Технологии против геологии


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Новости и СМИ


Анализ рынков энергоносителей от приглашенного профессора РЭШ:
1 Модельные прогнозы цены на нефть
2 Факторы влияния:
- курсы + инфляция
- геополитика
- техносфера
- экология
- межтопливная конкуренция
- ОПЕК + сланцевая революция
3 ключевые события

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Новости и СМИ
Статистика
Фильтр публикаций


Репост из: Родионов
Глобальная мощность систем улавливания, утилизации и хранения CO2 в 2023 г. увеличилась на 7%, а в абсолютном выражении – на 3,4 млн т, до 55 млн т CO2 в год. Cвыше 90% ввода новых CCUS-мощностей (3,2 млн т в год) обеспечили США и Китай. Такие данные в годовом обзоре мировой энергетики приводит Energy Institute со ссылкой на Rystad Energy.

Для сравнения: выбросы углекислого газа от факельного сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) в России в 2023 г. составили 59,4 млн т.

В целом, в отрасли CCUS еще не произошел качественный скачок, который был характерен для ветровой и солнечной генерации в середине 2010-х и систем хранения энергии в 2021-2023 гг.. – в обоих случаях происходило резкое ускорение темпов ввода новых мощностей. В отрасли CCUS такой скачок, скорее всего, будет происходить во второй половине 2020-х, когда в активную стадию войдут крупные проекты, заявленные ранее.

Примером является CCUS-хаб в штате Техас, мощность которого к 2030 г. должна составить 50 млн т CO2 в год, а к 2040 г. – 100 млн т CO2 в год. Проект был заявлен пулом из более чем десяти компаний во главе с ExxonMobil (Air Liquide, BASF, Shell, Calpine, Chevron, Dow, ExxonMobil, INEOS, Linde, LyondellBasell, Marathon Petroleum, NRG Energy, Phillips 66, Valero).

Будущее отрасли будет зависеть от трех ключевых факторов:

Успешной коммерциализации новых технологий: в частности, улавливания CO2 с помощью металлорганических каркасов (MOF), являющихся альтернативой использованию растворов на основе моноэтаноламина (бесцветной жидкости с аммиачным запахом, абсорбирующей углекислый газ);

Жесткости экологического регулирования, в том числе в цементной отрасли, где использование ССUS является единственной возможностью экономии выбросов по Охвату 2 (выбросы от производства конечной продукции);

Появления новых рынков сбыта CO2, крупнейшей сферой применения которого пока что остается закачка в пласт для повышения нефтеотдачи – этот метод используют нефтяные компании, которые, как правило, не закупают CO2 у сторонних поставщиков.


Baker Hughes - количество нефтегазовых буровых в США за неделю:

нефть = 485 (ранее 488 шт)

общее = 588 (ранее 590 шт)

количество буровых нефтегазовых установок в США упало до минимума с января 2022г


Разрешение на экспорт бензина, действующее до 30 июня, возможно, продлят на июль, считают участники отрасли и эксперты. Они полагают, что это не разбалансирует рынок, но власти пока воздерживаются от конкретных заявлений


Спрос на авиационное топливо в США почти достиг уровня доковидного 2019 г.

Одновременно с этим в прошлом году число авиапассажиров в США уже превысило допандемические уровни. Однако данный фактор пока не смог транслироваться в рекордный спрос на авиатопливо из-за повышения эффективности его использования.


Репост из: Высокое напряжение | энергетика
Солнечная генерация в Германии бьет рекорды. Коллеги показывают, как это выглядит на графике.

По прогнозам BloombergNEF, этим летом солнечные батареи будут выдавать на 37% больше электроэнергии, чем годом ранее.

А мы уже писали, к чему это приводит.


НОВАТЭК открыл летнюю навигацию по Северному морскому пути (СМП), отправив по арктическому маршруту первую в этом году партию сжиженного природного газа, следует из данных системы отслеживания судов Goradar.

⠀⠀⠀Перевозку первой летней партии СПГ осуществляет танкер ледового класса Arc7 Eduard Toll, который входит в состав флота проекта «Ямал СПГ». Рбк


Goldman: «Некоторые известные прогнозисты предсказывали, что спрос на нефть достигнет пика к 2030 году, но мы ожидаем, что потребление нефти будет расти до 2034 года».


Репост из: Геоэнергетика ИНФО
Хуситы помогли России монополизировать Суэцкий канал

Совокупный поток нефти и нефтепродуктов, проходящих транзитом по Суэцкому каналу в обоих направлениях, в мае сократился на 34% по сравнению с предыдущим месяцем и на 65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - данные Kpler

Большая часть нефти, проходящей через Суэцкий канал на юг, теперь имеет российское происхождение — 92% в мае

@geonrgru | YouTube | sponsr.ru






Репост из: Неудаща
Йеменские хуситы продолжают нагнетать обстановку в Красном море. На этот раз они затопили угольный балкер Tutor, ходивший под либерийским флагом и принадлежавший Греции. Примечательно в данной атаке то, что она была совершена с помощью безэкипажного катера-камикадзе (с последующим добиванием с воздуха).

Это первый случай использования хуситами БЭК для нападения на проходящие суда — и он вновь поднимает вопрос «Какое оружие еще есть у хуситов и откуда оно там в пустыне материализовалось». Вопросов же по способности США что-то изменить в акватории Красного моря своей операцией «Страж процветания» давно уже не осталось: американцы очевидно не контролируют ситуацию, с трудом спасая даже свои военные корабли, и пока не видно, за счет чего они могут изменить ситуацию. Крупномасштабной операции против хуситов в ходе которой Йемен бы вбомбили в лунный пейзаж и обеспечили безопасность судоходства, как не было, так и нет.

Разумеется, первыми на новое заявленное вооружение йеменцев отреагировали страховщики, вдвое взвинтив стоимость страховки для прохода через неспокойные воды. Цена покрытия коммерческого судна для транзита через Красное море подскочила с 0,3% от общей стоимости судна до 0,6%. Другими словами, судно стоимостью $50 млн должно выплатить страховку на сумму более $300 тыс. за один проход.

Альтернативой по-прежнему остается крюк через мыс Доброй Надежды, что также увеличивает расходы на перевозку и ее сроки, да еще и тормозит оборот контейнеров, что может привести к их дефициту. Мировая морская логистика уже с явным раздражением смотрит на США, от которых ждали решения вопроса — а у тех одновременно на Украине трещит фронт, Тайвань и Израиль просят поставок, многочисленные требования европейских партнеров по НАТО, постепенная утрата позиций в Африке, где последний надежный союзник — Кения — и тот осудил изъятие российских активов во время швейцарского саммита, требующий внимания и вложений проект AUKUS, венесуэльско-гайанские трения, угрожающие интересам американских нефтяных компаний в регионе...

Одним словом, незавидное положение. И у США, и у мировой индустрии морских грузоперевозок. Особенно в условиях, когда хуситы демонстрируют невероятный технологический прогресс.


Репост из: Родионов
Китай переживает бум новых проектов по добыче угля, которые позволят снизить зависимость от импорта: если в 2021 г. в КНР были заявлены проекты общей мощностью 124 млн т угля в год, то в 2022 г. – проекты на 360 млн т в год, а в 2023 г. – на 578 млн т в год, согласно данным Global Energy Monitor.

При этом за весь период 2021-2023 гг. в стране были введены в эксплуатацию новые шахты и разрезы общей мощностью 474 млн т угля в год. Для сравнения: импорт бурого и каменного угля в КНР в 2023 г. достиг 474 млн т, согласно данным проекта Trade Map, являющегося агрегатором таможенной статистики.

Это не опечатка: годовой объем импорта угля в КНР действительно совпадает с общей проектной мощностью шахт и разрезов, введенных в эксплуатацию в 2021-2023 гг.

Опыт российских проектов – в том числе Эльгинского месторождения Якутии – показывает, что между началом добычи угля и выходом на проектную мощность проходит не один год. Однако бум новых проектов уже сейчас позволяет Китаю ужесточать условия импорта: неслучайно с 2024 г. начали действовать пошлины на импорт энергетического и коксующего угля величиной в 6% и 3% соответственно.




Репост из: Родионов
👆Структура мирового энергобаланса в период с 1800 по 2020 гг.

Нетрудно заметить три энергоперехода: от дров – «традиционной биомассы» – к углю (середина XIX века); от угля – к нефти и газу (середина XX века); от нефти и газа – к ВИЭ (начало XXI века).

Источник данных – портал Our World in Data со ссылкой на ежегодник Energy Institute (в прошлом – BP) и подсчеты Вацлава Смила, представленные в книге Energy Transitions: Global and National Perspectives.


Уважаемый Александр Собко в своем недавнем интересном посте отметил про цены на нефть, что «котировка поддерживается скорее выше, чем средняя себестоимость сланцевой добычи.
Получается — инфляция растёт, а цены на нефть живут своей жизнью, ведь даже пока умеренный рост инфляции не компенсирует ту ценовую премию которую создал ОПЕК+.»

Я бы хотел подтвердить это умозрительное умозаключение цифрами. Во-первых, на эту проблематику в своем rel='nofollow'>отчете еще в начале 2024 г. указывал Всемирный Банк (ВБ), удивляясь, почему цены на коммодитиз еще на 40% выше, чем среднее за 2015-2019 гг.

Во-вторых, по моим расчетам средняя цена на нефть марки Brent за указанный период составила $74/б в ценах 2024 г., что на $10 ниже средней ожидаемой цены за текущий год. Можно ли списать эту разницу на премию, которая создает ОПЕК+?

Для этого я бы предложил не демонизировать роль ОПЕК+, а взглянуть на среднегодовой баланс мирового рынка нефти, который формируется всеми участниками рынка, а не только ОПЕК. За рассматриваемую пятилетку по данным EIA зафиксирован профицит рынка в размере 0.3 мбс, в то время как в текущем году ожидается дефицит в 0.5 мбс, который сложится, преимущественно, благодаря сокращению добычи ОПЕК+.

Каково воздействие на цену нефти разницы в балансах рынка в 0.8 мбс = 0.3 + 0.5?

Согласно методике ВБ, каждый убранный с рынка 1 мбс повышает цену на 14%. Несложно посчитать, что $74 * (1 + 14% * 0.8) = $82/б. Разницу с ожидаемой ценой в $2 можно списать на геополитическую премию и другие нефундаментальные факторы.
Таким образом, сложно согласиться, что цена на нефть не растет под воздействием инфляции. За рассмотренную пятилетку номинальная цена составила $57/б. Следовательно, переход к текущей цене $84 - $57 = $27 можно разложить на компоненты следующим образом:
- инфляция $17 = $74 - $57
- баланс рынка $8
- геополитика $2.

Хотя расчет верен с точностью до методики и исходных данных, из него видно, что вклад инфляции в рост цены в 2 раза выше, чем фундаментальных факторов. Вместе с тем, если влияние ОПЕК оценивать по объему свободных мощностей, которые оцениваются в 5 мбс, то вклад этой организации в рост цены на нефть, несомненно, будет решающим.


Репост из: Графономика
Для Индии – торговля с Россией невероятно выгодный процесс. Мало того, что дефицитные нефть и уголь поступают со скидками, так еще и выручка оказывается запертой в азиатской стране. При этом Россия формирует самый большой торговый дефицит из всех стран торговых партнеров Индии.

Для российских компаний, продающих товар на внутренний рынок – это вынужденные портфельные инвестиции в рупиевые депозиты и ценные бумаги. С начала СВО в Индию из России уже отгружено товаров общей стоимостью более 100 млрд долларов, какую часть из этих средств удалось конвертировать в рубли и каким путем – тайна.

В то же время, если бы торговать с индийскими компаниями было не выгодно, то российские товары поехали бы в другие страны (или не поехали, как сейчас уголь). Это значит, что российские экспортеры получают какие-то дополнительные, уникальные условия, нивелирующие неудобство от неконвертируемости рупии. Например, возможности для прямых инвестиций или торговлю на подсанкционных рынках через индийские прокси и т.д.








Репост из: Proeconomics
В Китае появилась надежда на преодоление промышленной дефляции.
Индекс отпускных цен производителей (PPI) в мае 2024 г. продолжал оставаться на отрицательной территории 20-й месяц подряд, однако глубина спада сохраняла тенденцию к уменьшению. Значение индекса PPI в мае в годовом исчислении составило минус 1,4% (показатель апреля – минус 2,5%), в сравнении м/м индекс PPI впервые с сентября 2023 г. показал рост на 0,2%.
(график – мониторинг Института ВЭБ)

Показано 20 последних публикаций.