Репост из: НЕЗЫГАРЬ
1. Министр финансов Силуанов в канун голосования по выборам Президента РФ публично вернулся к социально чувствительной идее гальванизировать «большую приватизацию». Ее проект, предусматривающий распродажу тридцати крупнейших прибыльных госкомпаний, Минфин направил в Правительство в конце 2023 года. Тогда он был отложен в связи с крайне негативной общественной реакцией и отсутствием со стороны инициаторов убедительных расчетов, доказывающих необходимость такого шага в государственных интересах на фоне СВО. В таком же стиле сегодня Силуанов призывает «скорректировать план приватизации, чтобы госбюджет получил 100 млрд руб дополнительно», избегая предоставления внятных аргументов.
2. Заявление министра выглядит странно, поскольку по «Госпрограмме приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (действует с 1992) именно его ведомство правомочно вносить изменения в состав распродаваемых объектов. Исключение — так называемая «большая приватизация»,которая затрагивает стратегические предприятия (Алроса, Транснефть, Аэрофлот, ВТБ, Роснефть и др) и проводится по решению Правительства. Госпрограмма приватизации регулярно не выполняется на протяжении всего периода ее существования вследствие, в частности, достаточно пассивной позиции профильного Минфина, не способного заинтересовать бизнес малоприбыльными или убыточными объектами, требующими инвестиций.
3. В этой ситуации инициатива Минфина возобновить распродажу прибыльной госсобственности в режиме умолчания по примеру 90-х выглядит лоббистской попыткой обеспечить интересы крупнейших инвесторов, потерявших часть прибыли в результате санкций и ужесточения налогообложения и валютного регулирования. Они были вынуждены вернуть в страну из офшоров корпоративные капиталы (не менее 50 млрд дол за последние два года) и теперь ищут пути недорого и оперативно вложить их в гарантировано доходные госактивы. В результате таких комбинаций финансовые потоки, ранее направляемые в бюджет на общественные нужды, будут перераспределены в пользу частных корпораций.
4. Такие выводы подтверждают финансовые итоги предшествующих этапов большой приватизации. Согласно данным Минфина в 2023 в федеральный бюджет от госкомпаний поступило более 630 млрд руб дивидендов. Это означает, что вторую половину выплат — 630 млрд руб - получили частные собственники, включая приватизаторов и бенефициаров из преимущественно американских инвестфондов. Исходя из многолетних средневзвешенных депозитных ставок в 8-12%, получить такую прибыль возможно лишь при объеме вложенного капитала в 6-7 трлн. Такие суммы от распродажи госсобственности в казну никогда не поступали, объемы поступлений были десятикратно меньше. Соотношение доходности проданных объектов и полученных разовых выплат от приватизации с ясно показывает ее несостоятельность. На фоне этого анализа призывы продолжить распродажу госсобственности выглядят в высшей степени неубедительно и по существу означают попытку лишить госбюджет значительной части доходов. Это вряд ли будет способствовать задаче укреплять социальную стабильность в преддверие дня голосования по выборам Президента РФ, что вызывает серьезное недовольство во внутриполитическом блоке исполнительной власти.
2. Заявление министра выглядит странно, поскольку по «Госпрограмме приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (действует с 1992) именно его ведомство правомочно вносить изменения в состав распродаваемых объектов. Исключение — так называемая «большая приватизация»,которая затрагивает стратегические предприятия (Алроса, Транснефть, Аэрофлот, ВТБ, Роснефть и др) и проводится по решению Правительства. Госпрограмма приватизации регулярно не выполняется на протяжении всего периода ее существования вследствие, в частности, достаточно пассивной позиции профильного Минфина, не способного заинтересовать бизнес малоприбыльными или убыточными объектами, требующими инвестиций.
3. В этой ситуации инициатива Минфина возобновить распродажу прибыльной госсобственности в режиме умолчания по примеру 90-х выглядит лоббистской попыткой обеспечить интересы крупнейших инвесторов, потерявших часть прибыли в результате санкций и ужесточения налогообложения и валютного регулирования. Они были вынуждены вернуть в страну из офшоров корпоративные капиталы (не менее 50 млрд дол за последние два года) и теперь ищут пути недорого и оперативно вложить их в гарантировано доходные госактивы. В результате таких комбинаций финансовые потоки, ранее направляемые в бюджет на общественные нужды, будут перераспределены в пользу частных корпораций.
4. Такие выводы подтверждают финансовые итоги предшествующих этапов большой приватизации. Согласно данным Минфина в 2023 в федеральный бюджет от госкомпаний поступило более 630 млрд руб дивидендов. Это означает, что вторую половину выплат — 630 млрд руб - получили частные собственники, включая приватизаторов и бенефициаров из преимущественно американских инвестфондов. Исходя из многолетних средневзвешенных депозитных ставок в 8-12%, получить такую прибыль возможно лишь при объеме вложенного капитала в 6-7 трлн. Такие суммы от распродажи госсобственности в казну никогда не поступали, объемы поступлений были десятикратно меньше. Соотношение доходности проданных объектов и полученных разовых выплат от приватизации с ясно показывает ее несостоятельность. На фоне этого анализа призывы продолжить распродажу госсобственности выглядят в высшей степени неубедительно и по существу означают попытку лишить госбюджет значительной части доходов. Это вряд ли будет способствовать задаче укреплять социальную стабильность в преддверие дня голосования по выборам Президента РФ, что вызывает серьезное недовольство во внутриполитическом блоке исполнительной власти.