НЕЗЫГАРЬ


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Политика


Политика,экономика,социология.
nzgnzg@protonmail.com

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Политика
Статистика
Фильтр публикаций


ЭКСПЕРТЫ. Журналист Кирилл Шулика @kshulika – об участии российских спортсменов в Олимпиаде в Париже.

Что касается Олимпиады, то нужно понимать - членство России в олимпийской семье приостановлено. Формально решение было принято не так давно, после того, как ОКР включил в свой состав спортсменов из новых регионов России. Также он включал в свой состав спортсменов из Крыма, но тогда санкций не последовало. МОК - осторожная структура, которая учитывает интересы всех стран-членов, поэтому там никогда не рубят с плеча. И даже после начала СВО никто не исключал Россию из олимпийской семьи. Действовало временное отстранение спортсменов, а официальные лица на мероприятия, проводимые МОК, не приглашались. ОКР тоже отстранен временно, восстанавливать членство ему в будущем будет не надо. Но оно случилось в тот момент, когда стало понятно, что обстоятельства, мешающие российским спортсменам участвовать в международных соревнованиях, быстро преодолены не будут. Поэтому спортсмены из России будут не формально нейтральными, как после допинговых скандалов, а фактически. То есть они никакого отношения к ОКР или России, как государству, иметь не будут. Причем не только на Олимпиадах, но и на всех международных соревнованиях. Они стали не представителями страны, а физическими лицами. Все расходы по их участию в соревнованиях несут МОК и международные федерации. При этом речь идет только об индивидуальных спортсменах. Невозможно выступление не только футбольных команд, но и даже теннисистов в парном разряде на Олимпиаде. И в этой ситуации Олимпийский комитет России становится просто не нужен, у него не стало никакой работы. Поэтому его президент Станислав Поздняков начал ее себе придумывать, призывая к бойкоту Олимпиады в Париже спортсменами, которых туда приглашают в нейтральном статусе. Полнейший бред, конечно, когда олимпийские чиновники выступают против участия в Олимпиаде. Однако у них нет никаких полномочий помешать и запретить. Символично только то, что российский Олимпийский комитет почему-то вместе с украинским считают, что российским спортсменам летом в Париже делать нечего и пусть они сидят дома. Однако государство заняло существенно более взвешенную позицию, призывая устами Минспорта и Дмитрия Пескова спортсменов самим решать, участвовать им в Играх или нет. Причины тут две. Во-первых, не хочется кричать в пустоту. Помешать спортсменам реализовать свою мечту и выиграть Олимпиаду невозможно, а ни один из тех, кого в Париж позвали, это приглашение не разорвал. Говорят, что не поедут только те, кого не звали. Во-вторых, картинка, когда российский спортсмен, несмотря на все сложности и политические препятствия, победил в Париже очень красивая и явно будет использоваться государственными СМИ на протяжении всей Олимпиады. Правда, еще не решен вопрос с трансляциями Игр по телевидению. Права на них принадлежат «Телеспорту», чей руководитель Петр Макаренко находится под уголовным делом. И есть основания думать, что настоящей причиной стали телеправа на Олимпиаду. Значит, государство заинтересовано в ее показе. Несмотря на все призывы изоляционистов от спорта типа Станислава Позднякова и Ирины Винер. Таким образом, можно сказать, что Олимпиады, несмотря на всю ее критику, для Кремля тоже остается ключевым спортивным событиям, которое нельзя игнорировать, в том числе при введенных по отношению к России ограничениях. Соответственно, те же Игры Дружбы не рассматриваются, как альтернатива. Они все больше даже на официальном уровне становятся лишь возможностью для спортсменов получить соревновательную практику. Поэтому слухи о кризисе в олимпийском движении сильно преувеличены.


Источники, близкие к первому вице-премьеру Белоусову не подтверждают информацию о готовящемся назначении Белоусова на пост председателя Счетной палаты. "Андрей Рэмович - автор и инициатор многих экономических преобразований и в этом качестве востребован в их реализации, хотя известно персонально, кто заинтересован в его уходе из правительства".
Переход Белоусова в Счетную палату возможен только в связке с назначением первым вице-премьером нынешнего помощника Президента Максима Орешкина. Но как говорят источники, решения о переходе Орешкина в правительство нет. «Оппонирует этому назначению премьер Мишустин; не исключено,что Орешкин может получить значимый пост в Администрации Путина. Он на хорошем счету у президента- Путин ценит административные навыки Орешкина».
Назначение Орешкина усилит технократов и оставшихся либералов, но вряд ли Кремль готов обсуждать либерализацию экономической политики. «Скорее, Кремль заинтересован в мобилизационной экономике».


Репост из: МАРТЫНОВ
☝🏻13 апреля – День мецената и благотворителя

Впервые этот праздник отметили в России в 2006 году. Но, конечно, институт благотворительности возник в нашей стране намного раньше.

Еще в XIX веке неравнодушные русские купцы и промышленники строили театры, больницы и приюты, открывали ремесленные училища и народные университеты. Роль меценатов в социальной политике и здравоохранении была решающей.

Позже благотворительность превратилась в инструмент, который эффективно дополняет государственную политику. При этом некоторые российские меценаты могут встать в один ряд со своими великими предшественниками.

В РФ заслуга создания института социального предпринимательства принадлежит Рубену Варданяну. Его благотворительные инициативы известны не только в России и Армении, но и во всем мире. Например, один из российских проектов Варданяна – сервис для профессиональной благотворительности Philin Philgood, который получил более 25 крупных отраслевых наград. С 2014 года компания помогла сотне российских благотворительных фондов и НКО в решении социальных задач. Кроме того, меценат жертвовал крупные суммы в БФ «Доктор Лиза» и консультировал по вопросам управления другие фонды, в том числе «Подари жизнь».

В сентябре 2022 года Варданян переехал в Нагорный Карабах, где согласился занять пост госминистра непризнанной республики. Правда, на этой должности он пробыл всего несколько месяцев. Но на государственном посту он продолжал свою гуманитарную деятельность и активно помогал местным жителям. Созданное им агентство территориального развития «Мы – наши горы» делало все, чтобы облегчить для арцахцев тяготы военного времени и блокады.

За эти и другие заслуги Варданяна на днях выдвинули на Нобелевскую премию мира. При этом сам потенциальный нобелевский лауреат с сентября прошлого года сидит в бакинском СИЗО – его незаконно задержали азербайджанские силовики при попытке выехать из Карабаха в Армению.

В поддержку Варданяна выступили деятели культуры и образования, видные ученые, представители бизнеса, правозащитники и журналисты со всего мира. В стороне остались лишь армянские власти: на днях премьер Пашинян заявил, что бывшие лидеры НКР планировали его свергнуть. Судя по всему, Ереван не собирается вытаскивать из бакинской тюрьмы ни Рубена Варданяна, ни других пленников. Возможно, после выдвижения известного мецената на Нобелевскую премию мира ситуацию удастся изменить.


ЭКСПЕРТЫ/Незыгарь.
Власти обсуждают возможность создания нового министерства, ответственного за молодежную политику и патриотическое воспитание. По некоторым данным, структура может быть создана на базе Росмолодежи в результате перехода к ней части функций Минпросвещения по патриотическому воспитанию детей.

Социолог Мария Филь:
На мой взгляд, появление проекта создания единого органа регулирования молодежной политики и воспитания подрастающего поколения обусловлено тем, что за последние десятки лет больших успехов в формировании единой ценностной картины мира у российской молодежи, соответствующей стратегическим интересам развития государства, достигнуто не было. Усилия в этом направлении носят разрозненный характер, существуют проблемы с пониманием на местах тех задач, которые поставлены на государственном уровне. Это хорошо видно на примере реализации «Разговоров о важном». Превратное понимание целей и задач патриотического воспитания часто приводит к обратному эффекту и возникновению скандальных ситуаций, которые еще больше усугубляют положение.

Член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Айрат Гибатдинов:
Пока проект находится только на стадии обсуждения. Слишком рано вести реальные разговоры на эту тему. Наиболее возможный вариант — это создание министерства на базе уже существующей Росмолодежи. В первую очередь это связано с необходимостью укрепления патриотического воспитания молодёжи. В настоящее время у нас действительно нет единого органа, который отвечал бы за идеологическую составляющую.

Председатель комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов @nilov_official :
В разное время молодежью занимались разные структуры. Это был департамент молодежной политики при Минобразования, сейчас действует агентство Росмолодёжь. Но по большому счету у нас много лет отсутствовала нормальная системная работа, и молодежь была предоставлена сама себе. Чтобы исправить ситуацию, приоритетом должна быть не структура, а содержание, каким образом эту самую молодежную политику выстраивать. А будет этим агентство, министерство или что-то ещё заниматься - не столь существенно.

Эксперт в сфере образования, кандидат педагогических наук Леонид Эрштейн:
Очевидно, что государство желает усилить акцент на воспитательной политике. В настоящий момент в РФ имеется Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. Исходя из этого, и с точки зрения педагогической науки, данная инициатива является нонсенсом, так как образование представляет собой воспитание плюс обучение. Учитывая бюджетные проблемы, создавать еще одну бюрократическую структуру, дублирующую функции двух других, представляется нецелесообразным. Другое дело, что в Министерстве просвещения можно создать специальный отдел воспитания, а Минобрнауки - отдел по делам молодежной политики. Представляется, что такое решение будет существенно более экономичным и эффективным.


Член комиссии Госсовета РФ по направлению «Малое и среднее предпринимательство», президент образовательной корпорации «Синергия» Вадим Лобов:
Это важная стратегическая задача. Дело в том, что сейчас российское государство всё ещё управляется советским поколением руководителей, которые прошли мощную систему воспитания и отбора. Но время неумолимо, и состав младших руководителей по всей стране уже полностью сменился на поколение людей, которое не застало советскую систему подготовки. Более того, в 2020 г. практически завершилась смена всего среднего руководящего звена. Сейчас всё больше власти получает то поколение, чья юность и молодость пришлась на перестройку и 1990-е годы, во время которых государство практически не участвовало в их воспитании и этим активно пользовались враждебные России центры влияния. Они активно внедряли в России космополитичное мышление, искажали восприятие наших ценностей, собственной истории, всячески расшатывали трещину между последним поколением советских «отцов» и первым поколением постсоветских «детей».


ЭКСПЕРТЫ. Руководитель Агентства стратегических коммуникаций Вадим Самодуров @vadimsamodurov – о стамбульском формате российско-украинских переговоров.


Очевидно, что заявление Александра Лукашенко о возобновлении переговоров по Украине в стамбульском формате – это согласованная с Москвой «подача». Она нужна Владимиру Путину в контексте мирной конференции по Украине, которая запланирована в Швейцарии на 15-16 июня. Москва, конечно же, не хочет потерять инициативу в этом вопросе, поэтому Лукашенко сделал «пас» Путину, и президент России его принял и немедленно вошел в игру, напомнив о том, что без России никакие переговоры по мирному урегулированию невозможны. Возможен ли Стамбул-2 в принципе? С весны 2022 года многое изменилось. Российская армия ушла из Херсона, Харьковской области, войска были отведены от Киева. Но в то же время Россия взяла в свои руки стратегическую инициативу на фронте, тогда как у Зеленского серьезные проблемы и с личным составом, и с оружием. По идее момент для начала переговоров не то чтобы походящий, но имеющий под собой весомые основания. Насколько актуальны условия 2022 года и насколько они реализуемы – это тоже вопрос готовности к компромиссам. Ничего невероятного и нереализуемого в Стамбуле не обсуждалось. Напомню, что согласно основным положениям стамбульских переговоров, от Киева требовали стать нейтральным государством, не участвующим в военных блоках, ограничить численность своей армии и оставить Крым под контролем России. При этом Украина может присоединиться к ЕС. Даже если принять во внимание те пункты, не были включены в проект договора, и по которым стороны высказали принципиальные позиции – например, Украина отказалась отозвать иск в Международный уголовный суд о расследовании военных преступлений - предложения, которые обсуждались в Стамбуле, остались вполне актуальны и жизнеспособны. Но в сложившейся ситуации Украина не может самостоятельно принимать какие-либо решения о переговорах с Россией. Также как и Россия не может единолично навязать какое-то решение, которое было бы, безусловно, принято всеми. В этой связи возвращение к стамбульскому формату все же вряд ли возможно до проведения мирной конференции в Швейцарии.


Формально улучшающиеся показатели торгового баланса слабо влияют на курс национальной валюты по причине задержек с оплатой экспортных поставок. По данным Банка России, профицит счета текущих операций в марте резко увеличился и достиг $13,4 млрд. Подобное значение выглядит особенно впечатляющим по сравнению с данными предыдущих месяцев: в январе - $5,2 млрд, в феврале - $3,4 млрд. Подобный рост обусловлен как значительным увеличением экспорта товаров, так и уменьшением суммарного отрицательного вклада первичных и вторичных доходов. В результате, за первый квартал 2024 г. профицит счета текущих операций составил $22 млрд долларов США по сравнению с $15,4 млрд за аналогичный период прошлого года. Показатели экспорта в этом году последовательно растут из месяца в месяц: январь - $28 млрд, февраль - $30,3 млрд, март - $39,6 млрд. При этом показатели импорта остаются стабильными: январь - $21,3 млрд, февраль - $22,6 млрд, март - $22,9 млрд. Более того, с поправкой на сезонность, импорт сокращается, при том, что, начиная с середины 2023 г. нормальное значение находилось на уровне $24-25 млрд. Существует вероятность того, что имеющиеся статистические данные по импорту, которые зачастую достаточно сильно корректируются, еще будут увеличены. Однако, пока наблюдаемая тенденция указывает на сокращение объемов импорта, несмотря на достаточно стабильный курс национальной валюты. Это может указывать как на ослабление инвестиционной активности предприятий, так и на затухающую активность высокого потребительского спроса. Хотя, конечно, пока еще рано делать однозначный вывод о тенденции к снижению совокупного спроса. Одновременно фиксируются: растущий экспорт при стабильном объеме импорта; высокий - в марте выше 90% - уровень продаж валютной выручки экспортерами; тенденция по снижению интенсивности выхода нерезидентов из капиталов российских компаний; сокращение объема начисленных в пользу нерезидентов дивидендов, а также исходящих личных трансфертов; сокращение объема средств, направляемых на покупку валюты со стороны Минфина; продолжающиеся продажи на валютном рынке со стороны Центробанка с использованием средств Фонда национального благосостояния (в марте - порядка $1,6 млрд в долларовом эквиваленте). Все эти факторы должны оказывать серьезное укрепляющее воздействие на курс рубля, который, между тем, продолжает снижаться. В марте снижение курса рубля к доллару составило 1,5%, после февральского на 1,3%. Негативным фактором является резкий рост в платежном балансе иностранных активов, которые увеличились в марте на $15,5 млрд, после значений $2,9 млрд в январе и $4,2 в феврале. Этот произошло в основном за счет лагов в поступлении оплаты за возросший в марте экспорт. То есть, несмотря на видимое увеличение счета текущих операций, фактического поступления валютных средств на счета экспортеров не происходит. Если это является временной проблемой, то можно говорить о формировании существенного задела для стабилизации и укрепления курса национальной валюты в ближайшей перспективе. Однако, если именно проблемы с оплатой товаров являются основной причиной как фактического недостатка валюты на счетах, так и стабилизации на низком уровне объемов импорта, это может указывать на существование критической проблемы, которая оказывает более серьезное влияние на валютный рынок, нежели прочие показатели торгового баланса.


Репост из: Цивилев. Кузбасс
В КуZбассе завершился III Международный фестиваль Юрия Гагарина

🎆 На гала-концерте в Ледовом дворце «КуZбасс» собрались более 8 тысяч человек.

💬«Наша страна открыла космос для всего человечества. Это случилось благодаря огромному энтузиазму и единению всего русского народа. Он победил в Великой Отечественной войне, создал современную науку и промышленность. Сегодня мы вспоминаем этих великих людей. Мы продолжаем их дело, и мы опять победим», — заявил губернатор Сергей Цивилев.

✨ Среди почетных гостей были полномочный представитель Президента России в СФО Анатолий Серышев и Герой России, летчик-космонавт Сергей Волков. Видеоприветствия направили космонавты-кузбассовцы Борис Волынов и Александр Гребенкин.


Власти Молдавии готовят республику к ситуации управляемого социального взрыва и собираются увеличить репрессии, однако более оптимальным является вариант снижения напряженности вокруг Гагаузии и учет мнения большинства граждан относительно сохранения контактов с Россией.
Частые визиты главы Гагаузии Е. Гуцул в Россию, очевидно, вызывают раздражение М. Санду. Антикоррупционная прокуратура Молдавии предъявила обвинение Гуцул в соучастии в незаконном финансировании избирательной кампании. Активная связка Гуцул с запрещенной (во многом под надуманными предлогами) партией «Шор» работает на рост социального напряжения во всей Молдавии.
Недавний визит М. Санду в Гагаузскую автономию не дал значительного результата: с частью элит автономии удалось поговорить, однако очевидно, что политика Кишинева – крайне вызывающая. Власти республики демонстративно лишили Гагаузию значительной части бюджета в связи с решением о возврате НДС предпринимателям из автономии не из госбюджета, а из бюджета Гагаузии. Помимо этого, есть угрозы экономической блокады.
В ответ Гуцул продемонстрировал комплекс мер, предполагающих существенную поддержку Гагаузии со стороны России, в том числе и открытие счетов в одном из российских банков для работников бюджетной сферы и пенсионеров. Есть и другие меры экономической поддержки.
Тем не менее, предъявление обвинения Гуцул говорит о том, что власти в Кишиневе решились пойти силовым путем: задержание действующего главы автономии приведет к социальному взрыву, который может быть подхвачен активистами оппозиционной партии «Шор». Есть еще и силы социалистов и коммунистов, однако экс-президент страны И. Додон крайне осторожен в своих действиях и явно боится политических репрессий. В нынешних условиях в глазах Санду он все чаще воспринимается как представитель системной оппозиции, хотя это не совсем так.
На этом фоне появилась информация о том, что с начала мая Молдавия вновь может начать покупать у «Газпрома» газ для территорий правого берега Днестра. Тем не менее, общая логика процессов говорит о том, что Санду попытается подавить оппозицию и выйти на президентские выборы и референдум о Евроинтеграции осенью этого года с зачищенным полем. Это достаточно рискованный сценарий, так как помимо пророссийски настроенных политических сил есть еще и базовые общественные настроения: подавляющее большинство жителей Молдавии выступает за развитие культурных, торговых и экономических контактов с Россией. А Санду своей деятельностью ведет дело к разрыву всяких отношений с Россией и позиционирует Молдову как арену потенциальной конфронтации Запада и России. Такой сценарий «евроинтеграции» не является, мягко говоря, привлекательным в глазах подавляющего большинства жителей республики.


Репост из: Майский указ
☝️ София Малявина из АНО «Национальные приоритеты» совместно с аналитическим центром НАФИ провела интересный социологический опрос на тему «Стратегические инициативы Правительства: отношение населения».

В ходе исследования были задействованы 1600 человек, которых спрашивали об осведомленности, государственной важности, а также заметности изменений в части ключевых направлений развития страны из «Плана Мишустина». Кратко расскажем о лучших и "худших":

✅ Осведомленность о стратинициативах находится на достаточно высоком уровне, её средний показатель составляет 60%. Наиболее известными стратегическими инициативами являются меры цифровой среды Госуслуги-онлайн (96%), доступ в Интернет (93%), электронный документооборот (89%), цифровой профиль гражданина (87%), «Пушкинская карта» (82%). Наименьшая осведомленность у опрошенных — об инициативах, касающихся строительства, а также экономических инициативах.

✅ Средний показатель заметности изменений — 52%. Наиболее заметны изменения в сфере цифровой экономики: Госуслуги-онлайн, биометрия, Интернет, электронный документооборот. Также в число наиболее заметных изменений в результате реализации стратинициатив входят развитие креативной индустрии для молодежи и увеличение мест для занятий спортом. Среди изменений, имеющих широкую целевую аудиторию, низкую заметность имеют: упрощение частного строительства, ликвидация опасных свалок и доступность реабилитации.

✅ Средний показатель государственной важности стратинициатив: 4,34. Опрошенные называют более значимыми стратинициативы, связанные с цифровой трансформацией, медициной и экологией. Реже всего респонденты отмечают государственную важность стратегических инициатив, связанных с беспилотным и электротранспортом, притоком иностранных студентов.

⛔️ Есть стратинициативы, которые важны, но население о них плохо осведомлено. Это: "Генеральная уборка", "Персональные медицинские помощники", "Чистая энергетика", "Экономика замкнутого цикла", "Новый ритм строительства", "Мой частный дом", "Геология – возрождение легенды" Плохая ситуация в части узнаваемости/важности/оценке изменений у проекта "Политика низкоуглеродного развития", за который отвечает Минэкономразвития.


Социология иноагента «Левады» показывает: эмигрантские настроения в российском социуме на минимальных значениях, отношение к уехавшим смешанное, но преобладают негативные оценки.
Согласно полученным данным, большинство россиян (90%) не хотели бы переехать за границу на постоянное местожительство. Хотели бы эмигрировать 9% опрошенных, этот показатель резко снизился после начала СВО и обострения конфликта с Западом (в середине февраля 2022 г. хотели бы переехать за границу 19%, но уже через месяц их число снизилось до 10%).
Тем не менее, среди младших возрастных групп доля желающих эмигрировать несколько выше, чем среди старших возрастов — 15% по группам 18-24 года, и 25-39 лет (против 3% среди респондентов 55 лет и старше. Снижение показателя в 2022 г. наблюдалось во всех возрастных группах, но среди самых молодых снижение было особенно резким (более чем в три раз за три года).
Среди причин переезда респонденты чаще всего упоминают желание обеспечить лучшее будущее своим детям (43%). И за время наблюдений значимость этой причины практически не меняется и остается на 1-2 месте среди других. Упоминание «политической обстановки в России» среди причин переезда в другую страну в последние годы росло и сегодня достигает трети ответов (36%). Пиковое значение для варианта ответа «экономическая обстановка в России» пришелся на 2016 г. (после проявления экономических трудностей, вызванных первыми пакетами западных санкций) и с тех пор плавно снижался.
В настоящий момент, обдумывают конкретные возможности переезда в другую страну около 3% респондентов (пик приходился на май 2021 г. — 8% россиян). С тех пор многие вернулись и поняли для себя сложности эмиграции. Менее одного процента уже приняли твердое решение уехать или же собирают документы на выезд. Впрочем, этот процент нуждается в спецификации: погрешность результатов соцопроса составляет не менее 1,5% для ответов с невысокими значениями.
Согласно полученным данным, у 16% опрошенных есть родные или знакомые, которые переехали за границу в последние два года. Это достаточно высокий показатель, который в столицах и мегаполисах достигает 20-21%.
Опрос фиксирует изменение отношения к уехавшим в сторону ухудшения: 43% опрошенных считают предателями и изменниками Родины тех, кто уезжает. Еще 40% настроены более нейтрально и указывают, что это те, кто не верит в будущее России. Среди молодежи чаще озвучивают мнение, что уезжают «те, кто страдают от дискриминации» (19% и 20% соответственно). Среди более оппозиционно настроенных россиян последний вариант выбирают заметно чаще — 28%.
Показательно, что среди мотивов эмиграции называются и опасения мобилизации (33%). Иными словами, этот фактор по-прежнему влияет на общественные настроения и определенный сегмент граждан реагирует на вбросы по этому поводу.
Низкий уровень эмиграционных настроений показывает, что пик оттока граждан из страны прошел, однако в случае каких-либо черных лебедей актуализация этого параметра возможна. В то же время, экономические возможности подавляющего большинства граждан и их жизненные планы не предполагают варианта эмиграции. Опрос показывает динамику, связанную с ухудшением отношения к уехавшим россиянам. Этот процесс, в том числе и под воздействием пропаганды, идет постепенно, но устойчиво.


ЭКСПЕРТЫ. Аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева - о потенциале дальнейшего роста зарплат и повышении производительности труда.

На текущий момент в России сохраняются предпосылки для продолжения роста зарплат, хотя темпы роста могут замедлиться, принимая во внимание высокую базу 2023 года. Безработица по-прежнему находится на исторически низком уровне 2,8-2,9% в январе-феврале. При этом спрос на труд вырос на 31% в феврале в годовом выражении, а число активных резюме (предложение труда) увеличилось лишь на 3%, по данным hh ru.
Дефицит кадров особенно выражен в отраслях с массовым наймом: рабочие в производственной сфере и услугах, персонал в розничной торговле и продажах, транспорте и логистике. Кроме того, сейчас наступает сезонная активизация деятельности в сельском хозяйстве, строительстве, туризме, и там тоже требуются дополнительные рабочие руки. Однако кадры по-прежнему взять неоткуда: для обучения своей молодежи нужно время, приток трудовых мигрантов из Таджикистана и других центральноазиатских стран СНГ затормозился, а механизм завоза рабочей силы из других стран Азии и Африки пока не отработан.
Тем самым, проблема дефицита кадров в 2024 году сохранится и останется одним из ключевых вызовов для бизнеса. В ответ на этот вызов работодатели продолжают «зарплатную гонку», чтобы привлекать и переманивать к себе специалистов. Рост реальных зарплат на уровне 7,8% в 2023 году стал максимальным за последние пять лет. После такого разгона возможно некоторое торможение, но не уход в минус.
Однако рост зарплат не обязательно происходит равномерно в отраслевом и региональном разрезе, так что оплата труда по-прежнему может оставаться заниженной с точки зрения потенциальных работников. Поэтому дефицит кадров может возникать не только по причине отсутствия работников, но и из-за недостаточной, по их мнению, компенсации.
При этом, по-хорошему, рост зарплат должен сопровождаться повышением производительности труда, поскольку актуальная задача сейчас – это переход к экономике предложения, несмотря на ограничения со стороны трудовых ресурсов. Для обновления оборудования и внедрения новых технологий нужны доступные кредиты, но здесь мы сталкиваемся с ограничением в виде жёсткой денежно-кредитной политики.
Есть явное противоречие в том, что, с одной стороны, перед страной стоят задачи интенсивного экономического развития и технологического суверенитета, а с другой - износ основных фондов, к примеру, в обрабатывающей промышленности постоянно растёт и достиг 52% в 2022 году. При этом кредитные ресурсы для технологического обновления недоступны из-за высоких ставок. Если ничего не менять с точки зрения условий кредитования, то компаниям в итоге придется сокращать выпуск из-за устаревшего оборудования и нехватки персонала.
Запретительно высокие ставки по кредитам препятствуют инвестициям в модернизацию производства, и если смотреть на перспективу, то для России это означает сохранение технологической отсталости, торможение импортозамещения и снижение темпов экономического роста.


Информационный шум по поводу облета Курганской области на самолете АН-2 с иконой и священниками региональные власти совмещают с активной подготовкой к паводку: иронию по поводу «крестного хода» пиарщики губернатора В. Шумкова пытаются нейтрализовать и использовать себе на благо.
Выхваченная из контекста новость о «крестном ходе по воздуху с чудотворной иконой священников Курганской епархии на самолете АН-2» воспринимается иронично и подвергается осмеянию, например, среди диссидентов. Впрочем, более детальное изучение информации дает несколько иную картину. В официальных релизах и в региональных СМИ указывается, что это был плановый облет с целью мониторинга паводковой ситуации, а вместе со специалистами по чрезвычайным ситуациям на борту присутствовали священники, которые читали молебен. Целесообразность такого облета может вызывать вопросы, но это практика устоявшаяся и, скорее всего, вопросов тут быть не может. Фактор повышенной цитируемости упоминаний региона в масс-медиа очевиден.
Аналогичную практику публичной апелляции к высшим силам и объезд территорий с иконами периодически транслируют и другие главы субьектов федерации – наиболее яркий пример губернатор Санкт-Петербурга А. Беглов. Такое позиционирование соответствует парадигме традиционных ценностей, однако его уязвимым моментом является возможность критиков представить, что это единственная мера, которую предпринимают власти в той или иной ситуации или, говоря языком обыденного сознания, «надеются на Бога», а не на себя и свои управленческие решения.
Шумков в своем телеграм-канале не стал размещать информацию об облете территории региона со священниками на борту. Вместо этого у него постоянные сообщения о мерах, которые предпринимают власти. Среди них и информирования жителей региона о наступающем паводке и работах по укреплению дамб. В частности, под эгидой «нужно спасать людей» отправил чиновников мужского пола укреплять дамбы, а женщинам, работающих на муниципальной и государственной службе поручил обходить жителей частного сектора и информировать о вероятной необходимости эвакуации.
Шумков, очевидно, пытается демонстрировать свою активность в плане противодействия паводку в том числе и, на контрасте, с губернатором Оренбургской области Д. Паслером, который явно запоздал с мерами противодействиям. Полномочия Шумкова, также как и Паслера, истекают в этом году и он явно хотел бы продолжить работу. Однако несмотря на демонстративную (и реальную) активность последних дней ключевым для оценок работы властей в Курганской области будет не пиар, а реальная способность сдержать стихию. Тем более, что, у руководства Курганской области, очевидно, было больше времени подготовится к паводку нежели у властей в Оренбургской области.


ЭКСПЕРТЫ/Незыгарь.
В Госдуме начали обсуждать процедуру утверждения кабинета министров. Председатель ГД Вячеслав Володин поручил своему первому заместителю Александру Жукову и комитету по контролю разработать соответствующую процедуру.

Политолог Максим Жаров:
В связи с прокси-войной с Западом утверждение Госдумой нового состава правительства во многом будет номинальной процедурой. Хотя Вячеслав Володин на днях и демонстрировал свое умение оркестрировать похвалу или критику в адрес того или иного министра, однако во время конституционной процедуры этот элемент политического шоу не потребуется. Обычно у нас состав правительства президент согласует с представителями всех элитных групп, делегирующих в него своих ставленников. Прецедентов, когда бы кто-либо оспаривал этот выбор уже после проведения всех согласительных процедур, формирующих внутриэлитный консенсус, не бывало. Будем надеяться, что этого не будет и в этом году.

Глава Политической экспертной группы Константин Калачёв:
В нынешних условиях это во многом номинальная процедура, но она дает возможность партийным фракциям, а значит и парламентским партиям в целом, проявить себя через вопросы и выступления. Такой вот способ актуализировать положения своих программ. На реальное определение состава министров и вице-премьеров это не повлияет, но быть в тонусе им придется. Изложение программы, ответы на вопросы потребуют раскрыть и приоритеты в работе министерств и правительства в целом, и пути достижения заданных целей. Что само по себе уже полезно.

Политолог Алина Жестовская:
Законом установлено, что федеральные министры назначаются на должности президентом после консультаций с парламентом. Руководителей силового блока - Минобороны, МВД, МЧС - положено обсуждать с Советом Федерации, всех остальных - предварительно утверждать в Госдуме. Посему, данная процедура носит в первую очередь протокольный характер. Однако я бы не стала недооценивать лоббистские возможности Володина. К его мнению, безусловно, прислушиваются, когда та или иная кандидатура небесспорна для главы государства, требует осмысления. Система сдержек и противовесов в государстве выстроена и работает в качестве консультационного инструмента при едином центре принятия всех решений.

Политконсультант Роман Ларионов:
Отдельных министров и вице-премьеров по новым нормам уже увольняли и назначали, но в полной мере новая процедура формирования правительства будет применена только сейчас. Говорить о том, что что-то изменится, преждевременно, прецедентов было еще мало, хотя мы понимаем, что при нынешнем характере режима какого-то политического торга или борьбы вокруг кандидатур невозможно. Тем не менее, сам факт добавления институциональных функций парламенту, усложнение согласовательных процедур играют потенциально позитивную роль: ответственность за работу правительства немного перераспределяется в сторону депутатов, усложняются механизмы лоббирования.

Член РАПК, руководитель агентства «Стратагема» Роман Черемухин:

Обязательные консультации кандидатов с членами нижней палаты автоматически повышают ответственность и министров перед всеми гражданами страны, и депутатов за все решения, которые принимаются вместе с правительством.
Публичное утверждение позволит познакомиться не только с новыми назначенцами, но и показать позицию депутатов. Есть риск того, что некоторые депутаты отнесутся к процедуре прохождения формально. Изменить такой подход под силу спикеру Володину, который в этом случае получает возможность проявить организаторские навыки и повысить собственный авторитет.

Политконсультант Александр Семёнов @SemenovCons:

Необходимо отметить, что данная процедура новая, будет проходить впервые, и пока сложно сказать, каким будет влияние Госдумы на определение состава правительства, реальным или номинальным.
В целом, думаю, все прекрасно понимают, за кем остаётся последнее слово в этом процессе. Но сам смысл процедуры, на мой взгляд, заключается в том, чтобы демонстрировать новые уровень консолидации власти, в частности, законодательной и исполнительной власти.


Благодаря политике Центробанка, коммерческие банки становятся главными бенефициарами трансформации российской экономики. Многие высокие спикеры, комментируя представленный в Госдуме годовой отчет Центробанка, указывали, как на главной достижение, сохранение устойчивости финансовой системы в условиях беспрецедентных санкций. Однако можно сказать больше - результатом его действий становится выход финансовых посредников в число первых выгодоприобретателей новой российской экономики. Итоги 2022 г. оказались провальными для банковского сектора - чистая прибыль упала почти в 12 раз и составила всего 203 млрд руб., однако уже на следующий год был достигнут исторический максимум по прибыли - 3,3 трлн руб. Согласно озвученному недавно прогнозу зампреда Центробанка, совокупная чистая прибыль банковского сектора в 2024 г. ожидается еще выше, хотя ранее она оценивалась в более «скромные» 2,3-2,8 трлн руб. Показательно, что ранее значительным достижением банковского сектора считалась прибыль 2019-2020 г., которая составляла тогда 1,6-1,7 трлн руб., а предыдущим историческим максимумом являлась прибыль 2021 г. в размере 2,4 трлн руб. Так что, один провальный год банки полностью компенсируют будущей прибылью. В то же время, показатели российских предприятий, без учета кредитных организаций, выглядят гораздо скромнее. В 2021 г. в целом по стране сальдированный финансовый результат, рассчитываемый как прибыль минус убыток, организаций составлял 29,6 трлн руб., а в 2023 г. - 33,3 трлн руб. При этом, характерно, что показатель 2023 г. отличается значительным приростом - прибыль выросла на 35% г/г. Однако, сравнение показывает, что пока все российские предприятия увеличили свою прибыль в 2023 г., по сравнению с 2021 г., на 12%, банковский сектор показывает прирост в 38%. Если выделить из российской экономики отдельно банковский сектор, то его показатели роста превосходят среднероссийские в 3 раза. Это является следствием проводимой политики Центробанка, позволяющей финансовым посредникам извлекать максимальные выгоды из происходящей трансформации российской экономики. При этом банки не становятся активными игроками, нацеленными на развитие экономики в целом, они по-прежнему озабочены только максимизацией собственной прибыли. Показательно, что, несмотря на резкий рост инвестиционной активности, доля банков в источниках финансовых средств для осуществления инвестиций остается крайне низкой, на уровне предыдущих лет. Зато значительный прирост денежных средств на депозиты, обусловленный высокими ставками, позволяет банкам наращивать объемы кредитования граждан. Результатом жесткой денежно-кредитной политики Центробанка становится не сдерживание инфляции, имеющей в своей основе не монетарный характер, а сдерживание экономического роста страны. В условиях, когда ставка по кредитам для предприятий превышает уровень рентабельности бизнеса, вероятность не только инвестиционного развития, но и простого операционного расширения деятельности стремится к нулю. Но прибыли банковского сектора при такой политике остаются на высотах, которые казались недостижимыми до 2022 г.


Глава Калмыкии Б. Хасиков, с высокой долей вероятности, получит переназначение на новый срок: значимых достижений у него мало, но, по крайней мере, получилось за последние годы минимизировать контрэлитную фронду и снизить остроту протестных настроений.
Социально-экономические показатели Калмыкии указывают на отчетливый депрессивный характер состояния региона. Есть заметный спад в промышленности (которая развита слабо в республике), падение инвестиций: фактически, Калмыкия зависит от федеральных средств и траншей.
Одной из важнейших социально-экономических задач Хасикова на посту главы Калмыкии является работа по водоснабжению (питьевой водой обеспечено абсолютное меньшинство жителей республики). Однако эта работа оказалась, по большому счету, проваленной и привела к недавней замене курирующего ЖКХ вице-премьера республиканского правительства. На эту позицию Хасиков пригласил чиновника, которого ему порекомендовали в профильном федеральном ведомстве.
Рейтинг Хасикова – крайне невысок: в плане проведения выборов различного уровня власти в Калмыкии полагаются на федеральный центр и рекомендованных политтехнологов. Из относительных достижений Хасикова – стабилизация внутриэлитного конфликта и замена фрондирующих ему членов Народного Хурала, которых в нынешнем созыве практически нет, в отличие от предыдущего.
Хасиков не любит публичности, является, мягко говоря, не лучшим спикером. Этот фактор вкупе с дефицитом достижений определяет его невысокий рейтинг. У его команды не много опций в плане повышения пиар-привлекательности главы республика, в том числе и потому, что Хасиков не слишком вариативен и гибок в плане форматов публичного позиционирования.
Переназначение Хасикова вероятно, прежде всего, с консервативных позиций: ситуация с управлением в сложном с точки зрения элитных раскладов регионе относительно стабилизирована. В то же время, в плане минимизации социального недовольства команда Хасикова сделать практически ничего не может. Плюс есть фактор национал-активистов, которые из-за рубежа активно муссируют противоречия и проблемы республики.
При этом кулуарная борьба за кресло главы республики, фактически, активно проходила в первые месяцы этого года. Несколько кандидатов, с помощью влиятельных на федеральном уровне персон заявили свои амбиции на пост главы государства. Среди них называют и лидера регионального ОНФ А. Горовикова. Эти кандидаты рассматривались, но, по имеющейся информации, скорее всего, будет решено сохранить действующего главу. Однако перспективы повышения уровня доверия власти и эффективности социально-экономической политики в Калмыкии при Хасикове вряд ли можно считать благоприятными.


Продолжающийся цикл рабочих встреч Президента с губернаторами показывает какой функционал востребован сейчас: федеральный центр ориентирует глав регионов на активную работу с гражданами и апеллирует к необходимости наращивать свои реальные рейтинги общественной поддержки.
По данным социологии иноагентов «Левады» среднестатистический рейтинг губернаторов (на основе замеров в 10-15 регионах) варьируется последние двенадцать месяцев в диапазоне от 71-74%, что очень много. В то же время, более детальное изучение этих и других данных показывает, что ядро сторонников того или иного губернатора, как правило, невелико и не слишком устойчиво. Иными словами, губернаторы черпают энергию поддержки в основном за счет федерального центра, поддержки Президента и эффекта консолидации общества и власти в условиях геополитической конфронтации.
Губернаторы прекрасно знают об этой социологии и активно усиливают свой пиар даже в условиях полной (или практически полной) зачистки критических информационных ресурсов в регионах. Отчасти такой пиар (нередко малосодержательный) выполняет функции информационного наполнителя, но не только. Губернаторы и их пиарщики, тем самым, наращивают свой рейтинг, в том числе и ситуативный.
Заявления Президента о том, что он поддержит того или иного губернатора, а выбор будет за народом следует прочитывать примерно так: федеральный центр дает поддержку, но губернатору нужно доказать свою способность наращивать реальные рейтинги и укреплять ресурсы лоялизма в этих условиях, а не быть пассивными реципиентами этой ситуации. И дело тут даже не в официальных результатах на выборах регионального значения: в условиях снижения активности наблюдателей от партий системной оппозиции и прочих факторов – позитивные результаты тут достичь не очень сложно. В то же время, губернаторы в курсе постоянных замеров социологии ФСО, а она дает более реалистичную картину.
Другое пожелание к губернаторскому корпусу – активнее работать с людьми, то есть совершать рабочие визиты в районы региона и активнее встречаться с гражданами. Ей следуют далеко не все: косвенным результатом такого дистанцирования может считаться, например, проблемное позиционирование губернатора Оренбургской области Д. Паслера на фоне паводка в Орске.
Установка федерального центра губернаторам – увеличить количество встреч с гражданами, причем не только в рамках предвыборного периода. Иными словами, стоит задача принимать ответственность за происходящее на себя, а не довольствоваться информационными сообщениями и дистанцироваться от проблемных кейсов, в том числе и связанных с локальным протестом.


Различные чрезвычайные происшествия и экстраординарные случаи в регионах в нынешних реалиях остаются значимым способом канализации социального недовольства: губернаторам и мэрам нужно учесть это в своем позиционировании, транслировать уважительную коммуникацию и проявлять эмпатию к пострадавшим.
Устранение несистемной оппозиции в регионах, активное применение не только политтехнологического и административного, но и силового ресурса для подавления локального протеста в регионах формирует у губернаторов и мэров соответствующие настроения.
Позиционирование таких губернаторов как Д. Паслер (Оренбургская область), В. Шумков (Курганская область), В.Уйба (Коми) и ряда других не оставляет сомнений в том, что они, очень часто, выстраивают публичную коммуникацию с гражданами по принципу «начальник – подчиненные». Однако базовая социология в российских регионах дает иную картину. Восприятие «начальства» в регионах, прежде всего в локациях региональной периферии, предполагает их особый статус и уважительное к ним отношение, однако любые ЧП, чаще всего, воспринимаются как недоработки и ошибки конкретных чиновников.
Среди жителей этих локаций сильны прогосударственные настроения и вера в то, что государство обладает огромным набором сверхресурсов и задача чиновников на местах (в том числе губернаторов и мэров) грамотно распорядиться этими возможностями. В случае с затоплениями или отключениями тепла в многоквартирных домах моментально актуализируется вопрос о конкретных виноватых.
В экстренной ситуации позиционирование должно быть принципиально иным. Продолжающиеся наводнения в Оренбургской области, отключения тепла прошлой зимой в Московской области и ряде других регионах, лесные пожары в регионах Урала и Сибири, недовольство жителей Ростова-на-Дону, которые лишились недавно своего жилья и другие кейсы последних лет четко показывают: накопленное социальное недовольство требует канализации и соответствующего позиционирования властей.
Одной из значимых коммуникативных ошибок тут является стремление жестко и твердо «навести порядок» в разговоре посредством выстраивания риторики начальника с подчиненными.
ЧП, в общественном сознании, чаще всего воспринимаются как свидетельство недоработки властей различного уровня. Соответственно, и позиционирование должно быть соответствующим. В этих условиях от губернаторов и мэров ждут признания собственной ответственности и действенных мер по исправлению ситуации. Обвинять в этих условиях самих граждан или пытаться их подавить своим авторитетом (в кавычках или без) в этих условиях контрпродуктивно.


Несмотря на усиленные вербальные интервенции, направленные на ужесточение санкционного давления на российский нефтегазовый сектор, фактически - оно падает. Данные первого квартала 2024 г. показывают достаточно незначительный рост цены нефти.
При сравнении с аналогичным периодом прошлого года, он составил порядка 5% - баррель нефти сорта Brent подорожал с $81 до $85. Последующий рост, с достижением отметки в $90 за баррель относится уже ко второму кварталу. Однако, при этом, если в первом квартале прошлого года стоимость барреля российской нефти Urals составляла порядка $48, то в 2024 г. фиксируется рост, в результате которого цена может значительно превышать $70.
Одним из результатом удорожания становится рост нефтегазовых доходов российского бюджета. Помимо влияния прочих факторов, к которым можно отнести как девальвацию рубля, составившую более 20%, так и поступления доплат по налогу на добычу полезных ископаемых за прошлый год, основную роль в увеличении доходов является физическое увеличение объемов экспорта и рост цен. В первом квартале общий прирост нефтегазовых доходов составил почти 80% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, можно констатировать падение санкционного давления в части ценового потолка на нефть.
Подобная тенденция отмечалась еще в конце прошлого года, когда некоторые экономисты указывали на то, что первоначальные видимые успехи, когда нефть сорта Urals почти все время торговалась ниже предельного порога в $60 долларов за баррель, были вызваны исключительно общей динамикой нефтяных котировок. По мере роста котировок, увеличивалась стоимость российской нефти, а ценовой порог игнорировался. Данные 2024 г. указывают на то, что дисконт последовательно сокращается с максимального уровня $30 за баррель в начале 2023 г. до примерно $10 в этом году.
При текущих ценах подобный дисконт вполне мог бы существовать и без наличия ценового потолка, как плата за дополнительный риск и угрозу вторичных санкций, например, в связи с финансовыми транзакциями.
Однако отрыв политических инициатив от рыночных условий ярко проявляется в риторике западных чиновников: они указывают на то, что «потолок цен остается полезным и жизнеспособным инструментом» и «нет ощущения того, что потолок цен как инструмент исчезнет». При этом приводимые расчеты показывают, что даже в случае более строго применения санкций при текущем уровне потолка цен, доходы России от нефти и нефтепродуктов могут сократиться только до $163 млрд в 2024 г. против $178 млрд в 2023 г., что можно признать достаточно комфортным уровнем для российского бюджета, даже с учетом возросших расходов на ОПК. Аналогично сомнительным представляется видимость борьбы с российским теневым флотом.
Оцениваемое сокращение еще в прошлом году закупок танкеров для него, с высокой долей вероятности, связано не с ростом расходов, а с удовлетворением текущих потребностей. Расчеты, указывающие на недостаточность ориентировочного тоннажа теневого флота для перевозок всей российской нефти, не учитывают активную вовлеченность в сбытовые схемы западных судовладельцев из разных стран. Российский теневой флот выполняет задачу обеспечения относительной безопасности осуществления действующих схем перевозок и продажи российской нефти с участием западных компаний; и для этого его вполне достаточно.


ЭКСПЕРТЫ. Генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский @yellow_sky_policy – о политических последствиях ЧП в Оренбургской области.

Прорыв дамбы в Орске не является, к сожалению, из ряда вон выходящим событием. Мы все помним наводнения в Тулуне, на Амуре, в Забайкалье и во многих других территориях. Подобные стихийные бедствия случаются регулярно, и это ставит целый ряд болезненных вопросов: 1. Наличие процедур и алгоритмов действий на федеральном, региональном и местном уровне для реагирования в ситуации начавшегося наводнения. В целом, если посмотреть объективно, они есть, во многих региональных КЧС такие планы лежат, региональные и местные власти научились быстро реагировать, быстро запускать межведомственное взаимодействие, избегать массовых жертв. Самое главное, что в Орске удалось избежать именно большого количества заблокированных, пострадавших и погибших людей. Если кто-то думает, что это как-то само по себе произошло, он сильно ошибается: такой результат обеспечивается работой десятков и сотен чиновников из самых разных ведомств на разных уровнях. Чтобы возмущенные граждане могли возмущаться, нужно их для начала вывести из опасной зоны, в которой сильно не повозмущаешься. Так что я скажу непопулярную в России вещь: нужно для начала поблагодарить тех людей, которые отвечали за эвакуацию и безопасность. 2. Наличие процедур и жесткого контроля для того, чтобы избегать подобных чрезвычайных ситуаций. И тут, судя по тому, что подобные сооружения регулярно «подводят», что-то явно не так в королевстве. С одной стороны, нельзя поддаваться на соблазн оценивать по состоянию одной дамбы состояние всех гидротехнических сооружений в стране. Вполне вероятно, что имеем дело с разовыми эксцессами, а в системе – все более-менее неплохо. Или нет. Мы просто этого не знаем. Многочисленные эксперты девальвировали свой статус, доверие к чиновникам и контролирующим органам в России традиционно низкое, так что сейчас им придется постараться, чтобы доказать обществу, что проблема не носит системный характер. Придется инициировать массовые проверки и проводить их максимально публично, с привлечением общественности. Сейчас важно убедить людей, что Орск – единичный случай. Убедить будет сложно – предыстория крупных наводнений у нас больно богатая. Это серьезный вызов для всей системы контролирующих ведомств. 3. Качество коммуникации власти с жителями и пострадавшими. Кейс Дениса Паслера войдет в золотой фонд «как делать не надо». Губернатора где-то можно понять: он тоже человек и тоже может вымотаться и устать, перестать жестко контролировать свою коммуникацию, допустить ошибку. Но и главы регионов тоже должны понять, что испуганные, лишившиеся имущества, находящиеся в измененном состоянии люди – это их избиратели, а не подчиненные и не враги. Да, спрос с губернаторов в России очень высок. В представлении общества они должны быть безупречными рыцарями во всем белом, и даже пятнышко грязи на плаще может сгубить любого руководителя региона. Но таковы условия существования власти в России. Мы крайне требовательны к руководству и подчас совершенно забываем о своей ответственности. Это в определенной степени национальная инфантильность («мне все должны, я не должен никому»), но такова среда в России. Можно на нее бессмысленно жаловаться, можно учитывать и уделять ей должное внимание. Проблема в том, что Паслер – не первый допустивший такую ошибку. И нельзя сказать, что Система эти ошибки прощает. Были и увольнения и отставки за подобные эксцессы. Видимо, Системе придется потратить еще некоторое время и усилия, чтобы наконец убедить чиновников в регионах и на местах, что коммуникация с людьми, особенно в такие моменты, это также критично, как и быстрая реакция на ЧС, своевременные меры по спасению этих самых людей и т.д.


Репост из: Неизвестно
Бургомистр. Ладно. Что в городе?
Тюремщик. Тихо. Однако пишут.
Бургомистр. Что?
Тюремщик. Буквы «Л» на стенах. Это значит — Ланцелот.
Бургомистр. Ерунда. Буква «Л» обозначает — любим президента.
Тюремщик. Ага. Значит, не сажать, которые пишут?
Бургомистр. Нет, отчего же. Сажай.

(с) сами-знаете-кто

Показано 20 последних публикаций.