Преобразование образования


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Education


Канал Института образования Томского государственного университета.
Наш сайт: https://io.tsu.ru/
E-mail: io@mail.tsu.ru

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Education
Statistics
Posts filter


Представители Института образования ТГУ Елена Суханова и Марина Отт приняли участие в деловой программе Министерства науки и высшего образования РФ на ПМЭФ

Институт образования как один из непосредственных участников процесса изменений высшего образования представил на стенде ПМЭФ собственную модель поддержки трансформации ВО. Данная площадка – отличная возможность вживую встретиться с коллегами из других университетов-участников пилотной программы по трансформации высшего образования, а также с иными интересантами этого процесса. Был актуализирован важнейший вопрос дальнейших перспектив и условий внедрения новых образовательных моделей.

Подробнее в тексте на сайте


Активная внеучебная деятельность студентов положительно влияет на жизнь в целом, снижая уровень неблагополучия молодежи

Это один из выводов, озвученный в рамках круглого стола на тему «Факторы академической успешности и психологического благополучия студентов» (в рамках совместного научно-исследовательского проекта «Зеркальная лаборатория» НИУ ВШЭ и Томского государственного университета «Психологическое благополучие студентов в российских вузах)». Встреча экспертов лаборатории прошла на X Международном форуме по педагогическому образованию (IFTE-2024) в Казанском федеральном университете. В мероприятии приняли участие сотрудники Института образования ТГУ.

Социологи Центра социологии образования Института образования ТГУ в своем проекте исследуют связь показателей неблагополучия студентов российских вузов с их полом, социально-экономическим статусом, формой и курсом обучения, вовлеченностью в учебный процесс и внеучебной активностью. Результат показал: активная внеучебная деятельность положительно влияет на молодежь, снижая уровень неблагополучия. Особенно эффективны – занятия наукой и спортом.

Еще одно исследование было посвящено инструментам поддержания психологического благополучия в вузах.

«Наше исследование напрямую связано с деятельностью Института образования, в числе прочих практик работы с благополучием был представлен и опыт ИО ТГУ. Мы также работаем в рамках трансформации системы образования, выявляем, что необходимо изменить в образовании, в среде университета, чтобы ориентировать эту среду на поддержку психологического благополучия студентов и сотрудников вуза. Психологическое благополучие всех участников образовательного процесса очень важно, т.к. напрямую связано с мотивацией, эффективностью, саморазвитием, успешностью и другими показателями, которые формируются в процессе обучения», — научный сотрудник Института образования ТГУ Анастасия Ларионова.

НИУ ВШЭ представил свои исследования о связи психологического неблагополучия аспирантов российских вузов с их оценкой качества научного руководства. Также был представлен доклад о связи психологического благополучия с возрастной категорией опрашиваемого.

🔷 Подробнее в материале на сайте


Томский Региональный научный центр Российской академии образования при ТГУ приглашает принять участие в вебинаре для педагогов и родителей «Диалог на равных: семейные ценности 2.0»

Семинар состоится 19 июня в 15:00. На мероприятии планируется обсуждение вопросов, связанных с просветительской работой относительно основных теоретических подходов и культурных практик внутрисемейных отношений. Также будут затронуты темы воспитания детей, игровой культуры в семье.


Трансляция будет доступна по ссылке


Информационное письмо.pdf
639.8Kb
Томский Региональный научный центр Российской академии образования при ТГУ приглашает принятть участие в Международной научно-практической конференции «Языки и культура России и мира в цифровом образовательном пространстве»

Мероприятие состоится 1 июля 2024 г. в Махачкале, заявку на участие необходимо прислать до 25 июня 2024 г. Материалы научно-практической конференции будут размещены в системе РИНЦ.

Работа конференции будет проходить по следующим секциям:
1️⃣Язык и культура в цифровом образовательном пространстве
2️⃣Изучение проблем языков народов России и мира в контексте новых социальных реальностей
3️⃣Лингвистическая этнография, литература и фольклор: традиции и современность
4️⃣Языковые факты как свидетельство историко-культурной общности народов России и мира

Подробности в информационном письме, прикрепленном к сообщению


Video is unavailable for watching
Show in Telegram
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков встретился со студентами и разработчиками пилотных программ ТГУ

В центре обсуждения была новая система высшего образования, в разработке которой активно участвует ТГУ как один из шести пилотных вузов страны.

Студенты задали «горячие» вопросы о том, как проводимые изменения затронут их, как повлияют на процесс обучения и полученное образование. С разработчиками пилотных программ удалось обсудить предпосылки назревших изменений, ожидаемые результаты, а также сложности, которые возникают на пути реализации.

Подробнее – в видеоролике


Уважаемые коллеги!

Сегодня, 6 июня, на ПМЭФ пройдут панельные сессии, прямо касающиеся новой модели высшего образования.

В дискуссиях примет участие ректор ТГУ Эдуард Галажинский.

➡️ с 09:00 до 10:15 (❗время мск) — панельная сессия «Квалификации будущего: рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в условиях технологических изменений»
Модератор – председатель национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин
Смотреть трансляцию

➡️ С 15:00 до 16:00 (❗время мск) панельная сессия «Горизонт 2030: переход к новой модели высшего образования».
Модератор – ректор ТГУ Эдуард Галажинский
Смотреть трансляцию

🚀




Самоопределение как важный фактор становления профессионала будущего

Формирование субъектной позиции студента принципиально важно для его гармоничного личностного и профессионального развития. При огромном количестве возможностей, которое дает университетская среда и экосистема вокруг молодежных сообществ, выбор становится не таким очевидным. Каждый участник процесса наделяется персональной ответственностью за свое профессиональное будущее, которое может развиться в нескольких десятках разных траекторий (даже в пределах одной сферы, профессии).

И эта дилемма поистине многогранна. С одной стороны, нужно ориентироваться в специализациях внутри выбранной профессии или получаемой специальности. С другой стороны, важно разобраться в своих внутренних переживаниях, ощущениях, возможностях – "а какого будущего для себя я реально хочу?". С третьей стороны, хорошо бы изучить опыт старших коллег, проанализировать, как развивались их карьеры. И, в конце концов, необходимо найти адекватные возможности саморазвития по выбранному пути, грамотно выстроить свою траекторию развития.

О предоставлении таких возможностей, а также об активизации самоопределения и поддержке студентов на этом пути сейчас задумываются, наверное, все учреждения образования. И, конечно, университеты в том числе, т.к. именно они непосредственно выпускают бывшего обучающегося во взрослую профессиональную жизнь.

Так, тьюторская служба ТГУ, например, проводит для студентов «Клуб самоопределения» – мероприятие, где спикерами выступают специалисты, реализовавшиеся в любимом деле. Важно, что представлены не истории успеха в чистом виде, а, скорее, рефлексия сложного, многомерного профессионального пути – с развилками и выборами, трудностями и преодолениями, поиском себя и своего предназначения.

21 мая спикерами на «Клубе самоопределения» для студентов Института образования выступили директор Института образования ТГУ, зам. проректора по образовательной деятельности ТГУ Елена Суханова и основатель школы «Свой путь», заместитель председателя Правления по стратегическому планированию МТА, заместитель директора Института образования ТГУ Сергей Степанов.

Совместно со студентами спикеры сформулировали вопросы для обсуждения, «вокруг» которых проходила дальнейшая рефлексия. К ним, например, были отнесены следующие аспекты:
❔существует ли предназначение
❔как сделать выбор после множества проб
❔как не потерять мотивацию и не выгореть
❔как сохранить баланс между «хочу» и «надо»

И студенты, и спикеры отметили, что такое общение подсвечивает значимые моменты, позволяет ретроспективно проанализировать свой путь.

Подробнее о «Клубе самоопределения» читайте в новости на сайте


Forward from: ДПО: от буквы до цифры
Если у вас ещё не было времени посмотреть запись трансляции с Михаилом Шепелем, вот краткое (очень краткое) содержание:

📌Новая индустриальная модель предполагает уход от модели предприятий замкнутого цикла к коллаборации с формированием экосистемы.

📌Госкорпорации России двигаются в сторону экосистемы, чтобы быть более гибкими, быстрее реагировать на вызовы и решать сложные вопросы.

📌Университеты становятся важными партнерами для предприятий в решении кадровых вопросов и обучения в рамках новой индустриальной модели.

📌Качество образования в новой модели оценивается через обратную связь от обучающихся и предприятий, а также экономический импакт.

📌Использование искусственного интеллекта в решении кадрового голода помогает высвободить человеческие ресурсы на другие задачи и улучшает принятие управленческих решений.

Друзья! Хотим посоветоваться: какие темы были бы интересны вам? Напишите, если есть идеи для следующей трансляции.


В Институте образования ТГУ состоялось обсуждение потенциала и рисков использования искусственного интеллекта в работе с детьми дошкольного возраста

На круглый стол «Когнитивное и культурное благополучие ребенка в эпоху искусственного интеллекта» собрались педагоги и родители воспитанников детского сада ТГУ, специалисты из других дошкольных учреждений, а также исследователи, чьи научные изыскания связаны с образованием и применением ИИ.

Директор детсада №49 ТГУ Лариса Руденок отметила, что учреждение пытается подготовить детей к новому будущему в турбулентном и сложном мире. Но сами педагоги еще только пытаются найти современные подходящие способы. Данное мероприятие было задумано именно с этой целью.

Модератор круглого стола, директор ИО ТГУ Елена Суханова выделила четыре основных сферы для обсуждения, на которые может повлиять искусственный интеллект: образование, безопасность, здоровье и развитие ребенка.

В число страхов и рисков относительно взаимодействия детей с технологиями ИИ были выделены:
📎искажение ценностей искусственным интеллектом
📎снижение мотивации к самостоятельному исследованию мира
📎снижение концентрации
📎цифровая деменция – когда человек не способен понять ни свое эмоциональное состояние, ни состояние других людей

Однако с уверенностью было заявлено о том, что запрещать или игнорировать ИИ невозможно. Это может привести к пагубным последствиям. И педагогам, и дошкольникам предстоит научиться контактировать с ним грамотно, избегая риски и умножая позитивные моменты.

«Мир сегодня — другой, и ребенок, рожденный в этом мире, — тоже другой. Перед нами как перед профессионалами стоит задача договориться с этим новым миром о том, как действовать, чтобы благополучие ребёнка случилось и его психическое развитие не пострадало. Те вопросы, которые мы сегодня задаём, ещё не нашли ответов в науке. И мы в этом смысле можем стать авторами или соавторами тех новых исследований, которые очень важны для нас в прикладном плане», — профессор ИО ТГУ Лариса Смышляева.


ℹ️Совместные мероприятия Института образования ТГУ и детского сада № 49 ТГУ планируется проводить в течение всего юбилейного для детсада года. Это будут круглые столы, семинары, лекции. Также секция, посвященная проблемам дошкольного образования, появится на форуме «Преобразование образования», который пройдет по традиции в ноябре.

Подробнее читайте в материале на сайте ИО ТГУ.




Forward from: ТГУ | Томский государственный университет
Video is unavailable for watching
Show in Telegram
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский поздравляет всех со 146-летием Томского государственного университета. Тёплые пожелания — в праздничном обращении 💙

ТГУ, первый университет за Уралом, за 146 лет стал настоящим центром культуры, науки и просвещения. Именно поэтому день рождения университета отмечает весь город.

—————————

@tomskuniversity


О прошлом и будущем, а также о трансформационных процессах в Университете – в поздравлении ректора ТГУ к 146-летию ТГУ


«У системы высшего образования начался период серьезного концептуального, содержательного переосмысления». О пилотном проекте трансформации системы высшего образования мы поговорили с директором Института образования ТГУ Еленой Сухановой.

«Основная проблема пилотного проекта – как совместить в одной программе задачу сохранения, усиления фундаментального ядра и практикоориентированность. Никогда этот вопрос не ставился, потому что сами по себе наука и образование считались фундаментальным содержанием. Сейчас изменилась позиция исследователя. Для современной науки важно понимание ценностного каркаса исследователя, культуры исследования.

Большая проблема с пониманием перспектив развития мира в целом и образования в частности. Кроме того, обсуждать фундаментальность, которая отличает выпускника университета от выпускника профессионально образования, невозможно в дисциплинарном поле. А в каком поле – пока непонятно». – Елена Суханова.


Подробнее смотрите в записи эфира ⬇️
https://www.youtube.com/watch?v=f2NKPiMVx8s


Коллеги, просим прощения за задержку эфира, небольшие технические препятствия.


🔥 Напоминаем, что сегодня, 24 мая, в 15:00 (11:00 мск) на нашем канале состоится прямой эфир с директором Института образования ТГУ Еленой Сухановой.

Поговорим немного о пилоте и о том, чем занят сейчас ИО ТГУ. Присоединяйтесь!

(Мы впервые пробуем такой формат и надеемся на вашу поддержку🤗)


Повестка дня 28 мая 2024.docx
19.9Kb
Овчиников. Сообщение.docx
32.9Kb
Томский Региональный научный центр Российской академии образования при ТГУ приглашает принять участие в расширенном заседании Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики

Мероприятие состоится при участии членов РАО и представителей РНЦ РАО и НЦ РАО по развитию образования и наук в сфере образования в регионах РФ. В повестке – обсуждение историко-педагогической экспертизы образовательной политики России 1970-х – начала 1990-х годов. Запланировано выступление члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук А.В. Овчинникова.

Ссылка на онлайн-подключение в прикрепленных файлах.


⚡️ 24 мая в 15:00 (11:00 мск) на нашем канале состоится прямой эфир с директором Института образования ТГУ Еленой Сухановой

Разговор приурочен к году участия университета в проекте «пилота» – государственной программы изменения системы высшего образования в России. Институт образования является непосредственным участником этого процесса, проводит огромную исследовательскую и аналитическую, методическую, экспертно-консультативную работу.

Кроме того, на базе Института уже второй год существует собственная, во многом экспериментальная, программа бакалавриата «Образование в новой социокультурной и цифровой реальности». А в 2024-2025 уч. гг. стартует программа магистратуры «Аналитика и междисциплинарные исследования в образовании». Реализация таких программ позволяет преобразовывать образование в полном контакте с непосредственными участниками процесса.

Елена Анатольевна ответит на вопросы о пилотном проекте и роли Института образования в его реализации, о планах на будущее и собственном видении пути трансформации образования.

❗️Свои вопросы вы также можете оставить в комментариях к данному посту.


Роль события в образовании

Если бы вас попросили перечислить основные образовательные форматы в рамках университета, что бы вы назвали? Наверняка там бы были лекции, практические занятия, коллоквиумы, конференции и т.д. Это база, отказываться от которой никто не спешит. Но преподаватели постоянно расширяют свой арсенал.

Событийное образование, или событийное пространство образовательного учреждения – еще один принцип организации образовательного процесса. В центре подхода – событие-ситуация, которое дает импульс всем участникам для изменений в сознании, шаблонах поведения, побуждает рефлексию прежнего и вновь приобретенного опыта. Также одно из важных ощущений, позволяющих студенту встать в позицию субъекта – сопричастность, разделение ответственности за результат своего развития.

Событийность – это целая технология, которой уже посвящено множество трудов, а также ряд дискуссионных площадок.

Университеты предпринимают попытки внедрения подхода через совместные действия студентов и преподавателей. Так, Центр компетенций ТГУ провел для студентов шестинедельный курс про полезные привычки «Как научиться учиться». Асинхронный онлайн-курс дополнен новым для участников и экспериментальным для организаторов форматом — мастермайнд-встречами.

Это групповая работа, включающая периодические встречи участников, совместное достижение целей, обсуждение успехов и неудач. Подобные событийные форматы, считают организаторы, логично вписываются в основную образовательную программу, становятся ее частью и комплексно работают на общие образовательные результаты в университете.

Подробнее читайте в материале на сайте Института образования ТГУ


Сотрудники Института образования ТГУ представили свое видение образования на ХXIV Международном педагогическом конгрессе «Устойчивое развитие образования: Миссия. Трансформации. Ресурсы»

Конгресс состоялся в Калининграде на площадке БФУ им. И.Канта и объединил порядка 1000 участников из 8 стран. Сотрудники ИО ТГУ выступили на нескольких площадках в качестве экспертов и модераторов.

Директор ИО ТГУ Елена Суханова поделилась результатами обсуждения на панельной дискуссии «Ценности воспитания и „моральный закон во мне“». Участники дискутировали на тему предмета деятельности современного педагога. Елена Суханова отметила: все сошлись на мысли, что современное образование отвечает за подготовку человека к жизни в когнитивно сложном мире. Поэтому сама образовательная деятельность человека должна быть реализована в сложных образовательных средах.

В контексте происходящей в высшем образовании трансформации участники конгресса затронули проблему поиска «новой фундаментальности», сохранения баланса между практикоориентированностью и фундаментальной подготовкой. А собственные программы подготовки, реализуемые на базе Института образования, представили в Калининграде руководитель учебного офиса ИО ТГУ Полина Скидан и директор Центра социологии образования ТГУ Мария Абрамова.

«У нас также большой интерес вызвала секция, посвященная нейронаукам в образовании, т.к. это направление активно развивается в ТГУ. Удалось наметить возможные точки сотрудничества в сфере нейронаук». — Полина Скидан.

Подробнее о результатах работы на Конгрессе читайте на сайте Института образования по ссылке

20 last posts shown.