На днях встречал одну и ту же потрясающую мысль у Лизы @miles_from и у Анны Наринской.
О том, что мир устроен как гипертекст и это чудесно. (к примеру, начинаешь обсуждать Данте, а с Данте переключаешься на кинематограф немецкого экспрессионизма) Забавно, кстати, что запись Лизы и интервью Наринской в этом гипертекстовом пространстве перекликаются.
Но я сейчас не об этом. Я о том свойстве гипертекста, которое скрыто под внешней оболочкой: гипертекст показывает, что важно, а что — нет. И кто способен эту важность показать — и, соответственно, может считаться гением.
Вчера я дочитал «Погребенного великана» Кадзуо Исигуро и пока перевариваю для осмысленной рецензии, но одну особенность отметил сразу: Исигуро, как любой гениальный автор, задает правильные вопросы. Как мы должны работать с нашей памятью? Стоит ли забыть старые обиды или встать на путь мщения? И можно ли по-настоящему забыть боль, которую нам причинили близкие или просто незнакомцы, которые по незнанию сделали нам больно?
Сила великой литературы в том, что она задает насущные вопросы, а не только думает о том, какими storytelling-фишками наполнить повествование и «достаточно ли наши диалоги раскрывают персонажей».
Казалось бы, персонажи Исигуро живут в фэнтезийном сеттинге и к нашей реальности отношения не имеют. Пока я пишу этот пост, в Тверском районном суде буквально за углом избежал судебного срока депутат из Чечни, который стрелял в воздух в публичном месте. Ну где король Артур и где Умар Джабраилов?
А потом открываешь новости и видишь, как школьника из Нового Уренгоя травят третий день подряд просто потому, что он неловко высказал правильную мысль https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/11/21/74618-staya
Пока магический туман заставляет героев Исигуро забывать старые раны, для нас таким туманом становится ежедневная рутина, но стоит об этих ранах вспомнить — и медийное пространство взрывается такой вспышкой ненависти, что иногда удивляешься, почему стреляют только в отеле Four Seasons.
Мы до сих пор так и не залечили раны Великой Отечественной, Революции, Гражданской войны, и пока не будет открытого общественного обсуждения этих вопросов и консенсуса, раны не затянутся. Дракониха будет жить.
Величие настоящей литературы в том, что она задает вопросы, которые актуальны всегда. Даже если дело происходит в артуровской Британии.
“Как могут старые раны затянуться, если они кишат червями? И как может мир держаться вечно, если он построен на кровопролитии и колдовском коварстве?”
Мы все живем в гипертексте. И отличные книги — лучшее тому подтверждение. #гипертекст
О том, что мир устроен как гипертекст и это чудесно. (к примеру, начинаешь обсуждать Данте, а с Данте переключаешься на кинематограф немецкого экспрессионизма) Забавно, кстати, что запись Лизы и интервью Наринской в этом гипертекстовом пространстве перекликаются.
Но я сейчас не об этом. Я о том свойстве гипертекста, которое скрыто под внешней оболочкой: гипертекст показывает, что важно, а что — нет. И кто способен эту важность показать — и, соответственно, может считаться гением.
Вчера я дочитал «Погребенного великана» Кадзуо Исигуро и пока перевариваю для осмысленной рецензии, но одну особенность отметил сразу: Исигуро, как любой гениальный автор, задает правильные вопросы. Как мы должны работать с нашей памятью? Стоит ли забыть старые обиды или встать на путь мщения? И можно ли по-настоящему забыть боль, которую нам причинили близкие или просто незнакомцы, которые по незнанию сделали нам больно?
Сила великой литературы в том, что она задает насущные вопросы, а не только думает о том, какими storytelling-фишками наполнить повествование и «достаточно ли наши диалоги раскрывают персонажей».
Казалось бы, персонажи Исигуро живут в фэнтезийном сеттинге и к нашей реальности отношения не имеют. Пока я пишу этот пост, в Тверском районном суде буквально за углом избежал судебного срока депутат из Чечни, который стрелял в воздух в публичном месте. Ну где король Артур и где Умар Джабраилов?
А потом открываешь новости и видишь, как школьника из Нового Уренгоя травят третий день подряд просто потому, что он неловко высказал правильную мысль https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/11/21/74618-staya
Пока магический туман заставляет героев Исигуро забывать старые раны, для нас таким туманом становится ежедневная рутина, но стоит об этих ранах вспомнить — и медийное пространство взрывается такой вспышкой ненависти, что иногда удивляешься, почему стреляют только в отеле Four Seasons.
Мы до сих пор так и не залечили раны Великой Отечественной, Революции, Гражданской войны, и пока не будет открытого общественного обсуждения этих вопросов и консенсуса, раны не затянутся. Дракониха будет жить.
Величие настоящей литературы в том, что она задает вопросы, которые актуальны всегда. Даже если дело происходит в артуровской Британии.
“Как могут старые раны затянуться, если они кишат червями? И как может мир держаться вечно, если он построен на кровопролитии и колдовском коварстве?”
Мы все живем в гипертексте. И отличные книги — лучшее тому подтверждение. #гипертекст