Секреты Москвы-реки (Часть 2)
А вы знали, что через Москву-реку перекинуто
452 моста? Трудно поверить, что такая большая и красивая #река когда-то
обмелела настолько, что, как говорили горожане,
«курица в брод перейдет и крыльев не намочит». Почему же это произошло?
В начале XX века
проблема водоснабжения в Москве встала особенно остро. Вода в город поступала из Рублевского и Мытищинского водопроводов, но терялась по пути во множестве водозаборов различных предприятий. Тогда река обмелела настолько, что в районе Кремля у Большого Каменного моста
ее можно было пересечь вброд.
С каждым годом воды требовалось все больше. По подсчетам, в 30-х на каждого москвича в день приходилось
по 80 литров воды, в то время как в Нью-Йорке – 500. Власти вернулись к идее наполнить Москву-реку за счет Волги,
соединив две реки искусственным каналом. Первые обсуждения этого проекта предпринимались
еще при Петре I, но до реализации дело не дошло. Потом помешали события начала XX века, и вот в 30-х началось строительство.
Результатом стал
канал протяженностью в 128 км, который помог поднять уровень Москвы-реки в черте города
сразу на 3 метра. Трасса канала имеет 240 сооружений: 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и Северный речной порт в Химках) и множество пристаней поменьше.
Кстати, механизмы, построенные в 30-х годах,
исправно работают до сих пор. А самыми красивыми считаются
шлюзы №7 и №8 в Тушине. Они связывают Москву-реку и Химкинское водохранилище, выравнивая перепад высот между ними в 36 метров, а еще обладают
запоминающейся архитектурой. Их работу можно увидеть с борта прогулочного теплохода во время речной навигации.
На церемонии открытия канала #Сталин назвал столицу
«портом пяти морей», подразумевая, что Москва получила водное сообщение
сразу с пятью морями. Подробнее об этом
читайте в нашей статье.
#История #Факт #Секрет
@MoscowSecrets