Митрополит Филарет (Дроздов) и подготовка пастырей в российской духовной школе в первой половине XIX века
Статья старшего преподавателя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрея Владимировича Дружинина
Роль митрополита Московского Филарета (Дроздова) в процессах, относящихся к истории Русской Церкви и русского богословия XIX в., сложно переоценить. Этот иерарх и богослов действовал далеко за пределами «церковной ограды» и влиял на сферы культуры, науки и политики — как внутренней, так и внешней. Вместе с тем нельзя сказать, что это влияние в полной мере выявлено и описано в современной исследовательской литературе, несмотря на то что многие ученые уже не первое десятилетие разрабатывают самостоятельную область в русской патрологии — филаретику. Однако в рамках этой области затронуты далеко не все вопросы. В последних работах прот. П. Хондзинского, Г. В. Бежанидзе, Н. Ю. Суховой, А. И. Яковлева позиция свт. Филарета по проблеме разрыва между подготовкой духовенства и богословским осмыслением священства деятелями эпохи затрагивается вскользь и лишь в контексте смежных исследований. Среди них изучение личности святителя в церковно-историческом контексте[1], его деятельность, связанная с духовно-учебными преобразованиями в целом[2], исследование отдельных направлений его богословской мысли[3]. Все эти труды дополняют общий образ свт. Филарета и представление о его роли в истории Русской Церкви, однако попыток синтеза церковно-исторического, духовно-учебного и идейно-богословского аспектов его наследия по исследуемой проблеме, на наш взгляд, еще не предпринималось. Некоторые современные исследователи подчеркивают актуальность разрыва между подготовкой священника и практикой священнического служения, но не ставят важный вопрос о причинах этого разрыва[4].
https://dzen.ru/a/ZkNQ6OBJzkswo-6B
Статья старшего преподавателя Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрея Владимировича Дружинина
Роль митрополита Московского Филарета (Дроздова) в процессах, относящихся к истории Русской Церкви и русского богословия XIX в., сложно переоценить. Этот иерарх и богослов действовал далеко за пределами «церковной ограды» и влиял на сферы культуры, науки и политики — как внутренней, так и внешней. Вместе с тем нельзя сказать, что это влияние в полной мере выявлено и описано в современной исследовательской литературе, несмотря на то что многие ученые уже не первое десятилетие разрабатывают самостоятельную область в русской патрологии — филаретику. Однако в рамках этой области затронуты далеко не все вопросы. В последних работах прот. П. Хондзинского, Г. В. Бежанидзе, Н. Ю. Суховой, А. И. Яковлева позиция свт. Филарета по проблеме разрыва между подготовкой духовенства и богословским осмыслением священства деятелями эпохи затрагивается вскользь и лишь в контексте смежных исследований. Среди них изучение личности святителя в церковно-историческом контексте[1], его деятельность, связанная с духовно-учебными преобразованиями в целом[2], исследование отдельных направлений его богословской мысли[3]. Все эти труды дополняют общий образ свт. Филарета и представление о его роли в истории Русской Церкви, однако попыток синтеза церковно-исторического, духовно-учебного и идейно-богословского аспектов его наследия по исследуемой проблеме, на наш взгляд, еще не предпринималось. Некоторые современные исследователи подчеркивают актуальность разрыва между подготовкой священника и практикой священнического служения, но не ставят важный вопрос о причинах этого разрыва[4].
https://dzen.ru/a/ZkNQ6OBJzkswo-6B