под закадровый голос

Возможно, вам придётся подправить внутреннее содержание сцен, чтобы закадровый голос стал неотъемлемой частью сюжета, а не просто дополнением.

⚠️ Избегайте чрезмерного использования

Закадровый голос должен дополнять и усиливать вашу историю, а не превращать её в аудиокнигу с фоновыми картинками. Используйте его только тогда, когда это действительно необходимо.

✍️ Следуя этому алгоритму, вы сможете использовать закадровый голос так, чтобы он служил истории, а не разрушал её. Удачи в написании!


Общий Валар Маргулис!
Последний день мая - хороший повод для дайджеста весенних материалов, которые вы могли пропустить:

1) Незаслуженно обделённая вниманием рубрика "Отсылки, которые вы пропустили"
https://t.me/instrumentality/1013

2) Видео со структурным обзором оскароносной драмы "Пианино" из книги "Сценарий 21 века" Линды Аронсон
https://www.youtube.com/watch?v=7T4PUMqL760

3) Перевод отрывка из книги о сценариях для серии фильмов о Джеймсе Бонде:
https://t.me/instrumentality/1031

4) Самый популярный видеоматериал этой весны - невероятный рассказ о жизни и смерти автора "Девушки с татуировкой дракона"

https://youtu.be/oqPbSFZwpIk

5) Краткая версия перевода 16й главы книги "Сценарий 21 века" Линды Аронсон:
https://t.me/instrumentality/1066

6) Статья о 7 навыках необходимых сценаристу по мнению Линды Аронсон
https://t.me/instrumentality/1070

7) Неожиданный материал - месяц мучений различных нейросетей и я получил идеальную фоновую музыку для концентрации и стимуляции работы мозга. У ролика было бы 1000 просмотров/прослушиваний только от меня, но у меня этот трек на жестком диске

https://www.youtube.com/watch?v=BveoDO_MJzU&t=5s

😍 Статья об особенностях работы сценариста с активно участвующими в процессе разработке продюсерами

https://t.me/instrumentality/1084

9) Статья о таком эффекте, который Линда Аронсон назвала "Колея сценариста"

https://t.me/instrumentality/1085

10) Ролик, который создавался 3 года, и который посмотрело 3 человека. Видео о путешествии по Таджикистану, посмотрите, оно того стоит

https://www.youtube.com/watch?v=TfYXCjn8_5E

11) Впечатления от "Фуриосы" в кинотеатре 4fx

https://t.me/instrumentality/1094




Репост из: Кроненберг нефильтрованный
Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Как снимали тот самый теннисный поединок из «Претендентов».


"ФУРИОСА: ХРОНИКИ БЕЗУМНОГО МАКСА"

Итак, я посмотрел на большом экране и мне... понравилось! Но на то были свои причины.

Я впервые в жизни смотрел мировой блокбастер в формате 4FX - с двигающимися сидениями, вспышками в зале, струями воздуха из подлокотников и прочими тактильными ощущениями. И как аттракцион Фуриоза работает отлично. Но как кино...

Начнём с того, что на уровне сценария тут нет по факту внятной истории и сюжета. Большую часть происходящего ты не понимаешь что эти персонажи делают и зачем. Так ещё и оставшаяся часть их действий вынесена за кадр. Развешенные чеховские ружья практически никак не стреляют, а сюжетные линии бросаются автором ради других, которые тоже не будут доведены до конца. Он пытается всё это хоть как то увязать пафосным закадром и финальной речью антагониста, но...

К визуалу тоже до фига претензий. Графика хуже предыдущего фильма, где она органично выглядела на экране и не бросалась в глаза. Кроме того, зачем-то часть действия явно и нарочито плохо ускорена. Возможно (как мне кажется) это оммаж самому первому "Безумному Максу", где такой приём вынуждено использовался, чтобы ускорить найденную в австралийских дебрях технику, но смотрится очень кринжово и больше раздражает.

Экшн в фильме есть. Его немного, но пара больших эпизодов, особенно с погоней за конвоем - супер. Но чаще герои пафосно смотрят в кадр и иногда при этом что-то говорят.

В промо-материалах специально оплаченные люди выдавали рецензию, что это лучший сиквел из снятых когда-либо. Но нам, избалованным "Терминатором", "Крепким орешком" и "Смертельным оружием" так не кажется.

Резюмирую. Если и смотреть это кино, то только в формате 5D кинотеатра. Как аттракцион в парке развлечений оно заходит на ура, потому что пока тебя обдувают и трясут в кресле ты не задумываешься о сюжете и прочих косяках. А так - можно смело пропустить.




Я равнодушен к теннису, а любой чистой драме предпочитаю жанровое кино. Но "Претенденты" - это отлично написанная, поставленная, снятая и сыгранная история. Посмотрел на одном дыхании. Настоятельно рекомендую!


Репост из: Заскриптованный
Сколько зарабатывают сценаристы в индустрии? Апдейт от 20 мая 2024 года

Кинопоиск опросил представителей индустрии и дал денежный срез по 10 кинопрофессиям, в том числе по сценаристам. Итак, порядок сумм вот такой:

Полный метр (прокатное большое кино) — от 3 до 9 млн за проект
Полный метр (крупное авторское или коммерческий проект) — от 2 до 5 млн за проект
Полный метр (небольшой авторский проект) — от 500к до 1,5 млн
Ситкомы — от 300к до 700к за серию
Драмы — от 400к до 900к за серию
Процедуралы — от 300к до 500к за серию

Прошлый "прейскурант", на который я ориентировался: https://t.me/FedorovichVV/230 Если сравнивать, то индексация/инфляция налицо.

Ещё из интересного, что отметил для себя в материале Кинопоиска:

— Часть респондентов говорит, что в индустрии не хватает условного хэдхантера... о да, с ним было бы проще жить. И надоедливый вопрос «Как попасть в индустрию?» задавали бы реже.
— Представители некоторых цехов (в том числе сценаристских, насколько я знаю) боятся разменивать работу в рекламе или по найму на кино, потому что проектно-денежный вопрос там менее стабильный. Кино — это больше про творчество и мечты, а у этих двух категорий менее стабильная финансовая основа. Так уж повелось.
— Отдельно выделю вот этот пункт: Как объясняет одна из сценаристок, заказчики часто не оплачивают сценарный девелопмент на ранних сроках: «Происходит это не потому, что заказчик не уверен в уровне сценаристов, а тупо из жадности. Это не совсем законно и уж точно совсем неэтично». В таких случае специалисты могут работать без оплаты по полгода и вынуждены подрабатывать вне киноиндустрии или снижать свои гонорары. Девелопмент штука странная. В условиях, когда у тебя индустрия и её запросы растут быстрее кадрового рынка, платить за него и прогнозировать количество драфтов, которые понадобятся на стадии девелопмента, сложно. Даже стало интересно, а как платят за девелопмент разные продакшны и продюсеры.

Блок про сценаристов здесь.
Если вы хотите тоже ответить на опросник Кинопоиска (анонимно или нет), форма здесь.


Репост из: look mom i can script
​​Вторая часть выпуска подкаста «The Screenwriting Life with Meg LeFauve and Lorien McKenna» о распространённых проблемах сценария, которые могут сломать всю историю, и способах их решения.

● Нехватка подтекста

Проблема
Рассказывание вместо показывания.

Решение
Не озвучивать эмоции персонажей, а демонстрировать их через действия. Не объяснять метафоры и эмоциональные арки до их [как можно более позднего] разрешения.

● Скучный дизайн сцен

Проблема
Отсутствие баланса в содержании сцен.

Решение
Развивать эмоциональные качели и не повторяться. Не перегружать сцены событийностью. Следовать нарративу.

● Слишком много диалогов

Проблема
Скучные диалоги.

Решение
Использовать узнаваемые языковые паттерны. Использовать диалоги для развития характеров и/или нарратива. Попробовать написать историю без диалогов вообще. Попробовать написать спек для любимого шоу. Сокращать диалоги.

● Незнание жанра

Проблема
Незнание отличительных черт жанров.

Решение
Ознакомиться с классическими тропами жанров и использовать их по-своему. Вот здесь есть хорошая библиотека.

● Незнание, о чём история

Проблема
Отсутствие противоборствующих идей.

Решение
Сформулировать тему конкретным предложением (хорошо об этом в своё время рассказывал ещё Крейг Мейзин). Определить центральные конфликты и эмоциональные арки. Переписывать.

#essay | #listen


Репост из: Кроненберг нефильтрованный
Ретро дня: Лесли Нильсен рекламирует вторую часть «Назад в будущее».


Репост из: Самоучитель сценариста
Сочинение сценариев – одинокий и безжалостный труд. Каждая мысль и каждый жест под пристальным вниманием. Невероятно трудно начать писать и так же сложно оставаться сосредоточенным.


Это не нытье автора канала, хотя для него (для меня) сочинение сценариев – нескончаемая битва с текстом. И иногда я проигрываю.

Слова выше, это цитата Джеймса Кэмерона из его биографии «Футурист». Кэмерон предпочитает динамику съемочной площадки, а на сценарном этапе изолирует себя, работая по ночам и избегая окружающего мира. Он даже купил себе максимально неудобное кресло, чтобы как можно скорее разделываться со сценариями.

Сегодня – 40 лет «Терминатору». 12 мая в Лос-Анджелес из 2029 года прибыли киборг Т-800 и солдат Сопротивления Кайл Риз.

Плагиат Джеймса Кэмерона
Логлайн «Терминатора»
«Терминатор» в любимых фильмах Дэвида Финчера
30 лет «Терминатору 2»
На съемках «Терминатора 2»

🏷🎟 #Терминатор #кинопленки #ДжеймсКэмерон #цитата


Репост из: look mom i can script
​​В новом выпуске подкаста «The Screenwriting Life with Meg LeFauve and Lorien McKenna» ведущие обсудили пять распространенных проблем в сценарии, которые могут сломать всю историю, и способы их решения.

● Избыток экспозиции

Проблема

Экспозиц
ия не являются частью нарратива.

Решение
Подать экспозицию через действие, использовать экспозицию в качестве «награды», использовать экспозицию как разрешение установленной ранее интриги.

● Недостаток конфликта или ставок

Проблема
Слабый или недостаточно ясный конфликт и/или ставки.

Решение
Добавить ставки уровня «жизнь или смерть», объяснить эмоциональные ставки как можно раньше (и как можно яснее), определить протагониста и антагониста и найти ответ, почему они по разные стороны.

● Пассивный герой

Проблема
Поступки героя не определяют сюжет.

Решение
Найти ответ, почему именно этот персонаж является героем истории. Определиться, кто создает сцены и зачем они нужны. Создать самые необычные пассивные реакции и сделать их как можно более уникальными.

● Слишком бережное отношение к герою

Проблема
Неуверенность в силах своего героя.

Решение
Сделать жизнь героя сложнее, позволить ему активно действовать, а не только реагировать. Создать последствия для его действий и, самое главное, бездействия.

● Повторение

Проблема
Недостаточное количество драфтов.

Решение
Перечитывать целиком весь сценарий и его структуру, каждую сцену. Определить, что происходит с персонажами в каждой сцене, как они меняются, чего достигают, и избавиться от повторов.

#essay | #listen

Показано 20 последних публикаций.