В День защитника Отечества хотим вам рассказать об истории легендарного «Челюскина».
В 1932-1933 годы Советский Союз вел масштабные научно-исследовательские работы в Арктике: были открыты полярные станции на острове Рудольфа, станции на мысе Желания, мысе Северном и в других местах. Планировалось, что благодаря арктической экспедиции на ледокольном пароходе «Челюскин» будет открыта регулярная навигация по Северному морскому пути (эта дорога была нужна для снабжения Дальнего Востока и Сибири необходимыми товарами), и тем самым подтвердятся приоритеты Советского Союза в Арктике.
Возглавил экспедицию Отто Юльевич Шмидт, которому еще в 1932 году удалось успешно пройти на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Этот успех воодушевил руководство страны и способствовал образованию Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть), в задачи которого входило освоить водную дорогу, создав на ее протяжении соответствующую инфраструктуру и жилые поселки.
10 августа 1933 года тысячи людей провожали пароход «Челюскин» из Мурманска во Владивосток. Эта экспедиция на должна была, кроме всего прочего, дать опыт прохода по Северному морскому пути на корабле неледокольного класса. Предполагалось, что пароход, ввиду его неприспособленности к плаванию во льдах, будет сопровождать ледокол «Красин».
Поначалу плавание шло довольно успешно. 15 августа, при первой серьезной встрече с тяжелыми льдами, судно получило повреждения, однако капитан вызвал на помощь «Красин», который пробил ему дорогу, и экспедиция продолжилась. Уже к началу 4 ноября пароход достиг Берингова пролива. Фактически Северный морской путь был пройден, «Челюскин» находился всего в 20 км от свободной воды. Однако уже вечером 4 ноября корабль стало сносить в глубину ледовых полей.
В Чукотском море «Челюскин» вмерз в крупную льдину и дрейфовал вместе с ней несколько месяцев. Ясно было, что корабль не сможет противостоять такому давлению, поэтому за короткое время на лед были спущены люди и грузы. В результате мощнейшего сжатия корабль был раздавлен льдами и 13 февраля 1934 года затонул.
Члены экспедиции провели на льдине два месяца - с 13 февраля по 13 апреля 1934 года. Они разбили палаточный лагерь, где даже построили пекарню и организовали редакцию стенгазеты «Не сдаемся!».
«Мы были уверены, что будем спасены», - писал позже Шмидт. Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Он вылетал на поиски экспедиции 28 раз и только на 29-й нашел ее. При этом Ляпидевский сумел посадить самолет на очень ограниченной площадке 150 на 400 метров в 40-градусный мороз. Первым рейсом удалось вывезти 10 женщин и 2 детей, однако во второй раз у самолета отказал двигатель. Тогда на помощь прибыли другие летчики. К 13 апреля челюскинцы были спасены.
Все летчики, принимавшие участие в спасении полярников, были представлены к званию Героя Советского Союза. Их имена - Анатолий Ляпидевский, Маврикий Слепнев, Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Полярники (в том числе и погибший при затоплении судна Борис Могилевич) были награждены орденами Красной Звезды. За помощь в спасении советских полярников также были награждены двое американцев – бортмеханики Уильям Левери и Клайд Армстед: они получили ордена Ленина.
На выставке «Покоряя Арктику» вы можете увидеть немало экспонатов, посвященных истории легендарного «Челюскина» и других героических экспедиций.
📷Фотография. Челюскинская эпопея. Ледокол «Челюскин», затертый льдами.
Арктика, 1934 г.
#КоллекцияМузеясовременнойисторииРоссии
В 1932-1933 годы Советский Союз вел масштабные научно-исследовательские работы в Арктике: были открыты полярные станции на острове Рудольфа, станции на мысе Желания, мысе Северном и в других местах. Планировалось, что благодаря арктической экспедиции на ледокольном пароходе «Челюскин» будет открыта регулярная навигация по Северному морскому пути (эта дорога была нужна для снабжения Дальнего Востока и Сибири необходимыми товарами), и тем самым подтвердятся приоритеты Советского Союза в Арктике.
Возглавил экспедицию Отто Юльевич Шмидт, которому еще в 1932 году удалось успешно пройти на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Этот успех воодушевил руководство страны и способствовал образованию Главного управления Северного морского пути (Главсевморпуть), в задачи которого входило освоить водную дорогу, создав на ее протяжении соответствующую инфраструктуру и жилые поселки.
10 августа 1933 года тысячи людей провожали пароход «Челюскин» из Мурманска во Владивосток. Эта экспедиция на должна была, кроме всего прочего, дать опыт прохода по Северному морскому пути на корабле неледокольного класса. Предполагалось, что пароход, ввиду его неприспособленности к плаванию во льдах, будет сопровождать ледокол «Красин».
Поначалу плавание шло довольно успешно. 15 августа, при первой серьезной встрече с тяжелыми льдами, судно получило повреждения, однако капитан вызвал на помощь «Красин», который пробил ему дорогу, и экспедиция продолжилась. Уже к началу 4 ноября пароход достиг Берингова пролива. Фактически Северный морской путь был пройден, «Челюскин» находился всего в 20 км от свободной воды. Однако уже вечером 4 ноября корабль стало сносить в глубину ледовых полей.
В Чукотском море «Челюскин» вмерз в крупную льдину и дрейфовал вместе с ней несколько месяцев. Ясно было, что корабль не сможет противостоять такому давлению, поэтому за короткое время на лед были спущены люди и грузы. В результате мощнейшего сжатия корабль был раздавлен льдами и 13 февраля 1934 года затонул.
Члены экспедиции провели на льдине два месяца - с 13 февраля по 13 апреля 1934 года. Они разбили палаточный лагерь, где даже построили пекарню и организовали редакцию стенгазеты «Не сдаемся!».
«Мы были уверены, что будем спасены», - писал позже Шмидт. Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Он вылетал на поиски экспедиции 28 раз и только на 29-й нашел ее. При этом Ляпидевский сумел посадить самолет на очень ограниченной площадке 150 на 400 метров в 40-градусный мороз. Первым рейсом удалось вывезти 10 женщин и 2 детей, однако во второй раз у самолета отказал двигатель. Тогда на помощь прибыли другие летчики. К 13 апреля челюскинцы были спасены.
Все летчики, принимавшие участие в спасении полярников, были представлены к званию Героя Советского Союза. Их имена - Анатолий Ляпидевский, Маврикий Слепнев, Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Полярники (в том числе и погибший при затоплении судна Борис Могилевич) были награждены орденами Красной Звезды. За помощь в спасении советских полярников также были награждены двое американцев – бортмеханики Уильям Левери и Клайд Армстед: они получили ордена Ленина.
На выставке «Покоряя Арктику» вы можете увидеть немало экспонатов, посвященных истории легендарного «Челюскина» и других героических экспедиций.
📷Фотография. Челюскинская эпопея. Ледокол «Челюскин», затертый льдами.
Арктика, 1934 г.
#КоллекцияМузеясовременнойисторииРоссии