Одной из проблем в картографии глубинных уровней психического заключается в том, что в одно и то же понятие в разных контекстах, зачастую закладывается различный, а то и прямо противоположный смысл. Зачастую бывает просто невомзожно разобраться в том, что же подразумевает тот или иной говорящий используя конкретное слово и понятие.
Для примера приведем понятие Клипот.
С одной стороны, существует концепция Клипот как "неуровновешенного качества". Типа "Неуровновешенная сила становится жестокостью, а неуровновешенное милосердие - потворством". Так нетрудно определить какие клипотические качества будут относиться к той или иной сфире будучи доведены до крайности. Мужество и храбрость Марса в клипот выраждается в жестокость, Щедрость Юпитера в расточительность, любовь Венеры в слезливую сентиментальность. То есть фактически мы видим ОДНО древо жизни, но в ситуации когда в ЛИЧНОМ древе жизни связей между противоположностями нет, доведенное до своей крайности абсолютно благое качество становится клипотическим.
С другой стороны, существует концепция клипот как отдельного Антимира. Порой в противовес древу жизни рисуется древо смерти, а противовес древу духа, древо инстинкта.
В этом контексте Клипот становится неким аналогом "Нижнего мира" у Шаманов. Здесь есть принципиальное отличие от первой версии - в первом случае Клипот является несбалансированным элементом, который перестает быть клипотичным если уровновешивается своей противоположностью (на этом кстати основана архетипическая психология Хиллмана - материнский комплекс нельзя "убить" его надо уровновесить отцовским, а также материнским, но с противоположным знаком) то во втором случае мир клипот оказывается частью куда более глобального равновесия. На такое прочтение кстати наводят слова из одной из Святых Книг Телемы "Пророки мои подобны древу главой превыше небес ногами прениже ада".
Третья концепция клипот - как оболочки или сосуда, шелухи отождествляют клипот с застывшей, сдерживающей формой которая до определенного предела полезна тем что позволяет сохранить неразвитое начало, но потом становится тем же чем скорлупа является для созревшего птенца - препятствием. Так "клипотичным" может стать любая догма, любое правило, любое, некогда оправданное ограничение.
Таким образом, говоря о клипот рекомендуется четко знать в каком из трех смыслов мы используем это слово.
Для примера приведем понятие Клипот.
С одной стороны, существует концепция Клипот как "неуровновешенного качества". Типа "Неуровновешенная сила становится жестокостью, а неуровновешенное милосердие - потворством". Так нетрудно определить какие клипотические качества будут относиться к той или иной сфире будучи доведены до крайности. Мужество и храбрость Марса в клипот выраждается в жестокость, Щедрость Юпитера в расточительность, любовь Венеры в слезливую сентиментальность. То есть фактически мы видим ОДНО древо жизни, но в ситуации когда в ЛИЧНОМ древе жизни связей между противоположностями нет, доведенное до своей крайности абсолютно благое качество становится клипотическим.
С другой стороны, существует концепция клипот как отдельного Антимира. Порой в противовес древу жизни рисуется древо смерти, а противовес древу духа, древо инстинкта.
В этом контексте Клипот становится неким аналогом "Нижнего мира" у Шаманов. Здесь есть принципиальное отличие от первой версии - в первом случае Клипот является несбалансированным элементом, который перестает быть клипотичным если уровновешивается своей противоположностью (на этом кстати основана архетипическая психология Хиллмана - материнский комплекс нельзя "убить" его надо уровновесить отцовским, а также материнским, но с противоположным знаком) то во втором случае мир клипот оказывается частью куда более глобального равновесия. На такое прочтение кстати наводят слова из одной из Святых Книг Телемы "Пророки мои подобны древу главой превыше небес ногами прениже ада".
Третья концепция клипот - как оболочки или сосуда, шелухи отождествляют клипот с застывшей, сдерживающей формой которая до определенного предела полезна тем что позволяет сохранить неразвитое начало, но потом становится тем же чем скорлупа является для созревшего птенца - препятствием. Так "клипотичным" может стать любая догма, любое правило, любое, некогда оправданное ограничение.
Таким образом, говоря о клипот рекомендуется четко знать в каком из трех смыслов мы используем это слово.