120 лет со дня рождения православного педагога Софьи Сергеевны Куломзиной (3 декабря 1903 – 29 сентября 2000)
Софья Куломзина (в девичестве Шидловская) родилась в Санкт-Петербурге, в семье последнего вице-председателя царской Думы Сергея Илиодоровича Шидловского, который был обычным нерелигиозным человеком своего времени. Да и сама Софья Сергеевна впервые задумалась о Боге, по её собственному признанию, только в 14 лет: «„Неужели всему этому конец? Так всё исчезнет и больше ничего не будет?ˮ – я невольно вздрогнула. Был летний ясный вечер 1917 года, и мне шёл четырнадцатый год. Я бежала по большой лужайке, расстилавшейся перед домом в нашем имении Волчий Хутор, и вдруг остановилась. Солнце заходило, жара спала, мои босые ноги ощущали прохладу свежей травы. Со всех сторон теснились кусты и деревья, воздух был пропитан ароматом бесчисленных роз. Наверное, именно в эту минуту я вдруг почувствовала, что привычная мне жизнь кончилась, знакомый и любимый мною мир рухнул».
И тогда сам собой пришёл ответ: с Богом ничего ещё не рухнуло.
В 1917 она вместе с семьёй бежала из Петрограда в Эстонию, где вместе с матерью организовала воскресную школу для детей русских беженцев. Позже она изучала философию в Берлинском университете, где испытала влияние крупнейших деятелей русского религиозно-философского возрождения – Николая Бердяева, о. Сергия Булгакова. В 1930–1940 годы жила во Франции. Сотрудничала с матерью Марией (Скобцовой). Была одним из лидеров РСХД, руководила летними лагерями, воскресными школами, заочными детскими курсами.
Весь богатый опыт Софьи Куломзиной вылился в несколько трудов. Один из них – книга «Наша Церковь и наши дети».
«Первое, основное, весьма насущное и нелёгкое задание, стоящее перед христианским воспитателем, – пробудить в ребёнке ощущение реальности Бога. Другими словами, важно помочь ребёнку узнать Бога, а не только узнать о Боге».
«Ты не один» – ещё один принцип, который поможет в религиозном воспитании. «Православный опыт христианской жизни учит, что человек не одинок перед Богом. С Богом можем быть только мы, все вместе. Мы все собраны вокруг Бога. Мы суть одно: одно Тело. Крохотная ячейка семьи, более широкое сообщество друзей, народ, Церковь, – всё это – проявления единства. На каждом уровне это потенциальный религиозный опыт, и если он не стал частью христианского воспитания, значит, в чём-то оно ошибочно».
Однако введение ребёнка во храм – это не единственное совместное дело, в котором христиане могут участвовать вместе. Они могут собираться для чтения Писания и молитвы дома. Взрослые вместе с детьми могут выяснять смысл важнейших праздников, готовиться к ним. Сегодняшний опыт некоторых православных общин позволяет сказать, что воцерковление детей – это ответственность не только приходского учителя и семьи, но и всего церковного собрания.
Всё, о чём мы хотим рассказать нашим детям, должно соответствовать их физическому и духовному уровню развития. Поэтому религиозное воспитание – это всегда рост (ещё один важнейший принцип, который выделяет Куломзина). Религиозное воспитание всегда должно отталкиваться от насущных вопросов и нужд конкретного ребёнка или подростка.
С определённого возраста дети довольно рациональны, им трудно входить в мистическое пространство веры. Они с трудом понимают, что есть вопросы, на которые не найти ответа в учебнике. Помочь им прикоснуться к тайне мы можем, указывая на действие Божие в их жизни. Способствовать зарождению в детях чувства священного, благоговения перед Божественной тайной – ещё одна важная задача.
Вера – не часть нашей жизни, а вся жизнь. «Целостность» – вот последний основополагающий принцип религиозного воспитания. Да, христиане «не от мира сего», но они призваны заботиться о мире, творить дела милосердия, участвовать в миссионерской деятельности. Чем старше становятся дети, тем глубже они могут входить в опыт попечения Церкви о мире и человеке.
Источник https://s-t-o-l.com/material/57673-s-bogom-mozhem-byt-tolko-my-vse-vmeste/
#СофьяКуломзина #православнаяпедагогика #житьвместе #русскоенаследие
Софья Куломзина (в девичестве Шидловская) родилась в Санкт-Петербурге, в семье последнего вице-председателя царской Думы Сергея Илиодоровича Шидловского, который был обычным нерелигиозным человеком своего времени. Да и сама Софья Сергеевна впервые задумалась о Боге, по её собственному признанию, только в 14 лет: «„Неужели всему этому конец? Так всё исчезнет и больше ничего не будет?ˮ – я невольно вздрогнула. Был летний ясный вечер 1917 года, и мне шёл четырнадцатый год. Я бежала по большой лужайке, расстилавшейся перед домом в нашем имении Волчий Хутор, и вдруг остановилась. Солнце заходило, жара спала, мои босые ноги ощущали прохладу свежей травы. Со всех сторон теснились кусты и деревья, воздух был пропитан ароматом бесчисленных роз. Наверное, именно в эту минуту я вдруг почувствовала, что привычная мне жизнь кончилась, знакомый и любимый мною мир рухнул».
И тогда сам собой пришёл ответ: с Богом ничего ещё не рухнуло.
В 1917 она вместе с семьёй бежала из Петрограда в Эстонию, где вместе с матерью организовала воскресную школу для детей русских беженцев. Позже она изучала философию в Берлинском университете, где испытала влияние крупнейших деятелей русского религиозно-философского возрождения – Николая Бердяева, о. Сергия Булгакова. В 1930–1940 годы жила во Франции. Сотрудничала с матерью Марией (Скобцовой). Была одним из лидеров РСХД, руководила летними лагерями, воскресными школами, заочными детскими курсами.
Весь богатый опыт Софьи Куломзиной вылился в несколько трудов. Один из них – книга «Наша Церковь и наши дети».
«Первое, основное, весьма насущное и нелёгкое задание, стоящее перед христианским воспитателем, – пробудить в ребёнке ощущение реальности Бога. Другими словами, важно помочь ребёнку узнать Бога, а не только узнать о Боге».
«Ты не один» – ещё один принцип, который поможет в религиозном воспитании. «Православный опыт христианской жизни учит, что человек не одинок перед Богом. С Богом можем быть только мы, все вместе. Мы все собраны вокруг Бога. Мы суть одно: одно Тело. Крохотная ячейка семьи, более широкое сообщество друзей, народ, Церковь, – всё это – проявления единства. На каждом уровне это потенциальный религиозный опыт, и если он не стал частью христианского воспитания, значит, в чём-то оно ошибочно».
Однако введение ребёнка во храм – это не единственное совместное дело, в котором христиане могут участвовать вместе. Они могут собираться для чтения Писания и молитвы дома. Взрослые вместе с детьми могут выяснять смысл важнейших праздников, готовиться к ним. Сегодняшний опыт некоторых православных общин позволяет сказать, что воцерковление детей – это ответственность не только приходского учителя и семьи, но и всего церковного собрания.
Всё, о чём мы хотим рассказать нашим детям, должно соответствовать их физическому и духовному уровню развития. Поэтому религиозное воспитание – это всегда рост (ещё один важнейший принцип, который выделяет Куломзина). Религиозное воспитание всегда должно отталкиваться от насущных вопросов и нужд конкретного ребёнка или подростка.
С определённого возраста дети довольно рациональны, им трудно входить в мистическое пространство веры. Они с трудом понимают, что есть вопросы, на которые не найти ответа в учебнике. Помочь им прикоснуться к тайне мы можем, указывая на действие Божие в их жизни. Способствовать зарождению в детях чувства священного, благоговения перед Божественной тайной – ещё одна важная задача.
Вера – не часть нашей жизни, а вся жизнь. «Целостность» – вот последний основополагающий принцип религиозного воспитания. Да, христиане «не от мира сего», но они призваны заботиться о мире, творить дела милосердия, участвовать в миссионерской деятельности. Чем старше становятся дети, тем глубже они могут входить в опыт попечения Церкви о мире и человеке.
Источник https://s-t-o-l.com/material/57673-s-bogom-mozhem-byt-tolko-my-vse-vmeste/
#СофьяКуломзина #православнаяпедагогика #житьвместе #русскоенаследие