В собрании Национального музея Рима есть необыкновенный мраморный блок с рельефом полуобнаженной женщины, поднимающейся при помощи двух служанок с, к сожалению, отбитыми головами и плечами.
Обычно этот памятник V века до н.э. называют троном Людовизи из-за характерной формы, напоминающей основание трона, и по фамилии семьи Людовизи, при строительстве чьей виллы был найден мрамор. Основание трона, храмовый парапет, часть лестницы или остов алтаря - вопросы возникают не только о назначении, но и о происхождении каменного блока. Не до конца ясно и кто изображен на передней стенке.
Когда я впервые увидел этот барельеф, почему-то сразу подумал, что это рождение Афродиты: юбки помощниц выглядят мокрыми, а центральная фигура, несомненно, олицетворяет богиню. Фотография этого не передает, но у камня необычная зернистая сверкающая структура, и это только усиливает торжественность и важность сюжета. Многие ученые настаивают, что это именно Афродита - версия усиливается рельефами на боковых стенках, где изображена полностью обнаженная девушка, играющая на флейте, и закутанная в накидку матрона - как бы две ипостаси богини.
С другой стороны, иконографическая уникальность памятника заставляет сомневаться не только в ассоциировании его с Афродитой, но и вообще в происхождении трона. Среди вероятных героинь фасада исследователи называют купающуюся в водах омоложения Геру, Пандору и Персефону - эта версия рассматривается как вторая основная в самом музее. Богиня здесь может подниматься не из воды, на что указывают лишь влажные юбки и галька, но и из чрева земли, откуда раз в год выходила Персефона, начиная бесконечный цикл времен года.
Как бы то ни было, трон Людовизи выглядит просто потрясающе.
Обычно этот памятник V века до н.э. называют троном Людовизи из-за характерной формы, напоминающей основание трона, и по фамилии семьи Людовизи, при строительстве чьей виллы был найден мрамор. Основание трона, храмовый парапет, часть лестницы или остов алтаря - вопросы возникают не только о назначении, но и о происхождении каменного блока. Не до конца ясно и кто изображен на передней стенке.
Когда я впервые увидел этот барельеф, почему-то сразу подумал, что это рождение Афродиты: юбки помощниц выглядят мокрыми, а центральная фигура, несомненно, олицетворяет богиню. Фотография этого не передает, но у камня необычная зернистая сверкающая структура, и это только усиливает торжественность и важность сюжета. Многие ученые настаивают, что это именно Афродита - версия усиливается рельефами на боковых стенках, где изображена полностью обнаженная девушка, играющая на флейте, и закутанная в накидку матрона - как бы две ипостаси богини.
С другой стороны, иконографическая уникальность памятника заставляет сомневаться не только в ассоциировании его с Афродитой, но и вообще в происхождении трона. Среди вероятных героинь фасада исследователи называют купающуюся в водах омоложения Геру, Пандору и Персефону - эта версия рассматривается как вторая основная в самом музее. Богиня здесь может подниматься не из воды, на что указывают лишь влажные юбки и галька, но и из чрева земли, откуда раз в год выходила Персефона, начиная бесконечный цикл времен года.
Как бы то ни было, трон Людовизи выглядит просто потрясающе.