Завтра особый день памяти. 5 декабря 1931 года в Москве взорвали храм Христа Спасителя. В сохранившихся дневниках современников остались воспоминания об этом событии.
Московский учитель истории Иван Иванович Шитц в своём дневнике писал, что когда в газете «Известия» в июне 1931 года была напечатана информация о предстоящем строительстве здания Советов на площади храма Христа Спасителя, москвичи не верили этой дикой информации и наивно думали, что храм не разрушат, «что здание будет воздвигнуто напротив храма Христа Спасителя».
Профессор МГУ В.А. Городцов в своём дневнике записал: «Москвичи жалеют это дорогостоящее здание. Говорят, храм стоил 88.000.000 рублей. Это лучшее здание XIX века в России. В нём много погибло художественных произведений. Когда началась революция, я думал, что храм используют для какого-нибудь общественного назначения».
Педагог и просветитель А.А. Ершова приравнивала разрушение храма Христа Спасителя к «варварскому циничному безумству». Она считала, что «это несчастье непоправимое, громадное, роковое по своему значению, постыдное для всех, позорящее Россию перед лицом всего мира». «Можно ли себе представить когда-нибудь разрушение Notre Dame французами или Петра в Риме итальянцами XX века?» — задавался вопросом И.И. Шитс.
Многие были равнодушны к тому, что происходило, не понимая, что храмы являются историческим и культурным наследием русского народа. Писатель М.М. Пришвин в своём дневнике замечал: «Новая Москва равнодушна к разрушению храма. Теперь даже так, что если Василия Блаженного взорвут, — ничего, и всё ничего, потому что снявши голову по волосам не плачут».
Об этой «новой Москве» очень точно написал И.И. Шитц в своём дневнике в апреле 1931 года: «Страной правят нацменьшинства, ничего не питающие к России, кроме ненависти либо равнодушия. Они систематически уничтожают всё русское, материальное и духовное, всякие следы русской культуры. И с какой дьявольскою последовательностью делается всё это!
Взять хотя бы демографию Москвы. В ней насчитано недавно 2 750 000 жителей, за пять лет прирост в 30 %! Жилая площадь отдалённо не выросла для приёма этой массы. Что же делают? Воспитывают зверские инстинкты захвата, и озверелые обыватели, в большинстве пришлые (провинция, деревня, рабочие, инородцы, ежегодная серая масса “учащихся” в неск. десятков тысяч человек), рвут “площадь” у последних остатков москвичей, как клопы засиживают всё, поселяясь группами в комнатах, не брезгуют церквями, колокольнями, сторожками, с особым удовольствием городят фанерные перегородки в прекрасных домах лучшего нашего прошлого и т. д.
Этим чужим людям не жаль Москвы и они равнодушно, иногда со злостной радостью, смотрят на её разрушение, беспощадное и целеустремлённое: до сих пор нелепо, зачем сломали Красные Ворота, зачем взорвали стены Симонова монастыря, уничтожили Донской, снесли Параскеву-Пятницу, Бориса и Глеба у Арбатских ворот и т.д., и т.д. Прежний москвич, все — ремесленник, половой, дьячок, просвирня, лавочник, профессор, врач, дворянин-барин, даже приезжий впервые из провинции студент — ценил Москву, как что-то цельное, нужное и ценное. Вовсе не надо было ходить в Большой Театр или ту или иную церковь, чтобы всё-таки их ценить. А теперь?
Уничтожение идёт и духовное. Уже объявлено, что нет русской истории. А усердные говорят даже, что и великоросса не было никогда (такое открытие приписывают М.Н. Покровскому). Есть только “история народов СССР”. Сообразно с этим, в Историческом Музее уничтожили залы Киевской, Новгородской, Суздальской Руси, со всеми копиями фресок и т. д., и вместо этого устраивают какой-то “феодальный период” с азиатским наименованием».
#ХрамХристаСпасителя #память #преодолениебеспамятства #историяроссии
Вид на Храм Христа Спасителя с Каменного моста. 1890
Московский учитель истории Иван Иванович Шитц в своём дневнике писал, что когда в газете «Известия» в июне 1931 года была напечатана информация о предстоящем строительстве здания Советов на площади храма Христа Спасителя, москвичи не верили этой дикой информации и наивно думали, что храм не разрушат, «что здание будет воздвигнуто напротив храма Христа Спасителя».
Профессор МГУ В.А. Городцов в своём дневнике записал: «Москвичи жалеют это дорогостоящее здание. Говорят, храм стоил 88.000.000 рублей. Это лучшее здание XIX века в России. В нём много погибло художественных произведений. Когда началась революция, я думал, что храм используют для какого-нибудь общественного назначения».
Педагог и просветитель А.А. Ершова приравнивала разрушение храма Христа Спасителя к «варварскому циничному безумству». Она считала, что «это несчастье непоправимое, громадное, роковое по своему значению, постыдное для всех, позорящее Россию перед лицом всего мира». «Можно ли себе представить когда-нибудь разрушение Notre Dame французами или Петра в Риме итальянцами XX века?» — задавался вопросом И.И. Шитс.
Многие были равнодушны к тому, что происходило, не понимая, что храмы являются историческим и культурным наследием русского народа. Писатель М.М. Пришвин в своём дневнике замечал: «Новая Москва равнодушна к разрушению храма. Теперь даже так, что если Василия Блаженного взорвут, — ничего, и всё ничего, потому что снявши голову по волосам не плачут».
Об этой «новой Москве» очень точно написал И.И. Шитц в своём дневнике в апреле 1931 года: «Страной правят нацменьшинства, ничего не питающие к России, кроме ненависти либо равнодушия. Они систематически уничтожают всё русское, материальное и духовное, всякие следы русской культуры. И с какой дьявольскою последовательностью делается всё это!
Взять хотя бы демографию Москвы. В ней насчитано недавно 2 750 000 жителей, за пять лет прирост в 30 %! Жилая площадь отдалённо не выросла для приёма этой массы. Что же делают? Воспитывают зверские инстинкты захвата, и озверелые обыватели, в большинстве пришлые (провинция, деревня, рабочие, инородцы, ежегодная серая масса “учащихся” в неск. десятков тысяч человек), рвут “площадь” у последних остатков москвичей, как клопы засиживают всё, поселяясь группами в комнатах, не брезгуют церквями, колокольнями, сторожками, с особым удовольствием городят фанерные перегородки в прекрасных домах лучшего нашего прошлого и т. д.
Этим чужим людям не жаль Москвы и они равнодушно, иногда со злостной радостью, смотрят на её разрушение, беспощадное и целеустремлённое: до сих пор нелепо, зачем сломали Красные Ворота, зачем взорвали стены Симонова монастыря, уничтожили Донской, снесли Параскеву-Пятницу, Бориса и Глеба у Арбатских ворот и т.д., и т.д. Прежний москвич, все — ремесленник, половой, дьячок, просвирня, лавочник, профессор, врач, дворянин-барин, даже приезжий впервые из провинции студент — ценил Москву, как что-то цельное, нужное и ценное. Вовсе не надо было ходить в Большой Театр или ту или иную церковь, чтобы всё-таки их ценить. А теперь?
Уничтожение идёт и духовное. Уже объявлено, что нет русской истории. А усердные говорят даже, что и великоросса не было никогда (такое открытие приписывают М.Н. Покровскому). Есть только “история народов СССР”. Сообразно с этим, в Историческом Музее уничтожили залы Киевской, Новгородской, Суздальской Руси, со всеми копиями фресок и т. д., и вместо этого устраивают какой-то “феодальный период” с азиатским наименованием».
#ХрамХристаСпасителя #память #преодолениебеспамятства #историяроссии
Вид на Храм Христа Спасителя с Каменного моста. 1890