Образование по-другому


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Education


Мы видим образование по-другому.
Приглашаем к партнерству экспертов отрасли, вузы, EdTech.
Контакт для связи — @educate_differently_bot

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Education
Statistics
Posts filter


Продолжаем рассказывать об опыте университетов, участвующих в пилотном проекте по трансформации высшего образования

Второй спикер – Михаил Погосян, ректор Московского авиационного института

С рассказом ректора Университета МИСИС Алевтины Черниковой вы можете ознакомиться здесь

Образование по-другому -> @newwayofedu


В аспекте обсуждения темы формирования нового фундаментального ядра высшего образования ведутся споры о том, что собственно этим ядром может являться? А как думаете вы: фундаментальное ядро высшего образования – это ...
Poll
  •   набор обязательных для всех базовых дисциплин типа истории, математики, биологии
  •   дисциплины, формирующие представления о базовых человеческих ценностях и мироустройстве
  •   навыки, необходимые и актуальные в данный момент (крит. мышл., медиаграмотность, аналитич. мышл.)
  •   навыки, которе отличают человека с ВО (вне зависимости от направления подготовки универсальные)
  •   базовый набор знаний, навыков в рамках конкретного направления подготовки специалиста с ВО
  •   некий пул компетенций, который получают студенты всех направлений подготовки одновременно (1-2 курс)
68 votes


В собственном подкасте ректор СибГМУ Евгений Куликов поговорил с директором Центра трансформации образования МШУ Сколково Ольгой Назайкинской о том, какие специалисты сейчас создают университет будущего

Ректор СибГМУ Евгений Куликов признался, что сам является выпускником Школы ректоров, где Ольга Назайкинская является директором образовательных программ.

Гостья подкаста отметила, что для нее ректор, управленец в высшем образовании – это в первую очередь лидер развития, трансформации университета. И самая важная характеристика такого специалиста – это субъектность, когда у человека есть собственная проактивная позиция. Кроме того, важна способность формулировать долгосрочное стратегическое видение, выработать в длинном горизонте видение – какой университет строим к чему его ведем. Третья важная составляющая – системность, способность мыслить системно и удерживать много разных контекстов и факторов, связывать их между собой и видеть университет как целостную систему.

Также спикеры обсудили, исходя из этого фокуса внимания, отличия зарубежных и российских университетов. Ольга Назайкинская заметила, что проблемы университетов заключаются не столько в недофинансировании или других вопросах, лежащих на поверхности. Часто ключевая боль – отсутствие достаточного количество смелости в принятии решений.

«Да ресурсы - это важно, но они не работают без идей и без системы поддержки людей с точки зрения системности этой поддержки», – Ольга Назайкинская.


А какие интересные подкасты или блоги, которые ведут ректоры российских вузов, вы знаете? Будем рады вашим рекомендациям в комментариях.

Образование по-другому -> @newwayofedu

865 1 10 1 15

В серии карточек представители университетов, участвующих в пилотном проекте по трансформации высшего образования, расскажут об актуальных потребностях и достижениях проекта

Первый спикер – Алевтина Черникова, ректор Университета МИСИС

Образование по-другому -> @newwayofedu


Ранее мы рассказывали о ПМЭФ и форуме U-NOVUS, на которых обсуждалась судьба высшего образования. В рамках дискуссии неоднократно звучало понятие «технологическое предпринимательство». О нем поговорим в нашей постоянной рубрике «Глоссарий образования»

Технологическое предпринимательство – это инвестирование разного рода ресурсов в специфические, новые, «непривычные» для бизнеса активы, которые основаны на самых современных достижениях в области науки и техники. Здесь мы говорим об инвестировании не только финансов, но и, например, человеческого капитала, интеллектуального ресурса, инфраструктурных возможностей.

Важная задача и одновременно проблема предпринимателей такого типа – сбалансировать технологическую сложность, финансовую затратность идеи и рыночную состоятельность продукта. Не всякая технология станет востребованной и успешной на рынке, но вкладываться в нее нужно уже на этапе старта разработки, когда конечный результат еще неизвестен.

На этом противоречии отчасти основано взаимодействие университетов и бизнеса. Первые имеют возможность на базе своей инфраструктуры обеспечивать стартовый период исследований и разработки. Вторые – выбрать и актуализировать под реальный запрос рынка некоторый набор представленных технологий.

Связанным с технологическим предпринимательством понятием является и «технологический стартап». Под ним понимают разработку и развитие принципиально новых продуктов для рынка. Здесь, по словам участников ПМЭФ, происходит тесная интеграция усилий государства, университетов и научных центров, бизнеса. Государство при помощи грантов и конкурсов поддерживает молодых ученых, университеты создают условия для проведения исследований на базе собственной инфраструктуры вузов, бизнес поддерживает, а иногда и «забирает себе» те разработки, которые соответствуют видению компании.


#глоссарийобразования

Образование по-другому -> @newwayofedu


Горизонт-2030 в высшем образовании — интенсивная подготовка кадров, в том числе для инженерных отраслей экономики. Без этого технологического суверенитета не достичь

Обсуждение этой темы состоялось на площадке ПМЭФ от Минобрнауки РФ. В рамках деловой программы стенда Минобрнауки внимание было сфокусировано на вопросах развития инженерных отраслей экономики, связанном с этим образовательном секторе. Все площадки рассматривались в контексте тех задач, которые стоят перед страной в обеспечении технологического суверенитета.

Среди экспертов и спикеров – представители Минобрнауки, аппарата Госдумы, Правительства, Социоценра. А также ряд ректоров технических/инженерных университетов, большой пул представителей индустрии, крупных корпораций, холдингов, региональной власти.

Одной из важных линий обсуждения стал пилотный проект по изменению уровней высшего образования РФ. Руководители вузов-участников «пилота» рассказали о промежуточных результатах реализации проекта. Модератором дискуссионной панели «Горизонт-2030: переход к новой модели высшего образования» выступил ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

Он подчеркнул, что многообразие моделей образовательных программ, которое сейчас есть в университетах, обусловлено региональной, отраслевой, экономической спецификой вуза. Задача пилотного проекта в том числе — заложить изменения, необходимые для предстоящей трансформации, в законодательное поле.

«Несмотря на то, что в «пилоте» шесть университетов, мы все сотрудничаем с другими вузами: чтобы менять образование, не нужно попадать в указ президента. Если вам интересно включиться в этот процесс со своими программами – включайтесь. Это уникальный шанс, который нам дает учредитель: самим, вместе с партнерами, проектировать ту систему, которая будет правильной. Мы этим шансом должны воспользоваться», – Эдуард Галажинский.


Образование по-другому -> @newwayofedu


Одна из основных задач пилотного проекта по трансформации высшего образования – устранить разрыв между рынком труда и образованием

Об этом говорили сегодня на панельной сессии «Квалификации будущего: рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в условиях технологических изменений» на ПМЭФ. К дискуссии были приглашены представители органов власти, руководители вузов, представители платформ по поиску работы, а главное – работодатели, которые озвучили свои боли и потребности.

Выступающие подчеркнули, что сейчас на рынке труда наблюдается достаточно высокий уровень безработицы. Из более 4 млн выпускников, около 1 млн – экономисты и юристы. При этом многие лидеры, например, финансового рынка признаются, что далеко не всегда готовы брать кандидата на работу сразу после университета.

Работодатели, особенно гиганты рынка, как правило, заинтересованы в изменении системы образования для более качественной подготовки специалистов. Более того, они активно развивают собственные программы: создают и поддерживают работу профильных классов в школах городов присутствия предприятия; содержат собственные колледжи; выводят студентов на продолжительные практики у себя на рабочих местах; разрабатывают собственные программы переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Отметим, что, несмотря на, казалось бы, параллельность работы вузов и предприятий, заметны переклички в основных тенденциях. И те и другие говорят: о необходимости большего количество практики студентов на реальных рабочих местах, о необходимости внедрения вариативных сроков обучения, о потребности сближения образования и самых современных технологий, которые есть на предприятии и т.д.

Экспериментальные модели «пилота» предлагают образовательные программы с вариативным уровнем квалификаций, но сложить это в цельную картину можно только при активном участии лидеров отрасли.

Подводя итог, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации Антон Котяков подчеркнул, что все выступающие делали акцент на синергии бизнеса и образования. По результатам исследований было выявлено, что эффективность такой совместной работы – 80-85% трудоустройства выпускников на выходе. В учреждениях, которые не имеют ориентации на конкретного работодателя и такой тесной интеграции – 50-55%.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Контуры трансформации высшего образования в России начинают вырисовываться

5 июня ректор ТГУ Эдуард Галажинский рассказал Совету Федерации о реализации пилотного проекта по обновлению системы высшего образования в ТГУ. С момента его старта прошел год, за это время был инициирован ряд важных дискуссий, запущены исследования и начаты принципиальные изменения.

1️⃣ Вариативные сроки обучения. В ТГУ были проведены консультации с профессиональным сообществом и ассоциациями работодателей, чтобы определить, какой срок обучения в университете является оптимальным. Ориентиром для определения срока обучения была выбрана национальная рамка квалификаций.

2️⃣ Определение содержания образования. Важнейший вопрос – кто определяет чему учить? В ходе дискуссий поддержали мнение: это должны делать лидеры отрасли, потому что они больше всех заинтересованы в качественных специалистах. ТГУ в рамках «пилота» сотрудничает с банковской сферой, предприятиями нефтехимии, аграрной отраслью.

3️⃣ Изменение нормативной базы. Каждое направление обсуждений сопровождается институциональной проработкой, т.е. на входе предполагается, как под каждое преобразование должна измениться нормативная база (контроль распределения контрольных цифр приема, финансирование обучения и т.д.).

«Мы нащупали те решения, которые принципиально изменяют отрасль. Это тоже не есть изобретение механизмов на ходу. Начиная с covid, мы проводили исследования, чтобы понять, что происходит с образованием, с его качеством и какие требования у работодателей. Поэтому, на мой взгляд, это осмысленное и сложное движение вперед». – Эдуард Галажинский.


ℹ️Напомним, ТГУ в 2023 г. стал одним из вузов-участников пилотного проекта по совершенствованию системы российского высшего образования. По замыслу, вместо международного стандарта в РФ предлагается разработать собственную модель высшего образования. В рамках «пилота» ТГУ запустил 13 программ. В них вуз реализует среди прочего модель так называемых микроквалификаций, позволяющих студентам работать с первых курсов.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Forward from: Минобрнауки России
Пилотный проект по обновлению системы высшего образования показал целесообразность выделения единого ядра в образовательных программах соответствующих областей

Об этом Глава Минобрнауки России Валерий Фальков сказал на пленарном заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа».

В качества примера Министр привел опыт Санкт-Петербургского горного университета, который включил в единое ядро своих пилотных программ 12 дисциплин, принципиально важных для получения инженерной профессии.

💬 «Единое ядро создаст два важных эффекта для системы высшего образования в целом. Во-первых, позволит обеспечить общее образовательное пространство от Калининграда до Камчатки независимо от вуза, его ведомственного подчинения и других факторов. Во-вторых, создаст новые возможности для студенческой мобильности и быстрого формирования сетевых программ», — сказал Валерий Фальков.

За последние годы по запросу работодателей вузы открыли уже больше сотни сетевых программ. На них студенты региональных вузов получают возможность использовать ресурсы ведущих университетов страны для подготовки по актуальным для отраслей региона профессиям, например в сфере судо- и авиастроения, пояснил глава Минобрнауки.


Томский государственный университет и Большой университет Томска развивают механизмы интеграции высшего образования с бизнесом и промышленностью

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский считает, что в вузах инновационный процесс как базовый институционализируется сложно, нужна системная работа с изменением процедур, практик, людей другого типа. Появляются взаимовыгодные сообщества типа инжиниринговых центров, где университеты — соучредители, а предприниматели, используя ресурсы и знания университетов, выстраивают работу с компаниями на другом языке, в более гибком режиме.

Как мы видим механизмы интеграции всех участников процесса? Первое — трансформация самих университетов. Такие программы развития как «Приоритет», «Передовые инженерные школы» позволяют вузам с экспертной поддержкой выстроить совершенно новый процесс перевода знаний в инновации. Вторая системная вещь — формирование и становление университетов как экосистем. Если заходить в технологическое предпринимательство, невозможно в старых стенах эту форму сложить. Третий момент — проекты с лидерами высокотехнологичных отраслей. Если не создаются такие проекты, то не появляется амбициозных задач на стыке технологий, перспективы прорывных студентов для студентов, стартапов. Последнее — новая модель образования, потому что партнеры, включаясь в постановку задачи образования, начинают влиять на процессы, по-другому формулировать требования подготовки. Тогда меняется представление о фундаментальности, качество подготовки. — Эдуард Галажинский.


▶️ Полная запись встречи с участием представителей крупного бизнеса, власти и университетов доступна по ссылке.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Губернатор Владимир Мазур на пленарной сессии форума U-NOVUS, который проходит сегодня в Томске, сообщил о готовности региональной власти налаживать взаимодействие бизнеса, науки и промышленности

Он отметил, что Томская область сильна своими разработками в таких сферах как микроэлектроника, малотоннажная химия, связь, медицина, беспилотные авиасистемы. Уже сейчас школьников и студентов при поддержке властей активно вовлекают в современную, актуальную научную деятельность.

В своем послании Владимир Путин ставит задачу технологического суверенитета. Мы комплексно эту задачу решаем. При этом томский научно-образовательный центр решает сопутствующие задачи: как сократить путь внедрения технологий, как подготовить специалистов, которые владеют этой квалификацией. Без бизнес-партнеров мы не достигнем поставленных целей. Одной из основных своих задач как губернатора я вижу привлечение в регион инвесторов на главном направлении технологического развития. Сегодня на форуме руководители более 100 технологических предприятий, представители госкорпораций приглашены, в том числе, для того, чтобы проекты наших студентов стали частью этого процесса. Томская область всегда была и будет передовой в части научных достижений. Моя задача — быть в тесном взаимодействии всех институтов, которые я сейчас перечислил. — Владимир Мазур.


Запись пленарной сессии «Управление технологическим развитием – объединив усилия: университет, бизнес и государство» доступна по ссылке.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Выступая на пленарной сессии форума U-NOVUS, министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков подчеркнул важность таких событий для сближения высшего образования с рынком труда.

Задача государства состоит в создании возможностей для эффективного сотрудничества ученых, инженеров и технологических предпринимателей.

Особенность площадки состоит в том, что крупный бизнес, реальные компании приехали не в качестве спонсоров, а в качестве настоящих партнеров, заинтересованных в том, чтобы посмотреть, какие проекты можно поддержать. Нельзя забывать, что миссия университета — больше, чем подготовка кадров. Как минимум в нее входит еще и технологическое развитие страны. Технологическое развитие России немыслимо без университетов. Это другой вид деятельности, требующий напряжения сил, концентрации усилий, интересов большой группы людей. Это сопряжено с подготовкой кадров. И этим миссия университета не исчерпывается. Университеты отвечают за гармоничное пространственное развитие страны. — Валерий Фальков.


Полная запись панели с участием Валерия Фалькова, губернатора Томской области Владимира Мазура, заместителя председателя правления «Газпромбанка» Дмитрия Зауэрса, ректора ТГУ Эдуарда Галажинского и других спикеров доступна по ссылке.

Образование по-другому -> @newwayofedu


🔥 Уже через час в Томске стартует пленарная сессия «Управление технологическим развитием — объединив усилия: университет, бизнес и государство», в которой примет участие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Напомним, сессия проходит в рамках Всероссийского форума молодых ученых и предпринимателей U-NOVUS.

➡️ Трансляция здесь


На форуме молодых ученых и предпринимателей U-NOVUS в Томске обсудят взаимодействие образования, бизнеса и государства

В открытии форума и пленарной сессии «Управление технологическим развитием — объединив усилия: университет, бизнес и государство» примет участие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

❗️Сессия начнется 31 мая в 10:30 (тск). Трансляция и запись будут доступны в группе ВК ТГУ.

ℹ️Форум молодых ученых и предпринимателей U-NOVUS 2024 проходит в Томске с 29 мая по 1 июня 2024 г. при поддержке Минобрнауки РФ и администрации Томской области. Генеральным партнером выступает российская инвестиционная компания ПАО АФК «Система» (MOEX: AFKS), программным оператором – ТГУ.

Образование по-другому -> @newwayofedu


В продолжение темы фундаментального ядра образования наша рубрика «Глоссарий образования»

В прямом эфире с Еленой Сухановой, директором Института образования ТГУ, проблематизирована тема поиска новой фундаментальности, о которой мы тоже уже говорили выше. Сделаем еще несколько важных дополнений к понятию в связи с новыми обсуждениями в экспертных сообществах.

Как мы говорили ранее, определить наполнение понятия «фундаментальное ядро» важно, в том числе, с точки зрения преодоления разрыва между образованием и реальным сектором экономики. Для этого необходимо понимать, чего ждет работодатель от профессионала в своей сфере, обладающего высшим образованием. А самой системе высшего образования необходимо определиться – какие традиции и новаторства должны составить основу фундаментальности, а значит и основу всего высшего образования.

В дискуссии относительно основных понятий и целей пилотного проекта активное участие принимают шесть вузов участников, в том числе ТГУ. Так, Лаборатория философии образования Института образования ТГУ проанализировала философские теории, чтобы найти основание определения ядра фундаментальности. И главная развилка, которая была обозначена: фундаментальность – это некий «склад», совокупность знаний, или фундаментальность – это специфика мышления?

В связи с этим можно условно наметить различия в трактовках «западных» и «восточных» вузов. Первые употребляют понятие «ядро», утверждают, что готовят междисциплинарного исследователя. Вторые – скорее, готовят студента как человека, имеющего активную гражданскую позицию, принимающего ценности того общества, в котором он находится. Отметим, что подход к фундаментальности как типу мышления требует гораздо менее регулярного пересмотра стандартов, т.к. наши представления о мышление меняются медленнее, чем знание о мире.

В целом, изменения понятия фундаментальности могут быть обоснованы переходом от одной модели образования к другой. По мнению исследователей, ключевое преобразование – меняется сама характеристика человека, которого готовит система образования. Он должен быть проактивным, готовым к изменениям, уметь работать со сложностями, должен, в конечном счете, быть самостоятельным. Современный человек существует в когнитивно сложном мире, к тому же быстро меняющемся, и конечно вынужден на это реагировать.

Критерием успешности в таком подходе становится не столько количеств знаний и точность воспроизведения усвоенного, сколько инновационность, креативность мышления, умение от этого образца отойти. Т.е. выпускника университета отличает не готовность к изменениям (это уже само собой разумеется), но культура поведения внутри этих изменений.

#глоссарийобразования

Образование по-другому -> @newwayofedu


Forward from: Преобразование образования
«У системы высшего образования начался период серьезного концептуального, содержательного переосмысления». О пилотном проекте трансформации системы высшего образования мы поговорили с директором Института образования ТГУ Еленой Сухановой.

«Основная проблема пилотного проекта – как совместить в одной программе задачу сохранения, усиления фундаментального ядра и практикоориентированность. Никогда этот вопрос не ставился, потому что сами по себе наука и образование считались фундаментальным содержанием. Сейчас изменилась позиция исследователя. Для современной науки важно понимание ценностного каркаса исследователя, культуры исследования.

Большая проблема с пониманием перспектив развития мира в целом и образования в частности. Кроме того, обсуждать фундаментальность, которая отличает выпускника университета от выпускника профессионально образования, невозможно в дисциплинарном поле. А в каком поле – пока непонятно». – Елена Суханова.


Подробнее смотрите в записи эфира ⬇️
https://www.youtube.com/watch?v=f2NKPiMVx8s


В новой рубрике «Опыт университетов» продолжим тему индивидуализации образования

На базе ИжГТУ состоялась III Всероссийская онлайн-конференция «Цифровизация инженерного образования». В продолжение темы гибкости, индвидуализации образования, которую мы затрагивали в ряде постов выше рассказываем о том, как это направление реализовано в ижевском университете.


Ведущий научный сотрудник кафедры «Строительные материалы, механизация и геотехника», главный специалист отдела аналитической и методической работы ИжГТУ имени М.Т. Калашникова Анастасия Гордина выделила несколько основных направлений:

✅Допквалификации
Внедряется возможность получения нескольких квалификаций в период обучения. Вторая квалификация может быть реализована как в рамках программы ДПО, так и в качестве второй специальностях в рамках ФГОС ВО. Всем направлениям подготовки, которые не заточены под IT-специальности, предлагается пройти факультатив, позволяющий повысить их цифровую грамотность, цифровую культуру. Студенты получают дополнительный образовательный блок, который можно будет укомплектовать в программу повышения квалификации, предложить несколько направлений в рамках программы переподготовки. На выходе студенты могут получить смежную программу переподготовки, которая связана с современными отраслями.

✅Смешанный формат обучения
На уровне магистратуры реализована программа «Цифровое строительство». Предложена образовательная программа, которая позволяет за счет широкого выбора элективных дисциплин формировать у студента узкую профессиональную направленность. Такой широкий выбор элективных дисциплин, причем с совмещением форматов реализации (онлайн и оффлайн), есть и на других направлениях подготовки. Среди преподавателей вуз проводится конкурс на создание онлайн-курсов, которые позволяют расширять и углублять знания студентам. А тем, кто отстал от программы, – ликвидировать академические задолженности.

✅Вовлечение студентов в олимпиадное движение и в конкурсы
Данное направление позволяет замотивировать студентов, познакомить их с первыми практиками профессиональной деятельности. С 1-2 курса студенты активно вовлекаются в процесс и понимают, насколько им необходимо скорректировать свою траекторию обучения, чему больше уделить внимания.

✅Сквозная проектная деятельность
Реализована через сбор кейсов представителей реального сектора экономики. На всех программах подготовки предусмотрен курс «Основы проектной деятельности», далее направление реализуется при помощи рассредоточенных практик. Это позволяет в течение двух лет реализовать свой диплом не только как итоговый проект, но и представить его в виде стартапа, получить отзывы от реального сектора экономики.

✅Развитие управленческих компетенций
Реализовано за счет внедрения дисциплины «Технологическое предпринимательство» на всех уровнях, а также дисциплина «Управление проектами». Студенты вовлекаются в акселерационные программ, которые позволяют реализовать любые их идеи, довести до бизнес-проектов.

✅Сетевое взаимодействие с вузами-партнерами и предприятиями реального сектора экономики


#опытуниверситетов

Образование по-другому -> @newwayofedu


Forward from: Преобразование образования
⚡️ 24 мая в 15:00 (11:00 мск) на нашем канале состоится прямой эфир с директором Института образования ТГУ Еленой Сухановой

Разговор приурочен к году участия университета в проекте «пилота» – государственной программы изменения системы высшего образования в России. Институт образования является непосредственным участником этого процесса, проводит огромную исследовательскую и аналитическую, методическую, экспертно-консультативную работу.

Кроме того, на базе Института уже второй год существует собственная, во многом экспериментальная, программа бакалавриата «Образование в новой социокультурной и цифровой реальности». А в 2024-2025 уч. гг. стартует программа магистратуры «Аналитика и междисциплинарные исследования в образовании». Реализация таких программ позволяет преобразовывать образование в полном контакте с непосредственными участниками процесса.

Елена Анатольевна ответит на вопросы о пилотном проекте и роли Института образования в его реализации, о планах на будущее и собственном видении пути трансформации образования.

❗️Свои вопросы вы также можете оставить в комментариях к данному посту.


Круглый стол дискуссионного клуба Ecumene «Абитуриент-2024: лучшее для лучших»

17 мая в редакции «Комсомольской правды» при поддержке Ассоциации «Глобальные университеты» состоялось обсуждение предложений вузов для абитуриентов, популярности целевого обучения, а также потенциала выбора будущей профессии для будущего студента. На мероприятии присутствовали ректоры ведущих российских университетов.

Сегодня собрались ректоры ведущих университетов нашей страны, и они очень разные. Когда мы вкладываем в слово «ведущие» разные смыслы, это еще раз говорит о том, что абитуриентам и их родителям предлагают огромный спектр выбора. О возможностях такого выбора, о тех новациях, которые предложат университеты уже в этом году, мы сегодня и поговорим. – Ирина Карелина, вице-президент НИУ ВШЭ исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты».


В качестве одной из самых проблемных фраз, которые приходится слышать выпускникам вузов, участники отметили следующую: «Забудьте все, чему вас учили в университете». Актуальная задача образования, идущего в ногу со временем, – поставлять кадры, которые будут востребованными современными отраслями экономического сектора. Важна гибкость образовательных программ, тесное взаимодействие между университетами и работодателями, возможность для студентов выбирать интересную и востребованную рынком специализацию.

Каждый университет при этом пока выбирает свой инструментарий. Так, например, ДонГТУ перестроил свою структуру. Студенты, вне зависимости от выбранного направления, учатся первые 1,5 года по одной образовательной программе. Затем выбирают направление, согласно своему интересу.

УрФУ тесно сотрудничает с Уральским заводом гражданской авиации. Совместно они запускают для студентов образовательные траектории с теми навыками, которые необходимы для будущей работы.

ЮФУ сделал ставку на наличие широкого спектра профессиональных программ, благодаря чему студенты в рамках основной образовательной программы могут получить несколько квалификаций. Реализуется это с помощью таких инструментов как цифровые кафедры, проектное обучение, неформальное образование как возможность получения профессиональных компетенций

Об этих и других новшествах вузов подробнее читайте в материале КП о работе дискуссионной площадки.

Образование по-другому -> @newwayofedu


Индивидуализация как способ реализации вариативности и адаптивности высшего образования

Ранее мы говорили о том, что вариативность – непременное условие современного образования. Наблюдается общий тренд на взаимодействие с реальным сектором экономики, на возможность получать профессию, которая только зарождается или прямо сейчас претерпевает кардинальные изменения, на необходимость специалистов под абсолютно разные конкретные задачи в рамках одной сферы или профессии.

Университеты стали понимать, что без разветвлений и множественных выборов не обойтись. Поэтому необходимо развивать механизмы для сглаживания этого пути студента, осознанного его прохождения, рациональной профессионализации. В последние годы активно развиваются такие инструменты сопровождения индивидуальных образовательных траекторий как институт тьюторства, технологии организации образовательных пространств, вспомогательные платформы для индивидуализации (напр., Modeus).

Интерес к теме есть, показателем этого являются и дискуссии на полях ИОТ-слёта, посвященного индивидуальным образовательным траекториям. Мероприятие пройдет в Москве 30-31 мая, но уже сейчас в чате можно ознакомиться с основными фокусами обсуждения.

Образование по-другому -> @newwayofedu

20 last posts shown.