Репост из: Размышления Татарского
В рамках проекта «Альманах современной военной прозы имени Максима Фомина (Владлена Татарского)» публикуем рецензию эксперта одноимённой премии, писателя и литературного критика Алексея Колобродова на цикл рассказов конкурсанта премии Романа Волкова.
#номинанты_премия_МаксимаФомина
Номинация: «Художественная проза»
Цикл рассказов. Роман Волков
Мнение эксперта
Цикл рассказов Романа Волкова, писателя-прозаика и волонтёра, так или иначе связан с военной, а значит, экстремальной медициной, и нельзя сказать, что тема эта в современной русской баталистике является сколько-нибудь регулярной.
Обычно и в любом жанре − от «Z-поэзии» до попыток серьёзной прозы, от военкорских очерков до застольных баек − всё завершается цифрами «200» или, что, конечно, оптимистичнее, − «300», а морг и фронтовой (прифронтовой) госпиталь остаются где-то «за ленточкой». Разве что в повести Валерии Троицкой «Донецкое море. История одной семьи» (название пока рабочее, и с этой незаурядной вещью российскому читателю только предстоит познакомиться) сюжет разворачивается в донецком госпитале − и описан он скорее в возвышенно-романтическом духе, как это и должно быть в хорошей молодёжной прозе.
На первый и поверхностный взгляд кажется, будто Роману Волкову как раз всякая приподнятость над землёй чужда, и работает он в манере физиологического очерка:
«Пролежни были глубокие, чёрные, словно ямы от взрывов, до кости, такие, что можно было запросто вложить кулак. Медсёстры обрабатывали, залепляли марлевыми салфетками, пластырем, улыбались, дружелюбно говорили, а уже в коридоре качали головой, и означало это, как я уже потом понял, одно: не выживет. И не выживали, не выжить с такими глубокими ранами. И мы закрывали их простынями, завязывали узлом, несли вниз, а пока готовили документы, читали молитвы по молитвослову в мобильниках» («Пленных везут»).
Вслушаемся, однако, в интонацию: нейтральность её выстрадана и мучительна, ибо лишний градус эмоций помешает работе, и от того речь автора мантрообразна, сродни тем самым молитвам из мобильника.
Отмечу также, что автор в нескольких штрихах показывает не одни раны, травмы и пролежни (а речь у Волкова чаще идёт о гражданских, прятавшихся в подвалах и укрытиях от ужасов войны без элементарных условий выживания), но прежде всего самих пациентов − этих русских донбасских детей и стариков: тучную семидесятилетнюю Манечку, бывшего главбуха Клавдию Захаровну, элегантного Игоря: «Когда я спросил, не музыкант ли он, – оскорбился. Я – работяга! Я – люковой с «Азовстали»!» («Кровь, гной и лимонад»).
Роман Волков ни много ни мало пытается внести в нашу литературу свежую тенденцию: сводит пласты ранее несовместимые − госпитальную физиологию и смертную хтонь с воспеванием человека на войне, героически умеющего делать своё дело спасения жизней. И неслучайно больничный быт с зарисовками жертв войны в первых рассказах цикла сменяется портретами людей в работе − «Выходной начмеда Ботокса» и «Санитар Серафим».
#альманах_Владлена #премия_МаксимаФомина
#номинанты_премия_МаксимаФомина
Номинация: «Художественная проза»
Цикл рассказов. Роман Волков
Мнение эксперта
Цикл рассказов Романа Волкова, писателя-прозаика и волонтёра, так или иначе связан с военной, а значит, экстремальной медициной, и нельзя сказать, что тема эта в современной русской баталистике является сколько-нибудь регулярной.
Обычно и в любом жанре − от «Z-поэзии» до попыток серьёзной прозы, от военкорских очерков до застольных баек − всё завершается цифрами «200» или, что, конечно, оптимистичнее, − «300», а морг и фронтовой (прифронтовой) госпиталь остаются где-то «за ленточкой». Разве что в повести Валерии Троицкой «Донецкое море. История одной семьи» (название пока рабочее, и с этой незаурядной вещью российскому читателю только предстоит познакомиться) сюжет разворачивается в донецком госпитале − и описан он скорее в возвышенно-романтическом духе, как это и должно быть в хорошей молодёжной прозе.
На первый и поверхностный взгляд кажется, будто Роману Волкову как раз всякая приподнятость над землёй чужда, и работает он в манере физиологического очерка:
«Пролежни были глубокие, чёрные, словно ямы от взрывов, до кости, такие, что можно было запросто вложить кулак. Медсёстры обрабатывали, залепляли марлевыми салфетками, пластырем, улыбались, дружелюбно говорили, а уже в коридоре качали головой, и означало это, как я уже потом понял, одно: не выживет. И не выживали, не выжить с такими глубокими ранами. И мы закрывали их простынями, завязывали узлом, несли вниз, а пока готовили документы, читали молитвы по молитвослову в мобильниках» («Пленных везут»).
Вслушаемся, однако, в интонацию: нейтральность её выстрадана и мучительна, ибо лишний градус эмоций помешает работе, и от того речь автора мантрообразна, сродни тем самым молитвам из мобильника.
Отмечу также, что автор в нескольких штрихах показывает не одни раны, травмы и пролежни (а речь у Волкова чаще идёт о гражданских, прятавшихся в подвалах и укрытиях от ужасов войны без элементарных условий выживания), но прежде всего самих пациентов − этих русских донбасских детей и стариков: тучную семидесятилетнюю Манечку, бывшего главбуха Клавдию Захаровну, элегантного Игоря: «Когда я спросил, не музыкант ли он, – оскорбился. Я – работяга! Я – люковой с «Азовстали»!» («Кровь, гной и лимонад»).
Роман Волков ни много ни мало пытается внести в нашу литературу свежую тенденцию: сводит пласты ранее несовместимые − госпитальную физиологию и смертную хтонь с воспеванием человека на войне, героически умеющего делать своё дело спасения жизней. И неслучайно больничный быт с зарисовками жертв войны в первых рассказах цикла сменяется портретами людей в работе − «Выходной начмеда Ботокса» и «Санитар Серафим».
#альманах_Владлена #премия_МаксимаФомина