ИнструМентальность


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Драматургия, сторителлинг, будни сценариста, юмор, сарказм и инструменты для этого.

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


После получения правок


Репост из: Cinemarticle
Киану Ривз и Сандра Буллок на съемках промо к фильму «Скорость», которому в этом году исполнилось 30 лет.

Cinemarticle


Проверка связи после падения. Напишите в комментариях кто видит это сообщение у себя в ленте.


🎬 "Нам это действительно необходимо?" Слабая идея, деформирующая всю историю

Общий Валар Маргулис! Продолжаю переводить 18 главу книги Линды Аронсон "Сценарий 21 века" и сегодня речь пойдёт о том, как слабая идея может разрушить ваш сценарий и как этого избежать.

🍿 Сценаристы, особенно новички, часто начинают писать без чёткого плана и добавляют в сюжет слабые или неправдоподобные элементы, не учитывая последствия. Например, создаётся детективная линия, где персонаж А видит, как персонаж Б убивает персонажа С. Потом это вызывает проблемы, ведь А должен был бы сообщить об убийстве полиции. Вместо того чтобы просто убрать А из сцены, сценаристы оставляют его, что приводит к новым проблемам.

❓ Когда вы сталкиваетесь с проблемами в сюжете, оправданием поведения персонажей или любым другим элементом истории, вернитесь к вопросу: почему у вас возникла эта проблема? Спросите себя: «Какую функцию в моей истории выполняет этот элемент?» Затем посмотрите, можете ли вы заменить его чем-то более оригинальным, что будет выполнять ту же функцию.

🛠️ Этот подход работает и для более глобальных структурных вопросов. Например, вы хотите написать историю о братском самопожертвовании и выбираете сюжет о контрабанде наркотиков, где один брат становится наркокурьером, чтобы вытащить другого из долгов. Но сталкиваетесь с трудностями, пытаясь найти новый подход к теме наркотиков. Остановитесь и спросите себя, что даёт вам этот сюжет? Можете ли вы достичь того же эффекта с помощью другого сюжета? Может ваш герой заниматься контрабандой секретных документов из тоталитарного государства? Или редких тканей из закрытой страны? Вообще, нужен ли здесь сюжет о контрабанде? Может быть, один брат может спасти другого, взломав компьютерный сервер? Нужно ли вообще вам здесь преступление? Может быть, можно решить ту же проблему, заставив одного брата соблазнить кредиторшу второго брата?

✍️ Всегда задавайте себе вопрос: "Нам это действительно необходимо?" и не бойтесь менять элементы сюжета, чтобы сделать историю более логичной и интересной. Удачи в разработке ваших историй!


🎬 Как правильно использовать закадровый голос: пошаговый алгоритм

Общий Валар Маргулис! Продолжаю переводить 18 главу "Сценария 21 века" Линды Аронсон и оформил часть, посвящённую закадровому голосу в виде практического алгоритма.

Закадровый голос – мощный инструмент, который нужно очень аккуратно использовать. Вот алгоритм, который поможет сделать так, чтобы закадр работал на вашу историю, а не наоборот.

📌 Определите цель закадрового голоса

Задайте себе вопрос: зачем вашему сценарию нужен закадровый голос? Что он добавляет в историю?

📌 Определите интересы рассказчика

Поймите, что в вашей истории интересует рассказчика и почему он её рассказывает. Это поможет вам интегрировать закадровый голос органично.

📌 Завершите первый драфт без закадрового голоса

Напишите первый драфт вашего сценария полностью, не добавляя закадрового голоса. Это поможет вам сосредоточиться на сюжете и структуре.

📌 Вставьте закадровый голос после первого драфта

После завершения первого драфта начните добавлять закадровый голос. Это позволит вам увидеть, где он действительно необходим, а где избыточен.

📌 Корректируйте сцены под закадровый голос

Возможно, вам придётся подправить внутреннее содержание сцен, чтобы закадровый голос стал неотъемлемой частью сюжета, а не просто дополнением.

⚠️ Избегайте чрезмерного использования

Закадровый голос должен дополнять и усиливать вашу историю, а не превращать её в аудиокнигу с фоновыми картинками. Используйте его только тогда, когда это действительно необходимо.

✍️ Следуя этому алгоритму, вы сможете использовать закадровый голос так, чтобы он служил истории, а не разрушал её. Удачи в написании!


Общий Валар Маргулис!
Последний день мая - хороший повод для дайджеста весенних материалов, которые вы могли пропустить:

1) Незаслуженно обделённая вниманием рубрика "Отсылки, которые вы пропустили"
https://t.me/instrumentality/1013

2) Видео со структурным обзором оскароносной драмы "Пианино" из книги "Сценарий 21 века" Линды Аронсон
https://www.youtube.com/watch?v=7T4PUMqL760

3) Перевод отрывка из книги о сценариях для серии фильмов о Джеймсе Бонде:
https://t.me/instrumentality/1031

4) Самый популярный видеоматериал этой весны - невероятный рассказ о жизни и смерти автора "Девушки с татуировкой дракона"

https://youtu.be/oqPbSFZwpIk

5) Краткая версия перевода 16й главы книги "Сценарий 21 века" Линды Аронсон:
https://t.me/instrumentality/1066

6) Статья о 7 навыках необходимых сценаристу по мнению Линды Аронсон
https://t.me/instrumentality/1070

7) Неожиданный материал - месяц мучений различных нейросетей и я получил идеальную фоновую музыку для концентрации и стимуляции работы мозга. У ролика было бы 1000 просмотров/прослушиваний только от меня, но у меня этот трек на жестком диске

https://www.youtube.com/watch?v=BveoDO_MJzU&t=5s

😍 Статья об особенностях работы сценариста с активно участвующими в процессе разработке продюсерами

https://t.me/instrumentality/1084

9) Статья о таком эффекте, который Линда Аронсон назвала "Колея сценариста"

https://t.me/instrumentality/1085

10) Ролик, который создавался 3 года, и который посмотрело 3 человека. Видео о путешествии по Таджикистану, посмотрите, оно того стоит

https://www.youtube.com/watch?v=TfYXCjn8_5E

11) Впечатления от "Фуриосы" в кинотеатре 4fx

https://t.me/instrumentality/1094




Репост из: Кроненберг нефильтрованный
Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Как снимали тот самый теннисный поединок из «Претендентов».


"ФУРИОСА: ХРОНИКИ БЕЗУМНОГО МАКСА"

Итак, я посмотрел на большом экране и мне... понравилось! Но на то были свои причины.

Я впервые в жизни смотрел мировой блокбастер в формате 4FX - с двигающимися сидениями, вспышками в зале, струями воздуха из подлокотников и прочими тактильными ощущениями. И как аттракцион Фуриоза работает отлично. Но как кино...

Начнём с того, что на уровне сценария тут нет по факту внятной истории и сюжета. Большую часть происходящего ты не понимаешь что эти персонажи делают и зачем. Так ещё и оставшаяся часть их действий вынесена за кадр. Развешенные чеховские ружья практически никак не стреляют, а сюжетные линии бросаются автором ради других, которые тоже не будут доведены до конца. Он пытается всё это хоть как то увязать пафосным закадром и финальной речью антагониста, но...

К визуалу тоже до фига претензий. Графика хуже предыдущего фильма, где она органично выглядела на экране и не бросалась в глаза. Кроме того, зачем-то часть действия явно и нарочито плохо ускорена. Возможно (как мне кажется) это оммаж самому первому "Безумному Максу", где такой приём вынуждено использовался, чтобы ускорить найденную в австралийских дебрях технику, но смотрится очень кринжово и больше раздражает.

Экшн в фильме есть. Его немного, но пара больших эпизодов, особенно с погоней за конвоем - супер. Но чаще герои пафосно смотрят в кадр и иногда при этом что-то говорят.

В промо-материалах специально оплаченные люди выдавали рецензию, что это лучший сиквел из снятых когда-либо. Но нам, избалованным "Терминатором", "Крепким орешком" и "Смертельным оружием" так не кажется.

Резюмирую. Если и смотреть это кино, то только в формате 5D кинотеатра. Как аттракцион в парке развлечений оно заходит на ура, потому что пока тебя обдувают и трясут в кресле ты не задумываешься о сюжете и прочих косяках. А так - можно смело пропустить.




Я равнодушен к теннису, а любой чистой драме предпочитаю жанровое кино. Но "Претенденты" - это отлично написанная, поставленная, снятая и сыгранная история. Посмотрел на одном дыхании. Настоятельно рекомендую!


Репост из: Заскриптованный
Сколько зарабатывают сценаристы в индустрии? Апдейт от 20 мая 2024 года

Кинопоиск опросил представителей индустрии и дал денежный срез по 10 кинопрофессиям, в том числе по сценаристам. Итак, порядок сумм вот такой:

Полный метр (прокатное большое кино) — от 3 до 9 млн за проект
Полный метр (крупное авторское или коммерческий проект) — от 2 до 5 млн за проект
Полный метр (небольшой авторский проект) — от 500к до 1,5 млн
Ситкомы — от 300к до 700к за серию
Драмы — от 400к до 900к за серию
Процедуралы — от 300к до 500к за серию

Прошлый "прейскурант", на который я ориентировался: https://t.me/FedorovichVV/230 Если сравнивать, то индексация/инфляция налицо.

Ещё из интересного, что отметил для себя в материале Кинопоиска:

— Часть респондентов говорит, что в индустрии не хватает условного хэдхантера... о да, с ним было бы проще жить. И надоедливый вопрос «Как попасть в индустрию?» задавали бы реже.
— Представители некоторых цехов (в том числе сценаристских, насколько я знаю) боятся разменивать работу в рекламе или по найму на кино, потому что проектно-денежный вопрос там менее стабильный. Кино — это больше про творчество и мечты, а у этих двух категорий менее стабильная финансовая основа. Так уж повелось.
— Отдельно выделю вот этот пункт: Как объясняет одна из сценаристок, заказчики часто не оплачивают сценарный девелопмент на ранних сроках: «Происходит это не потому, что заказчик не уверен в уровне сценаристов, а тупо из жадности. Это не совсем законно и уж точно совсем неэтично». В таких случае специалисты могут работать без оплаты по полгода и вынуждены подрабатывать вне киноиндустрии или снижать свои гонорары. Девелопмент штука странная. В условиях, когда у тебя индустрия и её запросы растут быстрее кадрового рынка, платить за него и прогнозировать количество драфтов, которые понадобятся на стадии девелопмента, сложно. Даже стало интересно, а как платят за девелопмент разные продакшны и продюсеры.

Блок про сценаристов здесь.
Если вы хотите тоже ответить на опросник Кинопоиска (анонимно или нет), форма здесь.


Репост из: look mom i can script
​​Вторая часть выпуска подкаста «The Screenwriting Life with Meg LeFauve and Lorien McKenna» о распространённых проблемах сценария, которые могут сломать всю историю, и способах их решения.

● Нехватка подтекста

Проблема
Рассказывание вместо показывания.

Решение
Не озвучивать эмоции персонажей, а демонстрировать их через действия. Не объяснять метафоры и эмоциональные арки до их [как можно более позднего] разрешения.

● Скучный дизайн сцен

Проблема
Отсутствие баланса в содержании сцен.

Решение
Развивать эмоциональные качели и не повторяться. Не перегружать сцены событийностью. Следовать нарративу.

● Слишком много диалогов

Проблема
Скучные диалоги.

Решение
Использовать узнаваемые языковые паттерны. Использовать диалоги для развития характеров и/или нарратива. Попробовать написать историю без диалогов вообще. Попробовать написать спек для любимого шоу. Сокращать диалоги.

● Незнание жанра

Проблема
Незнание отличительных черт жанров.

Решение
Ознакомиться с классическими тропами жанров и использовать их по-своему. Вот здесь есть хорошая библиотека.

● Незнание, о чём история

Проблема
Отсутствие противоборствующих идей.

Решение
Сформулировать тему конкретным предложением (хорошо об этом в своё время рассказывал ещё Крейг Мейзин). Определить центральные конфликты и эмоциональные арки. Переписывать.

#essay | #listen


Репост из: Кроненберг нефильтрованный
Ретро дня: Лесли Нильсен рекламирует вторую часть «Назад в будущее».


Репост из: Самоучитель сценариста
Сочинение сценариев – одинокий и безжалостный труд. Каждая мысль и каждый жест под пристальным вниманием. Невероятно трудно начать писать и так же сложно оставаться сосредоточенным.


Это не нытье автора канала, хотя для него (для меня) сочинение сценариев – нескончаемая битва с текстом. И иногда я проигрываю.

Слова выше, это цитата Джеймса Кэмерона из его биографии «Футурист». Кэмерон предпочитает динамику съемочной площадки, а на сценарном этапе изолирует себя, работая по ночам и избегая окружающего мира. Он даже купил себе максимально неудобное кресло, чтобы как можно скорее разделываться со сценариями.

Сегодня – 40 лет «Терминатору». 12 мая в Лос-Анджелес из 2029 года прибыли киборг Т-800 и солдат Сопротивления Кайл Риз.

Плагиат Джеймса Кэмерона
Логлайн «Терминатора»
«Терминатор» в любимых фильмах Дэвида Финчера
30 лет «Терминатору 2»
На съемках «Терминатора 2»

🏷🎟 #Терминатор #кинопленки #ДжеймсКэмерон #цитата


Репост из: look mom i can script
​​В новом выпуске подкаста «The Screenwriting Life with Meg LeFauve and Lorien McKenna» ведущие обсудили пять распространенных проблем в сценарии, которые могут сломать всю историю, и способы их решения.

● Избыток экспозиции

Проблема

Экспозиц
ия не являются частью нарратива.

Решение
Подать экспозицию через действие, использовать экспозицию в качестве «награды», использовать экспозицию как разрешение установленной ранее интриги.

● Недостаток конфликта или ставок

Проблема
Слабый или недостаточно ясный конфликт и/или ставки.

Решение
Добавить ставки уровня «жизнь или смерть», объяснить эмоциональные ставки как можно раньше (и как можно яснее), определить протагониста и антагониста и найти ответ, почему они по разные стороны.

● Пассивный герой

Проблема
Поступки героя не определяют сюжет.

Решение
Найти ответ, почему именно этот персонаж является героем истории. Определиться, кто создает сцены и зачем они нужны. Создать самые необычные пассивные реакции и сделать их как можно более уникальными.

● Слишком бережное отношение к герою

Проблема
Неуверенность в силах своего героя.

Решение
Сделать жизнь героя сложнее, позволить ему активно действовать, а не только реагировать. Создать последствия для его действий и, самое главное, бездействия.

● Повторение

Проблема
Недостаточное количество драфтов.

Решение
Перечитывать целиком весь сценарий и его структуру, каждую сцену. Определить, что происходит с персонажами в каждой сцене, как они меняются, чего достигают, и избавиться от повторов.

#essay | #listen


Колея сценариста
Разработка структуры будущего сценария это всегда логический процесс попытки придать форму содержимому вашего подсознания. И иногда это приводит к необычному феномену, который можно назвать "колея сценариста". Это часто происходит, когда опытные хорошие сценаристы создают слабые сюжеты, но до последнего отстаивают их. Сценарист привязывается к очевиднейшему сюжету, потому что его мозг нашёл единственно возможную логику, способную связать воедино образы, эмоции и обрывки сцен, возникших в подсознании, вытащив из базы знаний первый подходящий шаблон. Он просто попадает в проторенную колею и уже не может оттуда самостоятельно выбраться.

Это происходит когда вы слишком рано переходите от идеи к сюжету. Особенно, когда вас поджимает дедлайн. Может быть, повари вы первоначальную идею чуть дольше, то выбрали бы для её реализации другой сюжет, все сцены которого вам было бы интересно писать.

Понять что вы попали в колею сценариста сложно. Первым и главным признаком этого является то, что вам гораздо интереснее писать про второстепенного персонажа и вторую сюжетную линию (она же "Линия Б"), чем про банальную и зашедшую в тупик после поворотной точки первого акта основную сюжетную линию (она же "Линия А").

Если вы ловите себя на том, что вы вымучиваете обязательные сцены, вернитесь к тому, что действительно захватывало вас в вашей истории на уровне идеи. Возможно, ухватившись за первый подходящий сюжет, вы ушли от этого и тоже самое можно реализовать по другому. Помните, что сюжет - это не священная корова. Если он не позволяет вам делать то, что вы хотите - меняйте его.


ХОРОШАЯ РОСПИСЬ НА ОСЫПАЮЩЕЙСЯ ШТУКАТУРКЕ
(На основании материала главы 17 "Сценария 21 века" Линды Аронсон)

Одним из многочисленных проклятий профессии сценариста (а она уж точно не является благословенной) является то, что каждый второй встречный, узнав что вы сценарист, сразу же предложит вам сюжет из которого точно родится великое кино. И он сам мог бы на его основе написать потрясающий сценарий, но нет времени. Проблема даже не в том, что идеи сами по себе ничего не стоят, пока не превращаются в крепкий сценарий. Невооруженным знанием драматургии глазом очень сложно заметить, что в этих сюжетах отсутствует самое главное. Сюжет!

И ладно если свои наработки вам предлагает какой-нибудь таксист. Потерпели, покивали, в конце поездки поставили ему две звезды, чтобы больше он к вам на заказ не приезжал - и всё. Но чем больше вы пишите, тем больше велика вероятность, что своими идеями с вами поделиться человек у которого всё ещё нет времени, но зато есть деньги или связи - продюсер. И тут возникает следующая проблема.

Вы либо начинаете править (а по факту разрабатывать с нуля) сюжет, чтобы история работала. А так как увязать все идеи заказчика в связную внятную и четкую историю практически невозможно, то ещё на этапе синопсиса вы можете быть уволены с проекта, потому что написали совсем не то, что вас просили. Не каждый рискнёт бутербродом с маслом ради крепкой структуры, особенно когда впереди маячит перспектива икры поверх масла. И тут возникает другой вариант - "пингвино-мадагаскарский". Улыбаемся и машем на все идеи заказчика, старательно впихивая их в синопсис. А потом расписываем его с оригинально решёнными сценами, остроумными диалогами, хорошим развитием персонажей, а так же разбавляем захватывающими аттракционами и комическими сценами. И этот сценарий будет выглядеть хорошим. В нём даже кто-то углядит историю. Хотя там не будет настоящей истории - только резиновый надувной макет.

Потому что там не будет единой темы, четко сформулированного месседжа и последовательного развития сюжета от сцены к сцене. И если цитировать этот сценарий кусками (а чаще всего в наших реалиях это и есть пресловутый "элеватор питч" - эмоционально рассказать пару сцен) - то это безусловный шедевр. А если с ним зайти на съёмки, то в зависимости от профессионализма съёмочной группы достаточно быстро выясниться, что режиссеру нечего снимать, а актёрам нечего играть. И теперь уже перед режиссёром будет два варианта: выправить сценарий так как надо или снять так как хочет заказчик.

Но это уже совсем другая история (хотя опытный читатель смог бы заметить, что в этом тексте нет никакой истории, а только повтор одного бита, ловко, надеюсь, замаскированный мастерством автора текста).

Интересные персонажи и прикольные сцены не сделают фильм хорошим, если у него нет хорошего (читай, грамотно структурированного и правильно развивающегося) сюжета. А подробней об этом можно прочитать в книге "Сценарий 21 века" Линды Аронсон.




Друзья! Сегодня хочу с вами кое-чем поделиться.
Я довольно долгое время пишу разного рода тексты и со временем понял, что мне нравиться работать под музыку и в то же время, она меня сильно отвлекает. Не нашлось ещё того исполнителя или даже жанра, который подошёл бы мне для творческой работы.
В результате я полез в бурно развивающиеся нейросети и путём долгих проб создал именно ту музыку, которая отлично помогает сфокусироваться и при этом не отвлекает. В какой-то момент я думал что текстовые модели, которые я использовал для анализа многичисленных данных просто скажут: "Мы сдаёмся, невозможно из всего того, что ты в нас запихнул, получить стройную картину того, что ты в итоге хочешь". Но с помощью усидчивости и мата, я получил сначала нужный промт, потом его удалось запихнуть в генераторы музыки и свести всё это в музыкальном редакторе.

Результат пробую уже больше недели и доволен - как минимум три часа без потери фокуса он позволяет мне провести за работой. Делюсь с вами (не забываем лайкать и подписываться). Один совет - эта музыка лучше работает в наушниках.

Всем продуктивной работы!

https://www.youtube.com/watch?v=BveoDO_MJzU&t=5s

Показано 20 последних публикаций.