Юлиус Эвола о магнетизме любви
Итальянский традиционалист Юлиус Эвола оставил колоссальное наследие, высказавшись, наверное, по всем вопросам бытия, имеющим сколь-либо важное значение. Мыслитель не обошел вниманием и такую значимую сферу жизни, как межполовые отношения. В работе «Метафизика пола» (1958) барон Эвола проанализировал проблемы сексуальности через призму эзотерических традиций и учений. Один из наиболее ярких фрагментов этой книги касается эволианского объяснения того, что из себя представляет любовь. Переходя от описания грубых, плотских, примитивно-физических форм эроса к метафизической доктрине пола, Эвола останавливается на феномене «магнетизма любви», утверждая, что объяснено оно может быть только «само из себя». Приведя в пример дальневосточное понимание связи мужчины и женщины как активизацию «нематериальной энергии цзин» и ренессансное представление о «любовной лихорадке», барон пишет:
«Можно смело говорить просто о "магнетическом состоянии". К.Моклэр именно этим состоянием объясняет гиперестезию влюбленных – ни плотскую, ни духовную, но и ту и другую вместе, которая оказывается совершенно независимой от текущей морали. Магнетические основания, единственно верные, остаются тайными, их порой не замечают сами любящие: если спросить их о "причинах" своей любви, они ссылаются на случайные совпадения, которые, собственно, бессознательно подчинены невидимым законам. Мужчина любит женщину не потому, что она красива, желанна или умна, изящна, и не из чистой похоти. Все эти объяснения не объясняют ничего. Он любит, потому что любит, вне всякой логики – это и есть признак "магнетизма" любви».
Иными словами, именно сущностно присущий эросу магнетизм становится подлинным основанием всякой любви, которая может быть платонической, материально-физической или комбинацией этих двух видов. Утрата этого естественного магнетизма ведет к прекращению подлинной любовной связи мужчины и женщины, превосходящей сентиментальный романтизм. Согласно Эволе, любовный магнетизм возникает спонтанно, а что будет дальше – «зависит от нас самих». Так или иначе, это вопрос, значительно превосходящий материально-физическую плоскость.
В той же работе Эвола пишет: «Если физический контакт есть просто проявление силы чистой полярности, то действие двух фантазий приносит именно "экзальтацию" и ту или иную степень изменения сознания», и добавляет: «Именно на этом основана оперативная половая магия».
В наше мрачное время сугубо физического, биологического отношения к любви, глубокий взгляд Юлиуса Эволы помогает вспомнить о более возвышенном, инициатическом аспекте этого феномена жизни.
Дмитрий Моисеев для Zentropa Orient Express
Итальянский традиционалист Юлиус Эвола оставил колоссальное наследие, высказавшись, наверное, по всем вопросам бытия, имеющим сколь-либо важное значение. Мыслитель не обошел вниманием и такую значимую сферу жизни, как межполовые отношения. В работе «Метафизика пола» (1958) барон Эвола проанализировал проблемы сексуальности через призму эзотерических традиций и учений. Один из наиболее ярких фрагментов этой книги касается эволианского объяснения того, что из себя представляет любовь. Переходя от описания грубых, плотских, примитивно-физических форм эроса к метафизической доктрине пола, Эвола останавливается на феномене «магнетизма любви», утверждая, что объяснено оно может быть только «само из себя». Приведя в пример дальневосточное понимание связи мужчины и женщины как активизацию «нематериальной энергии цзин» и ренессансное представление о «любовной лихорадке», барон пишет:
«Можно смело говорить просто о "магнетическом состоянии". К.Моклэр именно этим состоянием объясняет гиперестезию влюбленных – ни плотскую, ни духовную, но и ту и другую вместе, которая оказывается совершенно независимой от текущей морали. Магнетические основания, единственно верные, остаются тайными, их порой не замечают сами любящие: если спросить их о "причинах" своей любви, они ссылаются на случайные совпадения, которые, собственно, бессознательно подчинены невидимым законам. Мужчина любит женщину не потому, что она красива, желанна или умна, изящна, и не из чистой похоти. Все эти объяснения не объясняют ничего. Он любит, потому что любит, вне всякой логики – это и есть признак "магнетизма" любви».
Иными словами, именно сущностно присущий эросу магнетизм становится подлинным основанием всякой любви, которая может быть платонической, материально-физической или комбинацией этих двух видов. Утрата этого естественного магнетизма ведет к прекращению подлинной любовной связи мужчины и женщины, превосходящей сентиментальный романтизм. Согласно Эволе, любовный магнетизм возникает спонтанно, а что будет дальше – «зависит от нас самих». Так или иначе, это вопрос, значительно превосходящий материально-физическую плоскость.
В той же работе Эвола пишет: «Если физический контакт есть просто проявление силы чистой полярности, то действие двух фантазий приносит именно "экзальтацию" и ту или иную степень изменения сознания», и добавляет: «Именно на этом основана оперативная половая магия».
В наше мрачное время сугубо физического, биологического отношения к любви, глубокий взгляд Юлиуса Эволы помогает вспомнить о более возвышенном, инициатическом аспекте этого феномена жизни.
Дмитрий Моисеев для Zentropa Orient Express