НЕМЫ РАБЫ! РАБЫ НЕМЫ?
Помню читала я когда-то нелюбимую многими патриотами книгу Маркиза де Кюстина о путешествии по России. Книга, на самом деле, не русофобская, а очень познавательная, хотя и содержит малую толику колких замечаний о Российской Империи. Но нельзя не заметить и того, что именитый француз всем интересуется и многим любуется в нашей с вами стране. Особенно ему нравится простой русский народ, он восхищается красотой русских лиц, величавостью седобородых старцев и тем, что наш народ постоянно поет, как птица!
Вы подумайте, пишет маркиз, русские постоянно поют! Поет дворник, подметая дорогу, поет ямщик понукая лошадь, поет кухарка на кухне, поют крестьяне на сенокосе, поют женщины за работой в поле, и над всей Россией летит эта ПЕСНЯ, певучая душа народа!
Именно на этом фундаменте народной музыки и выросла вся великая классическая русская музыка. Все наши великие композиторы от Глинки до Свиридова несут в своей музыке неповторимый и мгновенно узнаваемый русский культурный код, сложившийся за тысячелетия на Русской равнине. Ведь именно в музыке, в музыкальном строе народной песни зашифрован культурный генотип народа. Убери его или подмени чужим, и произойдет разрушение культурного канона с подменой национального архетипа.
Куда же улетела наша ПТИЦА-ПЕСНЯ? Почему замолчала русская душа? Почему не поется ей в родной стране? Куда улетела? Не дает ответа!
Когда в 20 годы уничтожали русскую деревню, когда ломали через колено хребет русскому крестьянству, тогда и стала глуше и тише звучать русская песня. В те первые постреволюционные годы Россию встраивали в мировое коммунистическое земшарное человечество, и песни у нас были совсем другие, революционные. Но, главное, они были, и все от мала до велика собравшись за праздничным столом хором пели и старые народные песни, и новые – революционные!
Потом Сталин решил строить социализм в отдельно взятой стране и опереться на большинство населения - русский народ. Тогда он вернул нашему народу уже практический отнятую у него русскую культуру, сделав не только народную, но и элитарную классическую русскую культуру доступной для трудового народа через лучшую в мире систему образования. И самые выдающиеся образцы культуры государство транслировало в массы через РАДИО, подтягивая народ повыше, в надмирное, духовное!
Радио тогда было в каждой семье, в каждом деревенском доме, и над нашей страной постоянно звучала музыка, народная, классическая, советская. Скажу честно, я, городской ребенок, дитя родителей-шестидесятников, помешанных на западе, не очень любила русскую народную музыку, но когда я выросла, стала работать гидом и начала водить интуристов на фольклор, я вдруг обнаружила, к своему изумлению, что знаю почти все популярные народные песни. А почему? Да потому, что в доме было радио!
Надо вам сказать, что люди той поры любили и умели петь! Мои родители-геологи часто устраивали праздники в нашей коммунальной квартире и приглашали на них человек 20-30 друзей, и они не столько пили, сколько пели! Начинали с популярных советских песен, переходили на народные, потом шли романсы и даже отрывки из опер, а заканчивали смешными студенческими и геологическими песнями. Мои родители могли петь с друзьями всю ночь! Причем, слова, и мелодию знали все! Потому что они все еще наследовали ту великую песенную культуру, которой когда-то славилась Россия!
Потом, в 80-е годы в моде был рок. Самые известные группы были в Питере, и молодежь, как правило, собиралась летом с гитарой у костра и пела. Конечно, не народные песни, но хотя бы русские! Или британско-американский рок. Со словами, правда, был напряг! Ну да ничего, пели, как умели!
Все изменилось в 90-е, когда со смертью СССР умерла и советская культура, и случилось пришествие попсы! Гитары вдруг стали не актуальны! Их заменил магнитофон! Да и петь больше было не нужно! За тебя пел твой любимый исполнитель, умца-умца-умцаца! А на стене потихоньку умирало радио, а с ним и народная, и великая русская классическая музыка.
Помню читала я когда-то нелюбимую многими патриотами книгу Маркиза де Кюстина о путешествии по России. Книга, на самом деле, не русофобская, а очень познавательная, хотя и содержит малую толику колких замечаний о Российской Империи. Но нельзя не заметить и того, что именитый француз всем интересуется и многим любуется в нашей с вами стране. Особенно ему нравится простой русский народ, он восхищается красотой русских лиц, величавостью седобородых старцев и тем, что наш народ постоянно поет, как птица!
Вы подумайте, пишет маркиз, русские постоянно поют! Поет дворник, подметая дорогу, поет ямщик понукая лошадь, поет кухарка на кухне, поют крестьяне на сенокосе, поют женщины за работой в поле, и над всей Россией летит эта ПЕСНЯ, певучая душа народа!
Именно на этом фундаменте народной музыки и выросла вся великая классическая русская музыка. Все наши великие композиторы от Глинки до Свиридова несут в своей музыке неповторимый и мгновенно узнаваемый русский культурный код, сложившийся за тысячелетия на Русской равнине. Ведь именно в музыке, в музыкальном строе народной песни зашифрован культурный генотип народа. Убери его или подмени чужим, и произойдет разрушение культурного канона с подменой национального архетипа.
Куда же улетела наша ПТИЦА-ПЕСНЯ? Почему замолчала русская душа? Почему не поется ей в родной стране? Куда улетела? Не дает ответа!
Когда в 20 годы уничтожали русскую деревню, когда ломали через колено хребет русскому крестьянству, тогда и стала глуше и тише звучать русская песня. В те первые постреволюционные годы Россию встраивали в мировое коммунистическое земшарное человечество, и песни у нас были совсем другие, революционные. Но, главное, они были, и все от мала до велика собравшись за праздничным столом хором пели и старые народные песни, и новые – революционные!
Потом Сталин решил строить социализм в отдельно взятой стране и опереться на большинство населения - русский народ. Тогда он вернул нашему народу уже практический отнятую у него русскую культуру, сделав не только народную, но и элитарную классическую русскую культуру доступной для трудового народа через лучшую в мире систему образования. И самые выдающиеся образцы культуры государство транслировало в массы через РАДИО, подтягивая народ повыше, в надмирное, духовное!
Радио тогда было в каждой семье, в каждом деревенском доме, и над нашей страной постоянно звучала музыка, народная, классическая, советская. Скажу честно, я, городской ребенок, дитя родителей-шестидесятников, помешанных на западе, не очень любила русскую народную музыку, но когда я выросла, стала работать гидом и начала водить интуристов на фольклор, я вдруг обнаружила, к своему изумлению, что знаю почти все популярные народные песни. А почему? Да потому, что в доме было радио!
Надо вам сказать, что люди той поры любили и умели петь! Мои родители-геологи часто устраивали праздники в нашей коммунальной квартире и приглашали на них человек 20-30 друзей, и они не столько пили, сколько пели! Начинали с популярных советских песен, переходили на народные, потом шли романсы и даже отрывки из опер, а заканчивали смешными студенческими и геологическими песнями. Мои родители могли петь с друзьями всю ночь! Причем, слова, и мелодию знали все! Потому что они все еще наследовали ту великую песенную культуру, которой когда-то славилась Россия!
Потом, в 80-е годы в моде был рок. Самые известные группы были в Питере, и молодежь, как правило, собиралась летом с гитарой у костра и пела. Конечно, не народные песни, но хотя бы русские! Или британско-американский рок. Со словами, правда, был напряг! Ну да ничего, пели, как умели!
Все изменилось в 90-е, когда со смертью СССР умерла и советская культура, и случилось пришествие попсы! Гитары вдруг стали не актуальны! Их заменил магнитофон! Да и петь больше было не нужно! За тебя пел твой любимый исполнитель, умца-умца-умцаца! А на стене потихоньку умирало радио, а с ним и народная, и великая русская классическая музыка.