#вопросывстудию
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать как налоговая инспекция выявляет схемы с самозанятыми.
Современные методы контроля позволяют видеть "ореол самозанятых" вокруг любого юридического лица или ИП.
Когда самозанятый формирует чек в приложении "Мой налог", он указывает ИНН заказчика. Соответственно, данные по каждому случаю оказания услуг самозанятым отражаются в информационных базах налоговой.
Если самозанятый работает через платформы-партнеры или банки - это ничего не меняет. Все эти приложения интегрированы с "Мой налог".
А дальше подключается межведомственное взаимодействие органов Минтруда и ФНС России.
Есть специальные документы*, которые определяют количественные показатели для потенциальной проверки.
Контролирующие органы отслеживают
1⃣ нанимателей, которые взаимодействуют более, чем с 10 самозанятыми в квартал, при условии, что:
▪️выплаты таким самозанятым более 25 000 руб. в месяц,
▪️если при этом самозанятые имеют стабильную трудовую деятельность в ином месте (имели трудовой договор с одним и тем же работодателем в прошлом квартале).
2⃣ нанимателей, которые взаимодействую более, чем с 35 самозанятыми за год, при этом каждый из них:
▪️получил доход более 35 000 руб. в месяц;
▪️и привлекался нанимателем более, чем на три месяца.
▪️доля дохода от нанимателя составляет более 75% в общем объеме дохода самозанятого.
📌Важно
Само по себе превышение этих порогов никаким образом не является нарушением налогового или трудового права.
Тут будут иметь значение дополнительные критерии:
🔹наличие устойчивого и стабильного характера взаимоотношений лица с работодателем;
🔹подчинение действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);
🔹обеспечение работодателем условий труда самозанятого;
🔹отсутствие других источников доходов за указанный период;
🔹регулярная периодичность выплат работодателем и т.д.
Соответственно☝️,
чтобы не рисковать и не привлекать внимание контролирующих органов, вы должны соблюдать не только количественные показатели (не более 10 самозанятых в квартал и не более 35 в год), но и корректно организовывать условия работы таких исполнителей. Это позволит избежать переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые и доначисления НДФЛ и страховых взносов.
А вы работаете с самозанятыми?
Отслеживаете количественные показатели?
____
* Приказы Минтруда России от 02.02.2024 № 40н, от 30.11.2021 № 838н.
❓ Сколько можно нанять самозанятых, чтобы не было проблем с налоговой?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать как налоговая инспекция выявляет схемы с самозанятыми.
Современные методы контроля позволяют видеть "ореол самозанятых" вокруг любого юридического лица или ИП.
Когда самозанятый формирует чек в приложении "Мой налог", он указывает ИНН заказчика. Соответственно, данные по каждому случаю оказания услуг самозанятым отражаются в информационных базах налоговой.
Если самозанятый работает через платформы-партнеры или банки - это ничего не меняет. Все эти приложения интегрированы с "Мой налог".
А дальше подключается межведомственное взаимодействие органов Минтруда и ФНС России.
Есть специальные документы*, которые определяют количественные показатели для потенциальной проверки.
Контролирующие органы отслеживают
1⃣ нанимателей, которые взаимодействуют более, чем с 10 самозанятыми в квартал, при условии, что:
▪️выплаты таким самозанятым более 25 000 руб. в месяц,
▪️если при этом самозанятые имеют стабильную трудовую деятельность в ином месте (имели трудовой договор с одним и тем же работодателем в прошлом квартале).
2⃣ нанимателей, которые взаимодействую более, чем с 35 самозанятыми за год, при этом каждый из них:
▪️получил доход более 35 000 руб. в месяц;
▪️и привлекался нанимателем более, чем на три месяца.
▪️доля дохода от нанимателя составляет более 75% в общем объеме дохода самозанятого.
📌Важно
Само по себе превышение этих порогов никаким образом не является нарушением налогового или трудового права.
Тут будут иметь значение дополнительные критерии:
🔹наличие устойчивого и стабильного характера взаимоотношений лица с работодателем;
🔹подчинение действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);
🔹обеспечение работодателем условий труда самозанятого;
🔹отсутствие других источников доходов за указанный период;
🔹регулярная периодичность выплат работодателем и т.д.
Подробне в письмах Минфин России от 12.08.2025 № 03-11-11/78228, ФНС России от 15 апреля 2022 г. № ЕА-4-15/4674.
Соответственно☝️,
чтобы не рисковать и не привлекать внимание контролирующих органов, вы должны соблюдать не только количественные показатели (не более 10 самозанятых в квартал и не более 35 в год), но и корректно организовывать условия работы таких исполнителей. Это позволит избежать переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые и доначисления НДФЛ и страховых взносов.
А вы работаете с самозанятыми?
Отслеживаете количественные показатели?
____
* Приказы Минтруда России от 02.02.2024 № 40н, от 30.11.2021 № 838н.