"Падение идеологии не меняет ситуацию к лучшему. Несколько поколений советских людей живет в отрыве от родных традиций. Их личный опыт уже не позволяет отличить подлинную народную культуру от советского эстрадного новодела. Многое попросту уходит в небытие. Но даже не это является главной утратой. В конце концов песни можно и выучить, танцы отрепетировать, а рубахи заказать в ателье. Однако этого для традиционной культуры мало. Самое главное, что исчезает — это соучастие. Традиционная культура — это культура соучастия. Культура глобализированного мирового опыта — это культура смотрения, разделения на акторов (актеров) и потребителей. Такое советское разделение сохраняется и сегодня. Якобы народные песни, якобы народные танцы и праздники — все это до сих пор существует и активно поддерживается на сцене. Но обычные зрители все меньше и меньше готовы это воспринимать.
Вместе с этим продолжают возникать и новые подмены. Они уже не связаны напрямую с советской идеологией или советским наследием. Однако все не так безнадежно: отличить традиционную культуру от подделки можно. Специалисты по народной культуре есть, и это вселяет надежду: "А их легко определить. Ну хотя бы по вопросу, какую традицию вы поете? Если люди занимаются серьезной традицией, они вам всегда точно скажут. Не просто, а точно, до области, до района скажут, что они поют".
Таких мастеров можно найти в фольклорном движении. Оно не так велико, но довольно активно. Праздники, встречи, вечерки — они позволяют прикоснуться к живому опыту наших предков, позволяют узнать и почувствовать чуточку лучше. А узнав их, мы лучше узнаем и самих себя".