Дневник физика


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Образование


Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Образование
Статистика
Фильтр публикаций


Сегодня мне снился отпуск.

Учитывая то, что психика последнее время скрипит как кулер моего ноутбука, то я надеюсь, что здесь не будет ситуации, где я приземлился в теплой стране, а мотор не завёлся.

Главное дожить до понедельника.

Не забывайте отдыхать, друзья.

1.5k 0 11 6 173

Про ноутбук, который смог

#Физтех #ЛФИ #итакоебывает

Сегодня на письменном экзамене я до конца прочувствовал фразу "на честном слове и на одном крыле". Но чтобы рассказать всю историю мне придется сделать пару шагов назад вдоль оси времени, чтобы все было по порядку.

В эти выходные закончился Пятый Сезон Кубка ЛФИ, который длится шесть недель. Это время, когда я работаю буквально 24 на 7 и провожу очень много часов за ноутбуком (работа над самими задачами, текстами, вычитка всего на свете, бесконечные созвоны и многое другое). Он (ноутбук) и в обычном режиме никогда не выключается, но когда идет Кубок есть стойкое ощущение, что у него даже экран не гаснет.

Так вот, в последние две недели Кубка он (ноутбук) решил показать, что с его рабочим временем тоже надо считаться. И что он (ноутбук) так-то вполне себе заслужил отпуск в ремонтной мастерской. Сигналы об этом он (ноутбук) мне подавал звуком шарикоподшипника от кулера, скрежет которого можно было услышать в любой точке квартиры. Звуки были довольно жуткими и больше походили на скрежет металла по стеклу. Скажу больше, порой они (звуки) могли напугать кого-нибудь во время созвона на другом конце зума. И, как всегда и бывает, когда мне стало казаться, что хуже уже не будет, сразу же стало еще хуже. В одно прекрасное утро забастовка ноута достигла апофеоза и апогея и вместо рабочего экрана я увидел черный квадрат на котором красовалась надпись "Fan error", которая блокировала любую его (ноутбука) загрузку.

В этот момент я не запаниковал лишь потому, что на панику у меня не было времени. В это время я сидел в комнате, а вокруг меня горели ярким пламенем все возможные дедлайны. Вообще все. По Кубку, по кафедре, по работе в деканате, по всему, что можно только представить.

Поэтому я посмотрел в лицо ноуту и предложил ему уговор. Сделка заключалась в том, что он (ноутбук) доработает до конца Сезона и тогда у меня наверняка появится время отнести его в ремонт на заслуженный отдых. И что бы вы думали? Сразу после этой договоренности он перестал выдавать эту ошибку и продолжил работать в нормальном режиме до самого конца Пятого Сезона Кубка. Даже кулер почти не скрипел.

Но вот Сезон закончился, а время у меня, очевидно, не появилось. Все, как всегда и бывает, стало только хуже. Прямо сейчас я сижу на письменном экзамене по физике, после которого у меня все расписано до первого часа ночи. Я достаю ноутбук, чтобы подготовиться ко встрече, которая будет сразу после экзамена, а ноут... А ноут говорит мне, что с него хватит. Что уговор дороже денег. И что мне очень надо сделать таблицу другую его мало волнует. И что с того факта, что он до сих пор не в отпуске у него откровенно сгорело. Об этом говорит сообщение про охладительную систему. И ни на какие мои манипуляции и другие действия он не реагирует.

Видимо и правда надо будет сегодня отвезти его в ремонт.

Он и правда это заслужил.

1.9k 0 14 8 199

Изучение природы — это как читать любимую книгу, которая никогда не закончится. Занятие наукой — это возможность оставлять в этой книге свои пометки, писать строки, параграфы, возможно, даже целые разделы.

Это то, что не делается в одиночку. Это то, что не делается теми, кто живет прямо сейчас. Это то, что создавали до нас и будут продолжать после того, как мы уступим место возле телескопа. И кто-то другой будет смотреть на те же звёзды, а Вселенная так и будет смотреть через объектив на нас.

Да, очень многое зависит от воли случая. Банально от времени, когда ты родился. Но любой вклад ценен и необходим. Кто-то ведь шлифовал линзы для телескопа Браге или помогал в его исследованиях. Да, про них нет страницы в википедии, но так ли это важно в моменте? Вообще так ли это важно?

Кто летал, тем бояться нечего,
Кто летал, тот с заданием справился,
В темном небе кометы светятся,
Космонавтам такое нравится.


Для нас великое счастье видеть как молодые и увлеченные делают свои первые шаги по этому Пути. Как угодно. Уверенно и подготовлено, или с опаской и робко. Но делают.

И Кубок ЛФИ именно про это. Он всегда был про этот Путь с самого Первого Сезона. И если в прошлом Сезоне мы задавались вопросом "Что ты видишь?", то теперь мы предлагаем ответ. Мы видим тех, кто идёт по этому Пути рядом с нами. Рядом с вами. Рядом со всеми остальными, кто шёл по этому Пути до нас и будет идти после.

И мы бесконечно рады этому. И уверены, что у вас всё получится.

Ни дождика, ни снега, ни пасмурного ветра
В полночный безоблачный час,
Распахивает небо сверкающие недра
Для зорких и радостных глаз,
Сокровища вселенной сверкают, словно дышат,
Звенит потихоньку зенит,
А есть такие люди, они прекрасно слышат,
Как звезда с звездою говорит

Смотрите в телескопы и снова открывайте
Иные миры и края
Но только надо чтобы хорошая погода
Была на планете Земля


Про всех

#Кубок #ЛФИ #перекрестная #исходник

Put your eye to the eye of a telescope
The universe looks back through a microscope


Большое видится на расстоянии. Но если отойти еще дальше, то ты понимаешь, что то, что еще минуту назад казалось самым большим, что ты мог себе представить, является частью чего-то ещё бОльшего. Звёзды образуют созвездия, созвездия – галактики, галактики – скопления галактик и так далее. И пока ты стараешься смотреть всё шире и шире в узкое окно окуляра своего телескопа, Вселенная смотрит на тебя с другой стороны.

Звёзды с неба падают бисером,
Я сижу на окне под звёздами.
Жду удачу, удача близится
Нависает удача гроздьями


Любой из нас смотрел на этот купол над головой и каждый из нас думал в эти моменты о чем-то своём. Но, я уверен в этом на сто процентов, "любой из нас" понимал или чувствовал, что в эту минуту он не один, даже если рядом никого не было. Если же улыбалась удача и «любой из нас» видел падающую звезду или сгорающий в атмосфере яркой вспышкой метеорит, то всегда загадывал желание. И в этот момент кто-то другой, но такой же, как и «любой из нас», в этот же момент загадывал своё. И что характерно, в эти моменты все желания исключительно во благо.

За звезду полжизни, за Луну свободу.
Я целую небо, а оно льет воду.


Когда Тихо Браге было 25 лет он первым заметил вспышку сверхновой в созвездии Кассиопеи. Звезда сияла в небе еще 17 месяцев, и это была первая за 500 лет вспышка сверхновой в нашей Галактике. Символично, что следующая произошла почти сразу после смерти Тихо и до 1987 года больше, видимых невооружённым глазом, вспышек сверхновой не наблюдалось.

После этого Тихо Браге вернулся к астрономии, которой грезил всю свою жизнь и на которую потратил всё состояние своей очень богатой семьи. Думаю, что мало кто знает, но достижения Браге выходят сильно за рамки астрономии, а касаются всех естественных наук в целом. Мы ушли очень далеко по оси времени. Настолько далеко, что этот большой вклад уже даже не видно на этом расстоянии. Он сливается в небольшую точку, но мы про него помним.

До него подход к науке был таким, каким его видел Аристотель, но после того, как Тихо Браге экспериментально показал, что кометы – это внеземные объекты, это перевернуло игру. По Аристотелю небеса были поделены на сферы, поверхность которых не может пересечь ни один космический объект. Поймав комету за хвост, Тихо показал, что это не так.

По моему мнению, сферы… должны быть исключены из небес. Я понял это благодаря кометам, появлявшимся в небе… Они не следуют законам ни одной из сфер, но, скорее, действуют вопреки им…

Так, Тихо Браге через кометы протянул руку в далеко прошлое к Аристотелю. И вместе с ним дал импульс всей науке вперед, которая изменилась до неузнаваемости. И именно в этот момент был заложен фундамент для человека, который родится через 70 лет после наблюдения комет в усадьбе Вулстор.




Про Первый Хинт

#Кубок #ЛФИ #ПХ

Кубок никогда не был только про задачи Эпизоды. Да, задания великолепные и очень интересные. Но кого этим сегодня удивишь?

Поэтому мы всегда старались сделать его нечто большим, но при этом органичным. На стиле. И нам это удавалось. Афиши, оформление, эпиграфы, стилистика сериалов.

Но главное — это Первый Хинт.

Для тех, кто не знаком с Кубком я поясню. Первый Хинт — это первая подсказка по решению задачи, которая дается через несколько дней после ее публикации, и она всегда очень необычная, нелинейная и больше про творчество и искусство, нежели про физику. Это один из главных столпов Кубка ЛФИ без которого его уже невозможно представить.

Жюри всегда вкладывается в него по максимуму и для Участников публикация Первого Хинта это такое же событие, как и публикации самой задачи. Потому что это всегда интересно и необычно.

И, прежде чем переходить к сути, я должен сделать два дисклеймера. .

Дисклеймер 1. Обычно Первый Хинт — это изображение или видео с полезной информацией, может быть занятный ребус или ссылка на полезные инструменты и ресурсы. В этом Сезоне у нас была азбука Морзе через которую мы передавали координаты мест, названия которых могли натолкнуть на правильное решение. В общем это часто что-то иносказательное, но выраженное в достаточно простой форме.

Но не всегда.

Дисклеймер 2. На мой взгляд очень неправильно сравнивать разные творческие высказывания друг с другом. А Первый Хинт — это всегда именно оно. Творческое высказывание. Но бывают такие моменты, когда ты просто не можешь это высказывание не повторить на широкую публику, т.к. на твой взгляд про него должны знать все.

И Первый Хинт Четвертого Эпизода Пятого Сезона Кубка ЛФИ именно такой.

А еще такой же Первый Хинт Второго Эпизода Четвертого Сезона Кубка ЛФИ.

Я считаю, что с этими двумя Первыми Хинтами должны познакомиться все. Потому что они понравятся даже тем, кто никогда не слышал о Кубке ЛФИ и не участвовал в олимпиадах по физике.

Это, совершенно точно, самостоятельные творческие объекты, которые не оставят вас равнодушными. Большое спасибо всей команде, которая вкладывалась в создание этих двух Первых Хинтов. Это, совершенно точно, стоило того.

1. Текстовый квест про Скрытого и Ищущего из Сезона предыдущего.

Скачать отсюда, разархивировать и запустить экзешник.

2. Еще одна интересная история про Ёжика в обсерватории.

И да, вирусов нет.

Условия самих задач можно найти здесь и здесь, но не они являются главным.

Хорошего всем вечера!


Признайтесь, вы подписаны на этот канал потому, что здесь очень развесисто, с большим количеством деепричастных оборотов и сравнений пишут про недосыпы, отсутствие режима, трудоголизм и, как следствие, нездоровый образ жизни?

3.5k 0 19 41 375

Про временную петлю

#ЛФИ #МВ #Физтех

Бывает так, что сутки сливаются в турбулентный поток. Когда день сменяется ночью, а утро, минуя ночь, приходит на смену вечеру. Когда рассвет передает эстафету сумерками, а после полудня наступает полночь.

Может статься так, что пятница будет состоять из 48ми часов, а субботу ты встретишь только через месяц. И после среды. Или шесть недель сольются в один месяц, который в твоем календаре давно называется "Кубок ЛФИ".

К слову, он идет уже третью неделю. Скоро его середина, а чувство будто мы только начали. Но время сжалось настолько сильно, что неопределенность по энергии выходит за все рамки разумного. И ты то в какой-то жесточайшей потенциальной яме, то на гребне каких-то сверхспособностей. Видимо где-то так решили, что ровно в это время у тебя должна быть какая-то своя точка роста. Точка бифуркации. Место, где ты в этом беспорядке и хаосе разбираешь себя и свою психику на атомы, а потом собираешь снова.

Иронично, что в это же время всегда проходит Матч Века. И, глядя на Кубок ЛФИ, ты понимаешь, что его больше нигде не могли придумать, кроме как на Физтехе. Только здесь студентам просто обязана была прийти в голову светлая (и темная) мысль играть в футбол на коробке 24 часа без перерыва. Ведь что может быть более безумным, чем временная карусель, дополненная физическими и эмоциональными нагрузками?

И вот тут, совершенно точно, любой нормальный человек покрутит пальцем у виска, когда увидит, как два замдиректора ЛФИ и два преподавателя кафедры общей физики выходят на поле в 4 часа утра рубиться со студентами ФУПМа. И чтобы довести ситуацию до полного абсурда можно добавить, что один из них выпускник факультета, который в этом году в его же соперниках.

Да, совершенно точно можно сказать, что последние три недели завязались в какой-то очень сложный узел из тайминга, событий и последствий, которые можно будет понять только через некоторое время спустя.

Кубок приближается к середине. Впереди три недели сложных задач как для его Участников, так и для Жюри. Нам предстоит проделать гигантскую работу.

А мне еще слетать в Китай. Что уже давно воспринимается не как событие, а как еще один штрих к этому безумному месяцу.

Или безумной жизни.

Но как же это зато интересно и здорово. Просто кайф.

3.6k 0 12 7 131

Смотрю на Дневник и понимаю, почему у меня в свое время не пошло в твиттере


Большинство олимпиад, про которые мы с вами знаем они про слово «надо». Всерос, олимпиада Физтех, Курчатов, Росатом, МОШ, все они должны произойти. Они про долг и обречены на то, чтобы они случились. Авторы задач должны их придумать. Дети будут к ним активно готовиться и должны будут их написать, выжимая из себя максимум. Для всех это будет вопросом необходимости, стресса и своеобразным посвящением во взрослую жизнь. Я об этом уже писал раньше. Отчасти поэтому я не очень люблю олимпиады. Здесь очень легко потерять суть и смысл того, почему мы этим всем занимаемся. Подменить понятия. Превратить это, например, просто в спорт и ничего больше. Или в инструмент для сравнения и отбора в какое-либо образовательное учреждение. Хотя исходно мы здесь собрались ради образования, знаний. Любви к предмету. А часто это превращается во что-то совсем на это непохожее.

А Кубок ЛФИ это про «хочу».

Один мой взрослый знакомый часто говорит абитуриентам и студентам, что в этом и состоит отличие взрослого человека от ребенка. Мол ребенок это про «хочу», а взрослый это то ли про «надо», то ли про «могу». Не знаю подается ли это с мыслью, что надо переходить от одного к другому, но мое мнение, что в слове «хочу» ничего плохого нет. Вопрос в том, что именно ты хочешь и какие действия для этого предпринимаешь. Например «хочу всё знать». После чего начинаешь изучать предмет. Или «хочу прочитать эту книгу». И читаешь ее. Или «хочу сделать самую лучшую олимпиаду в мире, где знания и процесс образования будут на первом месте». И делаешь ее. Вот Кубок ЛФИ это именно про это. Мы хотим участвовать в создании Кубка. Это не вопрос необходимости, долга или работы как у других олимпиад. Это про желание сделать что-то для школьников и учителей. Про сообщество людей, у которых есть что-то общее. Про желание принадлежать чему-то большему, чем ты.

Про желание сделать так, чтобы люди, которые участвуют в Кубке стали чуть счастливее. А это состояние безусловного счастья напрямую связано именно с детством.

Именно поэтому на Кубке так много того, что было в детстве именно у меня. Думаю, что именно поэтому на нем так много отсылок к мультфильмам. В Первом Сезоне был Чебурашка, во Втором — Ежик в тумане, в Третьем — Смешарики, в Четвертом — Валли. Вот сейчас сам собой, абсолютно естественно в самом Первом Эпизоде появился Муравьишка-Путешественник. Именно поэтому у нас так много юмора и непосредственности в Новостях Кубка ЛФИ. Потому что нельзя создавать такую олимпиаду с серьезным лицом и пафосными речами (про будущую элиту страны например и "вы все уже победители"). Именно поэтому у нас в общем чате Жюри общается с Участниками, ведь во дворе не может быть большой дистанции между более старшими и более младшими.

И именно поэтому у Кубка не может быть юбилея. Ведь юбилей – это про возраст. А возраст — это про взросление. А Кубок — это про счастливое детство, веселые конкурсы и желание узнавать что-то новое вместе с такими же, как и ты сам.

И делать это не потому, что так надо. А просто так.

Потому что мы можем.

4.5k 0 15 18 137

Я не берусь отвечать за всех. Уверен, что у каждого человека ответ будет свой. Но постараться отрефлексировать я могу.

И здесь надо найти глубинную причину, а не те, что лежат на поверхности. Например такие как острое желание сделать интересный и крутой образовательный проект для школьников и взрослых. Желание рассказать людям про школу ЛФИ и показать, что она самая физичная и классная школа как минимум в России, как максимум в мире. И это все будет правдой. Но есть миллион способов все это сделать по-другому. С меньшим надрывом. Меньшими трудозатратами. В конце концов это моя работа. Я мог бы сказать, что был проведен ДОД на Физтехе и на этом «окончить свой дозор». Но вместо этого я каждый год выпадаю из жизни на полтора месяца. Работаю с ребятами над задачами, запускаю с друзьями проверку, выжимаю весь креатив, на который способен сам и способна наша команда и делаю все, чтобы Кубок был еще интереснее, еще лучше. Очевидно, что за этим эскапизмом (а это именно он) скрывается что-то гораздо бОльшее.

Поэтому ограничиться тем, что это очень крутой образовательный проект, лучше которого я в своей жизни ничего не делал (да и не видел) я не могу. Ведь это объяснение для всех. А я хочу найти то, которое лично для меня. И поскольку это именно мой Дневник, то здесь я и постараюсь это зафиксировать. Ведь не так давно я пришел к выводу и самой короткой формулировке, на которую был способен, про то, что такое Кубок ЛФИ лично для меня.

Кубок ЛФИ — это про детство. В его самом светлом, беззаботном и лучшем проявлении.

И я сейчас постараюсь эту мысль раскрыть подробнее.


Если во время Кубка посмотреть со стороны на жизнь Жюри, организаторов, авторов задач и всех тех, кто создает нашу олимпиаду, то может сложиться ощущение, что эти люди, как минимум не в себе, как максимум давно сошли с ума. Взрослый человек сразу крутит пальцем у виска и делает акцент на том, что проведение Кубка — это как вторая работа фултайм и с постоянными сверхурочными. При этом основную работу, учебу, быт и все остальное никто не отменял. А создатели Кубка сами подписываются под тем, что выпадают из нормальной жизни на полтора месяца ради олимпиады, которая не обладает такими стандартными утилитарными свойствами других олимпиад как возможность поступить в университет или физмат лицей, получить баллы индивидуальных достижений (ИД) в копилку абитуриента и многие другие бонусы. Нет более частого вопроса, который мне задавали про Кубок, чем «Почему вы хотя бы ИД за него не дадите, ведь это сделает олимпиаду гораздо популярнее?». И я всегда даю шаблонный ответ, что «Это противоречит сути Кубка ЛФИ». После чего мой собеседник обычно делает вид, что понял меня, хотя в этот момент он окончательно ставит крест на моем рассудке и разговор про Кубок на этом обычно заканчивается.

Можно посмотреть на это еще и чуть с другой стороны. Очевидно, что к Кубку ЛФИ не будет отдельных сборов. В вашей школе или лицее не откроют кружок про Кубок ЛФИ, как это происходит с перечневыми олимпиадами или Всеросом. Вы не найдете в интернете онлайн-смен или интенсивов для подготовки к нему от взрослых и опытных преподавателей. Это просто бессмысленно. Во-первых, Кубок сам по себе образовательный проект и его главная цель – это получение знаний самих по себе. Без бонусов. Без печенек и сахарка в виде БВИ, ИД, славы и почета на награждении. А во-вторых, он не удовлетворяет все тем же утилитарным и прикладным запросам нашего общества, вокруг которых и строится вся наша взрослая жизнь. Поэтому я и сам всегда говорю одиннадцатиклассникам, чтобы они 10 раз подумали прежде чем начинать участвовать в Кубке, т.к. у них остро стоит вопрос поступления, а Кубок ЛФИ это не про результат. Это про процесс. Это про образование. Это про знания сами по себе. И про Мерч.

Но что тоже важно, вы можете найти в интернете помимо наших разборов задач, разборы, которые делают дети. Наверное, Кубок ЛФИ – это единственная олимпиада, у которой есть свои фанфики. И лично для меня это очень ценная обратная связь, которая показывает, что то, что мы делаем – верно.

Но если вернуться к постановке задачи, то получается удивительная вещь. Порядка 40 человек с начала года ждут того, что Кубок ЛФИ начнется, а потом полтора месяца создают что-то, что не несет очевидной, осязаемой и практической пользы. А более 1500 детей регистрируются и как минимум следят за Кубком, а как максимум активно в нем участвуют. Возникает вполне резонный вопрос.

Почему так происходит?


Про Кубок ЛФИ
#лонгрид #Физтех #ЛФИ #образование #ОФ

Позавчера стартовал Пятый Сезон Кубка ЛФИ. Или как у нас принято говорить ПСКЛФИ.

Можно сказать, что юбилей. Хотя Аня Старицына предлагала сделать юбилеем предыдущий Сезон. И обоснование выглядело абсолютно верным. Во всяком случае оно ломало стереотипы и уже этим мне понравилось. Звучало оно примерно так: «Потому что мы можем». В этом доводе содержится вся идея Кубка и поэтому я некоторое время думал о том, чтобы Четвертый Сезон и правда стал юбилейным. Но в итоге отказался от этой идеи.

Потому что у Кубка ЛФИ не может быть юбилея.

И я постараюсь объяснить почему. Это не будет короткой исторической справкой на 30 секунд или минуту. Времени это отнимет заметно больше, поэтому вам придется запастись терпением. Но если вы осилите этот пост до конца, то вам многое станет понятно про Кубок и что он значит лично для меня.




Про 27ое апреля

Вчера стартовали Дни физика.

А еще, мало кто знает, но 27ое апреля это Мартын-лисогон. Согласно преданию в этот день лисицы меняют свое место жительства и перебираются из одной норы в другую. И, удивительное дело, пока мы ехали за город, то увидели неспешно, даже можно сказать лениво, бегущую вдоль дороги лисицу. Видимо правду говорят.

Но для меня главное не это.

Главное, что вчера стартовал Пятый Сезон Кубка ЛФИ. И мне есть, что сказать об этом на два-три, а может и четыре пролета в телеграме. Но прежде, чем я выкачу этот лонгрид я хочу поделиться ссылкой на регистрацию, сейчас самое время присоединиться и участвовать, если по какой-то причине кто-то еще этого не сделал.

Регистрация: https://clck.ru/3AFazH
Канал олимпиады: https://t.me/lprcup
Сайт: https://lpr-olimp.ru

И поделиться афишей. Да, у Кубка есть афиша. Как у любого уважающего себя сериала, который собирает столько зрителей уже которой год.

С кайфом, друзья. И хороших всем выходных.


Сейчас приехал домой с прогона завтрашнего спектакля Театра СТЭМ ФОПФ.

Что я могу сказать? Я не буду писать большую стену текста, ведь спектакль будет завтра и вы все сможете увидеть сами. Я же скажу, что впервые за эти где-то три-четыре недели я по настоящему счастлив и очень рад. Большое спасибо ребятам и режиссеру Даниле Молчанову. Хочу всей труппе пожелать творить дальше, вы большие молодцы, не останавливайтесь. Скажу больше. Боюсь, что у вас теперь нет права останавливаться, ведь театр — это служение, а раз взялись, то надо продолжать.

Также я отдельно благодарен нашему выпускнику Вове Краснобаеву за тот импульс, который он дал в самом начале учебного года и Театр СТЭМ ФОПФ вернулся в нашу жизнь после ковидных времен. В таком нелинейном университете как Физтех, и тем более таком нелинейном факультете как ЛФИ должен быть такой театр. Переоценить его значимость невозможно.

Приходите завтра на спектакль в 20:00 Медиа-зал КСП.

Когда еще вы сможете попробовать вкус кофе с сиропом лаврового листа?




Финал был очень тяжелым и физически, и эмоционально.

Поэтому поездка в Сириус на смену Максвелла через неделю была равносильна небольшому рехабу. Думаю, что мне удалось пересобраться, ведь впереди тяжелейшие полтора месяца Кубка ЛФИ.

На первом видео вся неделя в целом, а на втором пруд в самом Сириусе, где были карпы, которых мы кормили хлебом. Рыбы классные. И все как в известной песне группы S.P.O.R.T.

"А я не поехал. Я купил мотыля и пошел на реку."


Про ИИ, ЕГЭ и МОШ

Недавно пресс-служба МФТИ попросила меня посмотреть, как решает Chat GPT задания ЕГЭ и олимпиадные задачи. Они даже подборку задач предложили с уже готовыми решениями от ИИ. Беглый осмотр показал, что задачи были с МОШ и уже в этом месте я не позавидовал электронному разуму.

После взлета я открыл ноутбук и стал просматривать задачи и решения. И вот, что я имею вам по этому поводу сказать.

1. Задачи были в виде текста и без картинок и таблиц. Т.е. никаких задач на цепи постоянного тока, RC и/или RL цепи, оптических задач, архивов Кельвина, Снеллиуса и так далее. Все только в виде текста.

2. С задачами ЕГЭ ИИ справился неплохо. Да, местами решения были путанные, но до ответа он их доводил. Правда делал он это как школьник, который умеет только выписывать базовые законы, делать пару алгебраических действий с ними и потом подставлять числа. Забавно, что в одном месте он не смог понять, что число «3» — это тройка. Он подумал, что это буква «З» и задачу решить поэтому не смог.

3. Собственно формальный подход к решениям и сказался на олимпиадных задачах, когда потребовался минимальный анализ физических процессов. Вот здесь-то ИИ, к сожалению, и спасовал. Приведу несколько примеров.

Была стандартная задача для олимпиады им. Максвелла уровня муниципа 8го класса, где просили найти работу, которую надо совершить, чтобы выкачать воду из колодца площадью S и глубины L. Уже здесь ИИ спасовал, сказав, что работа равняется mgL, где m — это масса всей воды, и получил ответ в два раза больше искомого. В другой задаче надо было проанализировать пропорцию между работой в изобарическом процессе и изменением внутренней энергии и на основании этого сделать вывод о его теплоемкости при постоянном объеме. Чат стал искать в условии указание на то, сколько атомов в одной молекуле газа, хотя из беглого анализа сразу становилось ясно, что в задаче речь идет про смесь газов, и потому он спасовал.

Более интересный пример состоял в анализе условия задач. В задании про фотоэффект говорилось о том, что длину волны изменили в три раза, но не было сказано увеличили или уменьшили. Понять это можно было из анализа других фактов задачи, но ИИ просто попробовал отгадать и, к сожалению, ошибся.

Наконец ИИ предложили финального босса в виде задачи из Савченко, про кольцо, которое изменяет свой радиус в присутствии однородного магнитного поля. Chat GPT здесь напрягся и явно выложился на все 100. Например, он правильно продифференцировал площадь и осознал, что dr/dt — это скорость, которая была дана в условии задачи. Здесь он меня, конечно, впечатлил. Но дальше ИИ не смог понять, что масса кольца не изменяется и поэтому у проводника изменяется площадь поперечного сечения, что сказывается на его сопротивлении. И с этого момента все пошло неверно.

Такая вот история.

Резюмируя, что я могу сказать. ИИ молодец, но до решения творческих задач, которыми наполнена физика ему пока еще очень и очень далеко. Но для простых задач уровня ЕГЭ он вполне себе годится.

Краткий комментарий от меня и статья от пресс-службы МФТИ доступны по ссылке.

5.3k 0 36 37 166

Дорога на Всерос 2024 и обратно

В прошлый понедельник 18го я слег с температурой, но за два дня, как мне показалось, пришел в себя, получил справку об эпидокружении и что я "практически здоров" (да-да на справке так и было написано), взял три стильных кейса, заполненные буклетами ЛФИ, собрал чемодан и был готов к отъезду.

Но надо сказать, что я себя знатно переоценил. Дорога оказалась тяжелой и когда мы прилетели в Сочи я снова стал эпидокружением, но уже с явными осложнениями и залег в номере с температурой. Собственно так Всерос для меня и прошел. По сути я вылез из своей комнаты только чтобы:

1. довести детей до экспериментального тура.
2. обнаружить, что один из десятиклассников, конечно же, забыл документ, без которого на тур могут и не пустить. сесть в такси, доехать туда и обратно и таки завести этот несчастный бейдж.
3. караулить котомку мобильных телефонов, на которые периодически звонили, приходили сообщения и срабатывали будильники.
4. помочь подготовиться к апелляции одиннадцатому классу. хотя это было больше похоже на сеанс психотерапии.

Что касается остального, то финал у меня вызвал много вопросов и отнял очень много сил, нервов и, к сожалению, здоровья. Поэтому пока я лежу с пневмонией дома, пропускаю командировку в Екатеринбург, куда должен был лететь сегодня вечером и стараюсь думать о чем-то хорошем.

И это у меня получается.

В кои-то веки появилось свободное время и я с удовольствием читаю разные материалы по физике и ботаю то, что мне интересно. В общем с кайфом. Хоть и с пневмонией.

Показано 20 последних публикаций.