TGStat
TGStat
Введите текст для поиска
Расширенный поиск каналов
  • flag Russian
    Язык сайта
    flag Russian flag English flag Uzbek
  • Вход на сайт
  • Каталог
    Каталог каналов и чатов Региональные подборки Тематические подборки Платные каналы Поиск каналов
    Добавить канал/чат
  • Рейтинги
    Рейтинг каналов Рейтинг чатов Рейтинг публикаций
    Рейтинги брендов и персон
  • Аналитика
  • Поиск по публикациям
  • Мониторинг Telegram
  • Продвижение
    Реклама через Яндекс Бизнес Реклама в каналах через TGStat Agency Реклама на сайте TGStat.ru
official Деньги любят тишину

2 Oct, 09:37

Открыть в Telegram Поделиться Пожаловаться

Обзор судебной практики по ст. 31 и 93.1 НК РФ за 2026 год.

Жёсткое разграничение статусов — КС РФ четко разделил вызов налогоплательщика для дачи пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31) и допрос свидетеля (подп. 12 п. 1 ст. 31). Подмена одного другим недопустима. Ограничение «бесконтрольных» запросов — суды продолжают линию КС РФ (Определение № 821-О) на ограничение ст. 93.1 рамками конкретной сделки.

Статья 31 НК РФ — права налоговых органов

1. Главное дело года: проверяемого налогоплательщика нельзя допрашивать как свидетеля

Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2026 № 12-П
(дело Немерова) — ключевой судебный акт 2026 года, затрагивающий сразу ст. 31
, ст. 90
и ст. 128 НК РФ
.
Фабула. ИФНС проводила выездную проверку физического лица и вызвала самого проверяемого на допрос в качестве свидетеля по обстоятельствам его собственной деятельности. За неявку его оштрафовали на 500 руб. (с учётом смягчения) по ч. 1 ст. 128 НК РФ.
Суды трёх инстанций отказали в удовлетворении иска, исходя из буквального толкования ст. 90:
«любое физическое лицо» — значит, и сам налогоплательщик.
Вывод КС РФ. Расширительное толкование ст. 90
«обессмысливает» раздельное закрепление в подп. 4 и подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ
двух разных полномочий: вызова налогоплательщика для дачи пояснений и вызова свидетеля для допроса. Налогоплательщик не может быть свидетелем по обстоятельствам своей собственной деятельности, проверяемой в его отношении. Ст. 90
и ст. 128
признаны не противоречащими Конституции, но в конституционно-правовом смысле, исключающем их применение к проверяемому лицу как к свидетелю.

Дальнейшее развитие. Определение ВС РФ от 11.03.2026 № 67-КАД25-12-К8 отменило акты трёх инстанций и удовлетворило требования Немерова.

Практическое следствие. Налоговый орган вправе вызвать налогоплательщика для дачи пояснений по подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, но за неявку без уважительных причин не может применять штраф по ст. 128 НК РФ (ответственность свидетеля). КС РФ указал, что законодатель вправе установить отдельную ответственность за неявку на вызов по ст. 31, но пока этого не сделано — налоговики не могут подменять один институт другим....

Далее тут:
https://1w.ru/articles/1913-obzor-sudebnoi-praktiki-po-st-31-i-93-1-nk-rf-za-2026-god.html

2.5k 0 9 7 20
Каталог
Каталог каналов и чатов Подборки каналов Поиск каналов Добавить канал/чат
Рейтинги
Рейтинг каналов Telegram Рейтинг чатов Telegram Рейтинг публикаций Рейтинги брендов и персон
API
API статистики API поиска публикаций API Callback
Наши каналы
@TGStat @TGStat_Chat @telepulse @TGStatAPI
Почитать
Академия TGStat Исследование Telegram 2019 Исследование Telegram 2021 Исследование Telegram 2023
Контакты
Справочный центр Поддержка Почта Вакансии
Всякая всячина
Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности Публичная оферта
Наши боты
@TGStat_Bot @SearcheeBot @TGAlertsBot @tg_analytics_bot @TGStatChatBot