Социологи Russian Field в январе провели общероссийский опрос с высоким уровнем репрезентативности. Ключевые выводы (2):
11.Опрос показывает, что 63% граждан считают, что россияне должны брать больше активности за политическую жизнь в свои руки. Это опровергает устоявшийся тезис о доминировании политической культуры в стране. Скорее, можно говорить о том, что паттерны политической культуры активно формируются, но не разделяются прямо подавляющим большинством россиян.
12.Пессимистичное восприятие политического участия и аполитичность более характерны для респондентов без высшего образования и малообеспеченных, а стремление к политической активности и поддержка большей ответственности граждан за ситуацию в стране – для опрошенных с высшим образованием и обеспеченных.
13.В то же время заметно, что большинство россиян не хочет иметь больше возможностей для выражения своей политической активности. Запрос на увеличение возможностей политического участия демонстрируют 43% (в основном образованные жители мегаполисов и столиц с доходом выше среднего).
14.Базовые запросы социума остаются прежними: социальная справедливость (81%), Россия должна стать великой (76%), права человека и демократия (73%). Имперские амбиции социума очень сильны, но базовым является запрос на социальную справедливость. Столь высокий уровень ответов показывает, что большинство граждан не считают, что в стране есть социальная справедливость. Относительно популярны идеи сближения с Западом (44%) и свободного рынка (43%). Более четверти опрошенных поддерживают идею России как в первую очередь русского государства (27%).
15.Среди источников информации, которые чаще всего выбирают россияне: телевидение (30%), интернет СМИ (25%), телеграм-каналы (19%). Обращает на себя внимание, что прежнего сверхдоминирования телевидения уже нет, хотя прочие источники информации испытывают разнонаправленную динамику. Например, опрос фиксирует, что аудитория телеграм-каналов несколько снижается в последнее время.
15.Базовые запросы социума остаются прежними: завершение СВО и установка мира (26,5%), обеспечение повышение доходов и уровня жизни россиян (9,9%), политические изменения (8,2%). 34% респондентов затрудняются ответить.
16. Тем не менее, большинство опрошенных не стали бы отменять военную операцию в прошлом, даже если бы могли это сделать. При этом доля тех, кто отменили бы ее, достигла 37%, что является наибольшим показателем с начала конфликта. Мужчины и респонденты от 45 лет значимо чаще говорят, что не стали бы отменять ВО, опрошенные до 45 лет – что отменили бы.
11.Опрос показывает, что 63% граждан считают, что россияне должны брать больше активности за политическую жизнь в свои руки. Это опровергает устоявшийся тезис о доминировании политической культуры в стране. Скорее, можно говорить о том, что паттерны политической культуры активно формируются, но не разделяются прямо подавляющим большинством россиян.
12.Пессимистичное восприятие политического участия и аполитичность более характерны для респондентов без высшего образования и малообеспеченных, а стремление к политической активности и поддержка большей ответственности граждан за ситуацию в стране – для опрошенных с высшим образованием и обеспеченных.
13.В то же время заметно, что большинство россиян не хочет иметь больше возможностей для выражения своей политической активности. Запрос на увеличение возможностей политического участия демонстрируют 43% (в основном образованные жители мегаполисов и столиц с доходом выше среднего).
14.Базовые запросы социума остаются прежними: социальная справедливость (81%), Россия должна стать великой (76%), права человека и демократия (73%). Имперские амбиции социума очень сильны, но базовым является запрос на социальную справедливость. Столь высокий уровень ответов показывает, что большинство граждан не считают, что в стране есть социальная справедливость. Относительно популярны идеи сближения с Западом (44%) и свободного рынка (43%). Более четверти опрошенных поддерживают идею России как в первую очередь русского государства (27%).
15.Среди источников информации, которые чаще всего выбирают россияне: телевидение (30%), интернет СМИ (25%), телеграм-каналы (19%). Обращает на себя внимание, что прежнего сверхдоминирования телевидения уже нет, хотя прочие источники информации испытывают разнонаправленную динамику. Например, опрос фиксирует, что аудитория телеграм-каналов несколько снижается в последнее время.
15.Базовые запросы социума остаются прежними: завершение СВО и установка мира (26,5%), обеспечение повышение доходов и уровня жизни россиян (9,9%), политические изменения (8,2%). 34% респондентов затрудняются ответить.
16. Тем не менее, большинство опрошенных не стали бы отменять военную операцию в прошлом, даже если бы могли это сделать. При этом доля тех, кто отменили бы ее, достигла 37%, что является наибольшим показателем с начала конфликта. Мужчины и респонденты от 45 лет значимо чаще говорят, что не стали бы отменять ВО, опрошенные до 45 лет – что отменили бы.