ВС РФ подтвердил освобождение от НДФЛ при дарении недвижимости между близкими родственниками — вне зависимости от статуса ИП и характера использования имущества
Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2026 № 309-ЭС24-21782 указывает на недопустимость расширительного толкования норм законодательства, определяющих объект налогообложения и основания.
Комментарий специалиста
Доводы определения исходят из недопустимости расширительного толкования норм налогового законодательства и установление различий между режимами налогообложения разных категорий/групп налогоплательщиков на основании критериев, которые не имеют ясного и четкого определения в налоговом законодательстве. Верховный Суд РФ прямо указал, что исключения из установленного режима налогообложения должны быть прямо предусмотрены налоговым законом, в частности критерии исключения или включения тех или иных доходов в объект налогообложения НДФЛ, основания применения льгот по уплате налога должны быть исчерпывающе определены налоговым законом, что в свою очередь исключает учет обстоятельств, прямо не предусмотренных законом как влияющих на режим налогообложения. Применительно к налогообложению доходов, полученных в порядке дарения недвижимого имущества, единственным установленным законом критерием для решения вопроса о том, подлежит или не подлежит такой доход освобождению от НДФЛ, является отнесение дарителя и одаряемого к членам семьи и (или) закрытому исчерпывающему перечню близких родственников. При этом, указывая на определенные виды имущества, в отношении которых возможность освобождения от НДФЛ обусловлена данным критерием (недвижимого имущества, транспортные средства, ценные бумаги, ПФИ, ЦФА, цифровые права, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, цифровые валюты, доли, паи), законодатель не сделал какой-либо более детальной конкретизации и разграничения указанного имущества (например, жилые и нежилые объекты недвижимости, грузовые или легковые транспортные средства) для целей налогообложения, что свидетельствует о том, что правовой статус такого имущества, конкретные функциональные свойства, назначение и цели использования такого имущества не имеют правового значения в данном случае.
Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2026 № 309-ЭС24-21782 указывает на недопустимость расширительного толкования норм законодательства, определяющих объект налогообложения и основания.
Комментарий специалиста
Важность рассматриваемого определения по существу состоит в том, что оно изменяет ранее сложившуюся правоприменительную практику отказа в освобождении от обложения НДФЛ дохода, полученного индивидуальным предпринимателем при дарении ему членами семьи или близкими родственниками недвижимого имущества, которое может быть использовано в предпринимательской деятельности.
управляющий партнер юридической компании ЮКО Юлия ИвановаДо вынесения определения сложился устойчивый подход судов, что безвозмездно полученное индивидуальным предпринимателем имущество, в том числе, по договору дарения, которое по характеру и потребительским свойствам предназначено и используется для ведения предпринимательской деятельности, является внереализационным доходом предпринимателя на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ, вследствие чего в отношении него не может быть использовано освобождение от налогообложения НДФЛ или единого налога по УСН (Постановление АС Поволжского округа от 20.05.2025 по делу № А12-21982/2024, Постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.07.2025 по делу № А67-9093/2024, Постановление АС Северо-Западного округа от 21.05.2024 по делу № А66-11560/2023, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 24.05.2023 по делу № А53-25540/2022, Постановление АС Центрального округа от 01.12.2025 по делу № А35-3890/2024).
Доводы определения исходят из недопустимости расширительного толкования норм налогового законодательства и установление различий между режимами налогообложения разных категорий/групп налогоплательщиков на основании критериев, которые не имеют ясного и четкого определения в налоговом законодательстве. Верховный Суд РФ прямо указал, что исключения из установленного режима налогообложения должны быть прямо предусмотрены налоговым законом, в частности критерии исключения или включения тех или иных доходов в объект налогообложения НДФЛ, основания применения льгот по уплате налога должны быть исчерпывающе определены налоговым законом, что в свою очередь исключает учет обстоятельств, прямо не предусмотренных законом как влияющих на режим налогообложения. Применительно к налогообложению доходов, полученных в порядке дарения недвижимого имущества, единственным установленным законом критерием для решения вопроса о том, подлежит или не подлежит такой доход освобождению от НДФЛ, является отнесение дарителя и одаряемого к членам семьи и (или) закрытому исчерпывающему перечню близких родственников. При этом, указывая на определенные виды имущества, в отношении которых возможность освобождения от НДФЛ обусловлена данным критерием (недвижимого имущества, транспортные средства, ценные бумаги, ПФИ, ЦФА, цифровые права, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, цифровые валюты, доли, паи), законодатель не сделал какой-либо более детальной конкретизации и разграничения указанного имущества (например, жилые и нежилые объекты недвижимости, грузовые или легковые транспортные средства) для целей налогообложения, что свидетельствует о том, что правовой статус такого имущества, конкретные функциональные свойства, назначение и цели использования такого имущества не имеют правового значения в данном случае.