Нормы развития навыков у ребенка первого года жизни
Педиатру часто приходится оценивать развитие навыков у младенцев. Задержка появления навыков должна насторожить врача, и потребовать дополнительного обследования, чтобы не пропустить опасные заболевания или нарушения развития. При этом навыки появляются не всегда строго по месяцам, один здоровый ребенок сядет в 4 мес, а другой (тоже здоровый) только 11 мес, и родители второго будут очень тревожиться и пытать педиатра: “Доктор, а мы ничего не упускаем?” В таких случаях врач должен присмотреться к остальным навыкам, и, если “запаздывает” один-два, то скорее все ок, если многие - то действительно пора волноваться. Поэтому и создаются разные списки навыков; с постоянными оговорками, мол все дети разные и некоторые отличия это нормально, но все же примерно должно быть вот так.
Продолжаю готовиться к вебинару о педиатрическом осмотре детей первого года жизни, гуглить, читать, подбирать статьи. Попался вот такой перечень, самые базовые вехи:
https://childmind.org/guide/parents-guide-to-developmental-milestones/ Переведу из него то, что относится к первому году жизни.
1 МЕСЯЦ
§ Моторное развитие
- Делает спонтанные движения руками и ногами, иногда резкие
- Подносит свои руки в зону досягаемости глаз и рта
- Двигает головой из стороны в сторону, лежа на животе
- В вертикальном положении запрокидывает голову назад, если ее не поддерживать
- Держит руки сжатыми в кулаки
- Сохраняются сильные рефлекторные движения
§ Зрение и слух
- Фокусируется на расстоянии 20 - 30 см
- Взгляд блуждает и иногда глаза скрещиваются к носу
- Предпочитает черно-белые или высококонтрастные картинки
- Предпочитает человеческое лицо всем другим объектам
- Слух полностью сформировался
- Распознает некоторые звуки
- Может поворачиваться на знакомые звуки и голоса
§ Вехи развития обоняния и осязания
- Предпочитает сладкие запахи
- Избегает горьких или кислых запахов
- Узнает запах грудного молока своей матери
- Предпочитает мягкие ощущения грубым
- Не любит грубого или резкого обращения
§ Наблюдение за здоровьем и развитием
Если на второй, третьей или четвертой неделе жизни у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков задержки развития (красные флаги), сообщите об этом своему педиатру:
- Плохо сосет и медленно ест
- Не жмурится от яркого света
- Не фокусируется и не следит за движущимся из стороны в сторону объектом, находящимся поблизости
- Редко двигает руками и ногами; кажется скованным
- Или наоборот, кажется, что конечности чрезмерно слабые или вялые
- Нижняя челюсть постоянно дрожит, даже когда не плачет и не возбужден
- Не реагирует на громкие звуки
3 МЕСЯЦА
§ Моторное развитие
- Поднимает голову и грудь, лежа на животе
- Поддерживает верхнюю часть тела руками, лежа на животе
- Вытягивает ноги и делает рывки, лежа на животе или спине
- То раскрывает, то сжимает кисти рук
- Отталкивается, когда ступни находятся на твердой поверхности
- Подносит руку ко рту
- Ударяет руками по висящим предметам
- Хватает и трясет погремушки
§ Зрение и слух
- Внимательно смотрит на лица
- Следит за движущимися объектами
- Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
- Начинает координировать движения рук и глаз
- Улыбается при звуке голоса мамы
- Начинает лепетать
- Начинает имитировать некоторые звуки
- Поворачивает голову в сторону звука
§ Социальное и эмоциональное развитие
- Начинает развивать социальную улыбку
- Любит играть с другими людьми и может плакать, когда игра прекращается
- Становится более коммуникабельным и выразительным с помощью лица и тела
- Имитирует некоторые движения и выражения лица
§ Наблюдение за здоровьем и развитием
Хотя каждый ребенок развивается по-своему и со своей скоростью, отставание в некоторых ключевых навыков может быть признаком заболеваний или нарушений развития, требующих особого внимания. Если вы заметили какие-либо из этих красных флагов, обсудите их с вашим педиатром: