◆ Дарить ГАБы внутри семьи можно.
Верховный суд поставил точку в споре с налоговой
Для инвестора, который держит ГАБ или коммерческий объект "внутри семьи", это решение создает новые возможности, не создающие дополнительный НДФЛ на пустом месте.
Первоисточник: Определение СКЭС ВС РФ от 17.04.2026
Суть спора простая.
Мать подарила дочери 11 объектов коммерческой недвижимости. Налоговая решила: раз объекты коммерческие, используются в предпринимательской деятельности, а стороны — ИП, значит у дочери возник доход.
С квартирами и личными автомобилями такой остроты обычно не было: семейное дарение не подпадает под НДФЛ.
Но здесь коммерция и ИФНС доначислила 2,43 млн ₽ НДФЛ и штраф.
Арбитражные суды поддержали налоговую.
Верховный суд — нет.
Логика ВС: для льготы по НДФЛ имеет значение круг лиц, а предмет дарения.
Если объект передаётся внутри семьи или между близкими родственниками — супругами, родителями, детьми, бабушками, дедушками, внуками, братьями, сёстрами — сама передача не должна облагаться НДФЛ у получателя.
Очень своевременное решение на фоне ужесточения налогового кодекса в части УСН и НДС,
Но нужно быть крайне внимательным и не впадать в эйфорию - суд дал ответ только про НДФЛ!
Но это решение не касается других налогов.
Навряд ли налоговая оставит эту лазейку открытой. А потому стоит быть осторожнее. Точно не выстраивать какие то долгосрочные стратегии и быть готовым к другим исходам.
Что может углядеть ИФНС в таком дарении:
1) уклонение ИП (продавца) от уплаты налога от результата деятельности;
2) уклонение от НДС для плательщиков НДС (есть вполне четкая практика о доначислении НДС при безвозмездной передаче);
3) признание дроблением бизнеса с целью занижения выручки и сохранения режима УСН.
Я не говорю что именно так и будет. Но риск есть, его нужно учитывать.
Главный вывод для инвестора:
семейная передача коммерческой недвижимости — нормальный инструмент владения активами, но не универсальная налоговая амнистия.
__________________
Следите за новостями канала 💸
в Телеграм
и в MAX
Верховный суд поставил точку в споре с налоговой
Для инвестора, который держит ГАБ или коммерческий объект "внутри семьи", это решение создает новые возможности, не создающие дополнительный НДФЛ на пустом месте.
Первоисточник: Определение СКЭС ВС РФ от 17.04.2026
Суть спора простая.
Мать подарила дочери 11 объектов коммерческой недвижимости. Налоговая решила: раз объекты коммерческие, используются в предпринимательской деятельности, а стороны — ИП, значит у дочери возник доход.
С квартирами и личными автомобилями такой остроты обычно не было: семейное дарение не подпадает под НДФЛ.
Но здесь коммерция и ИФНС доначислила 2,43 млн ₽ НДФЛ и штраф.
Арбитражные суды поддержали налоговую.
Верховный суд — нет.
Логика ВС: для льготы по НДФЛ имеет значение круг лиц, а предмет дарения.
Если объект передаётся внутри семьи или между близкими родственниками — супругами, родителями, детьми, бабушками, дедушками, внуками, братьями, сёстрами — сама передача не должна облагаться НДФЛ у получателя.
Очень своевременное решение на фоне ужесточения налогового кодекса в части УСН и НДС,
Но нужно быть крайне внимательным и не впадать в эйфорию - суд дал ответ только про НДФЛ!
Но это решение не касается других налогов.
Навряд ли налоговая оставит эту лазейку открытой. А потому стоит быть осторожнее. Точно не выстраивать какие то долгосрочные стратегии и быть готовым к другим исходам.
Что может углядеть ИФНС в таком дарении:
1) уклонение ИП (продавца) от уплаты налога от результата деятельности;
2) уклонение от НДС для плательщиков НДС (есть вполне четкая практика о доначислении НДС при безвозмездной передаче);
3) признание дроблением бизнеса с целью занижения выручки и сохранения режима УСН.
Я не говорю что именно так и будет. Но риск есть, его нужно учитывать.
Главный вывод для инвестора:
семейная передача коммерческой недвижимости — нормальный инструмент владения активами, но не универсальная налоговая амнистия.
__________________
Следите за новостями канала 💸
в Телеграм
и в MAX