Что мы знаем о лисе? Ничего, и то не все.
#зависть_яд_и_смерть
Итак, давайте потихоньку начну рассказывать. Как можно понять из моего предисловия, о женщинах в афинских судах известно мало, известно от мужчин, и информация эта довольно запутанная.
1. Теорис из Лемноса (Theoris of Lemnos)
О ней осталось всего три источника. Самый ранний - это речь того самого Демосфена. Демосфен конкурировал с другим оратором, Аристогитоном, которого от души ненавидел. Кроме как из судебных речей по его поводу мы об Аристогитоне ничего и не знаем, а в речах его, конечно, выставили полным сикофантом. Сикофант - это такой любитель-обвинитель, который ищет на кого бы настучать и потом в суде обвиняет, в надежде заработать денег (потому что при удачном обвинении ему достается часть).
В общем, Демосфен обвинял Аристогитона в том, что он задолжал государству бабла, и потому потерял часть гражданских прав и не имеет права выступать в судах вообще. За Аристогитона вступился его брат, Евном. Так вот, чтобы как-то опозорить Евнома в своей речи, Демосфен заявил: Евном, дескать, брал зелья и заклятья у служанки Теорис из Лемноса, грязной чародейки, которую казнили за ее дела, вместе со всей ее семьей. Служанка донесла на нее, и ее казнили. А теперь вот Евном использует ее фокусы и говорит, что лечит от эпилепсии, и вообще со всех сторон злодей.
То есть для слушателей Демосфена эта была какая-то известная история. Он называет ее pharmakis - это разновидность ведьмы, но со специализацией в зельях. Казнили ее, видимо, до 323 г. до н.э. Она была гражданкой Афин, и имела служанку.
Скорее всего, казнили ее не за само лечение больных. Если бы это было преступлением, ему было бы достаточно упомянуть, что Евном этим занимается. Он сослался на связь Евнома с Теорис по какой-то другой причине. Что-то в этой связи характеризовало Евнома с дурной стороны. Но, возможно, Демосфен просто был ее обвинителем когда-то, и напоминал судьям о том, как он усердно работает на благо полиса.
Следующий наш источник - Плутарх. Рассказывая о Демосфене, он коротко отмечает, что тот "также обвинил жрицу Теорис во многих других злых делах, в частности, она учила слуг обману, и он добился ее казни".
Вот это уже поинтереснее. Плутарх обычно, говоря о жрецах и жрицах, упоминает, какому богу они служат, но тут умолчал об этом. Что за тема со слугами - тоже не совсем ясно.
И, наконец, автор Харпократион тоже рассказывает о Демосфене, и говорит, что Теорис была mantis, и казнили ее за непочтительность к богам (asebeia). Мантис - это тоже обозначение колдуньи, но уже прорицательницы. А asebeia - известное грекам преступление, за это, например, судили Сократа.
#зависть_яд_и_смерть
Итак, давайте потихоньку начну рассказывать. Как можно понять из моего предисловия, о женщинах в афинских судах известно мало, известно от мужчин, и информация эта довольно запутанная.
1. Теорис из Лемноса (Theoris of Lemnos)
О ней осталось всего три источника. Самый ранний - это речь того самого Демосфена. Демосфен конкурировал с другим оратором, Аристогитоном, которого от души ненавидел. Кроме как из судебных речей по его поводу мы об Аристогитоне ничего и не знаем, а в речах его, конечно, выставили полным сикофантом. Сикофант - это такой любитель-обвинитель, который ищет на кого бы настучать и потом в суде обвиняет, в надежде заработать денег (потому что при удачном обвинении ему достается часть).
В общем, Демосфен обвинял Аристогитона в том, что он задолжал государству бабла, и потому потерял часть гражданских прав и не имеет права выступать в судах вообще. За Аристогитона вступился его брат, Евном. Так вот, чтобы как-то опозорить Евнома в своей речи, Демосфен заявил: Евном, дескать, брал зелья и заклятья у служанки Теорис из Лемноса, грязной чародейки, которую казнили за ее дела, вместе со всей ее семьей. Служанка донесла на нее, и ее казнили. А теперь вот Евном использует ее фокусы и говорит, что лечит от эпилепсии, и вообще со всех сторон злодей.
То есть для слушателей Демосфена эта была какая-то известная история. Он называет ее pharmakis - это разновидность ведьмы, но со специализацией в зельях. Казнили ее, видимо, до 323 г. до н.э. Она была гражданкой Афин, и имела служанку.
Скорее всего, казнили ее не за само лечение больных. Если бы это было преступлением, ему было бы достаточно упомянуть, что Евном этим занимается. Он сослался на связь Евнома с Теорис по какой-то другой причине. Что-то в этой связи характеризовало Евнома с дурной стороны. Но, возможно, Демосфен просто был ее обвинителем когда-то, и напоминал судьям о том, как он усердно работает на благо полиса.
Следующий наш источник - Плутарх. Рассказывая о Демосфене, он коротко отмечает, что тот "также обвинил жрицу Теорис во многих других злых делах, в частности, она учила слуг обману, и он добился ее казни".
Вот это уже поинтереснее. Плутарх обычно, говоря о жрецах и жрицах, упоминает, какому богу они служат, но тут умолчал об этом. Что за тема со слугами - тоже не совсем ясно.
И, наконец, автор Харпократион тоже рассказывает о Демосфене, и говорит, что Теорис была mantis, и казнили ее за непочтительность к богам (asebeia). Мантис - это тоже обозначение колдуньи, но уже прорицательницы. А asebeia - известное грекам преступление, за это, например, судили Сократа.