Дизраптор


Channel's geo and language: Russia, Russian


Алексей Подклетнов про компании, инновации и продукты, меняющие мир (пусть даже чуть-чуть).
Мой второй канал про фичи @fichism
По всем вопросам @disruptors_bot
О сотрудничестве https://teletype.in/@podkletnov/disruptors_ad

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Statistics
Posts filter


Зачем Лента ввела подписку на скидки?

Оказывается, у ритейлера "Лента" есть интересная штука - подписка на скидки. За 299 руб. в месяц можно апгрейднуть свою карточку лояльности и получать скидоны от 5% до 30% на весь ассортимент, включая акционные товары. Недавно Лента расширила список городов, где тестируется эта штука.

Такая подписка - это гроссмейстерский рыночный ход, по нескольким причинам:

Во-первых, можно отжимать покупателей у конкурентов за счет снижения уровня цен, при этом не срезая ценники напрямую. Крупные ритейлеры избегают ценовых войн. Если кто-то один снизит цены, то это сделают и другие. В итоге общий уровень цен на рынке снизится, а с ним и маржа всех игроков. Классическая теория игр, мать её. А вот если хитренько запрятать снижение цен в какую-нибудь платную подписочку, то это другое дело. Ну типа, она же платная, так что мы ниче не снижали.

Во-вторых, если ритейлер перегнет палку со снижением цен, то к нему прибегут поставщики и скажут "привет, ты че охерел?". Это само по себе неприятно, но еще хуже то, что такой расклад уже может привлечь более опасного хищника под названием ФАС (потому что ФАС запрещает поставщикам вмешиваться в ценообразование ритейлера). Начнется никому не нужная суета с кучей действующих лиц и перспективой протухания здоровых деловых отношений... А вот если давать скидки только платным подписчикам, то это другой разговор: "Они же за подписку бабки платят, вот отсюда мы им скидки и фондируем". Все чётко, у поставщиков вопросов не возникнет.

Ну и конечно, платная подписка - это отличный способ зациклить покупателя на себе. Если он платит вам свои кровные, то он точно пойдет именно к вам. Примерно как с онлайн-курсами: если бесплатно, то забьёте, а если заплатили, то обязательно обязательно нужно высосать все знания до последнего урока.

А заработок с самой подписки - это так, приятный бонус, не более.

Кстати, второй крупнейший ритейлер США, Costco, уже давно работает по похожей модели. Только у них не подписка на скидки, а годовой членский взнос. Только оформив взнос можно попасть в магаз, где вас ждут самые низкие цены на львиную долю ассортимента. Механика чуть-чуть другая, но на самом деле те же яйца, только в профиль.

Если что, все написанное в данном статье привиделось мне в психоделическом сне и не имеет никакой связи с реальностью. Все герои вымышлены, а совпадения случайны.

Дизраптор

6.2k 1 116 32 129

Данные, опубликованные журналом Forbes, вас удивят. Судя по всему, ключ к успеху бизнеса — не переработки, а корпоративное питание, причём разнообразное.

Перерывы на обед необходимы: они помогают лучше сфокусироваться на работе и эффективнее выполнять задачи. Но многие сотрудники их пропускают, если у них нет возможности доступно и вкусно поесть. Голодные работники легче раздражаются: могут вступить в перепалку с коллегой, провалить дедлайн из-за проблем с концентрацией или принять импульсивное, неэффективное решение.

Эти проблемы можно решить с Яндекс Едой для бизнеса. В нашем сервисе всё просто: вы пополняете корпоративный счёт, а ваши сотрудники заказывают готовые блюда, обедают в кафе или выбирают снеки в микромаркете. Широкий выбор опций подойдёт всем: мясоедам, вегетарианцам, любителям фастфуда и здорового питания. А их благополучие, в свою очередь, положительно скажется на лояльности и качестве работы.

Оставьте заявку — наш менеджер свяжется с вами, ответит на все вопросы и поможет подключить Яндекс Еду для бизнеса в вашей компании 🙂

7.5k 0 14 37 99

Что бывает, когда привлекаешь юзеров к принятию бизнес-решений

Вчера в голосину проорался с кейса AirBaltic:

В ближайшие годы AirBaltic запланировала запуск нескольких направлений. На них нужно поставить самолеты, в том числе 48 новых. А как известно, у каждого воздушного судна обязательно должно быть имя. Так что, авиакомпания в августе провела онлайн-опрос, где предложила накидывать самые прикольные имена и потом выбрать из предложенных вариантов самые-самые путем голосования. Участвовать в опросе могли все, но было важное условия - самолеты нужно назвать в честь городов Прибалтики.

Один из рейсов, Вильнюс-Прага, запустят в марте 2025. Его будут обслуживать два новых самолета. И к выбору их имен подключился чешско-эстонский десант троллей:

Чуваки быстро нашли в Эстонии город Püssi (да, вы правильно поняли) и вывели этот вариант в топ голосования. После этого занялись вторым самолетом. Для него отыскали городок Кунда, тоже в Эстонии. "Кунда" переводится с чешского так же, как "пусси" с английского. Как вы понимаете, в итоге эти два, кхм, имени победили с большим отрывом.

AirBaltic посмотрела на результаты и заявила: "Ну, пусси так пусси, что ж поделать". За базар надо отвечать. Так что, рейс Вильнюс-Прага будет очень даже пиздатый. Ну, зато авиакомпания неплохо так хайпанула в интернетах.

Дизраптор

9.8k 0 329 24 412

Зачем Вкусвилл открывает магазины косметики?

Вкусвилл запускает собственную сеть магазинов косметики и бытовой химии под брендом "Вкусвилл красиво". Первая точка откроется в Новой Москве, сейчас она на этапе строительства и выглядит вот так (см. картинку). Продавать будут косметику, бытовую химию и товары для дома. Ассортимент этих товаров будет гораздо шире, чем в обычных Вкусвиллах.

Давайте разберемся, зачем компания запускает такой формат:

Во-первых, давайте вспомним, с чего вообще начался Вкусвилл. В 2009 г. Андрей Кривенко начал запускать небольшие магазинчики "Избенка". Они продавали натуральную молочку и целились во вполне понятную аудиторию - мамочки с детьми. С тех пор ассортимент Вкусвилла серьезно расширился, но мамы (и вообще женщины) все так же составляют ядро их покупателей. Так что, выделение косметики и товаров для дома в отдельную категорию с расширением SKU - вполне логичный оффер для ядерной аудитории. Дамы явно оценят рядом с домой широкий ассортимент товаров, за которым раньше нужно было пиндюхать в далекий гипермаркет.

Во-вторых, формат "косметика и бытовая химия около дома" (т.н. drogerie) в России не так уж и конкурентен. Из сильный игроков здесь Магнит Косметик, "Подружка", "Улыбка радуги", да с натяжкой Fix Price. Это, конечно, не голубой океан, но и не такая выжженная земля, как обычный ритейл. Учитывая силу бренда Вкусвилла среди своей лояльной аудитории, компания может занять существенную долю рынка.

В-третьих, Вкусвилл может легко выделиться внутри этого сегмента за счет своих поставщиков. Начнем с того, что 99% продукции будет от российских поставщиков, включая небольших ипэшников. Это отлично ложится в тренд на патриотизм, локализацию и поддержку малого бизнеса. К тому же, Вкусвилл может хорошо проехаться на эко-повестке, позиционируя свою косметику и химию как экологичную, натуральную, социально ответственную и всё такое.

Ну и наконец (last but not least), косметика и бытовая химия - это банально хороший товар для любого ритейлера. Он очень неприхотливый - не портится, почти нет списаний, нет особых требований к транспортировке и хранению. Закупать можно сразу большими партиями, добиваясь сладких закупочных цен на масштабе (особенно учитывая способность ВВ быстро масштабироваться, открываясь в любой дырке). Да и маржинальность у бытовой химии отличная, для многих ритейлеров это одна из самых прибыльных категорий.

В общем, очень правильный и логичный ход от Вкусвилла. Посмотрим, как быстро будут расти.

Дизраптор

8.9k 0 152 25 204

Тайм-менеджмент

Я по природе человек не организованный, но зато моя жена отлично знает, что будет делать утром в четверг через две недели. И это очень удобно: страшно представить, какой бы хаос творился с моим планированием, не будь ее рядом.

Если вам, как и мне, это не дано с рождения, и рядом нет супер-организованного человека, то к проблемам с планированием нужно подойти с умом. Не просто завести красивую книжечку-планер, а прокачать сразу несколько скиллов, навыков и привычек. Советую обратить внимание на курс Level One «Успеть все: учимся управлять временем»

Это не обычный курс по тайм-менеджменту, где вам скажут записывать все цели в планировщик и прививать полезные привычки за 21 день. Тут как раз комплексный подход на базе нейробиологии, физиологии и психологических аспектов. В том числе:

1. Как мозг переваривает цели через систему ценностей, и как эффективно поддерживать костер долгосрочного планирования.
2. Как цели губятся механиками страха и тревожности, и как это преодолевать.
3. Как сохранять баланс между "хочу" и "надо", чтобы быть готовым на свершения, но не превратиться в робота и не потерять вкус жизни.
4. Как адаптировать планирование к естественным режимам активности, чтобы ваш жизненный ритм нативно двигал ваши цели вперед.
5. Как поддерживать драйв и мотивацию с помощью хаков нейробиологии - изучите роль дофамина, серотонина и других нейромедиаторов в мотивации.
6. Ну и само собой, расскажут, как всё это внедрить в жизнь и использовать на практике.

Поможет в этом крутой препод - Татьяна Смирнова. Она не какой-то коуч или инфоцыганский гуру, а нейробиолог, которая преподает в Высшей школе менеджмента МГУ и много лет учит тайм-менеджменту через мозг и организм.

Курс полностью онлайн, стартует 1 октября. Доступ в материалам будет вечный. Вся инфа и регистрация по этой ссылке .

Курсы (кроме узкоспециализированных) я продвигаю нечасто, но тут меня подкупил небанальный и очень обстоятельный подход к управлению временем.

Реклама: ИП Погожева А.А. ИНН 504790802267. Erid:2SDnjeSF4b4


70 лет продают один продукт, но зато какой!

Готов поспорить, что у большинства из вас на полке дома или в гараже стоит эта узнаваемая синяя баночка с красной крышкой, с помощью которой можно смазать и починить практически всё.

Интересно, что WD-40 уже 70 лет производит и продаёт частная компания. И, по сути, все 70 лет она продаёт один единственный продукт. Разве что разливает свою чудо-эссенцию в разные баночки и тары.

В 1953 году американский инженер Норман Лоусон придумал углеводородную смесь с кучей полезных свойств. Он продал ноу-хау другому Норману, но уже Ларсену, всего за 500 долларов. У Ларсена была компания Rocket Chemical Company, которая делала не абы что, а химию для ракет. Ларсен упаковал смесь Лоусона в аэрозольные баллончики и стал их продавать американскому космическому сектору. Смесь делала критичные детали ракет водооталкивающими и предотвращала коррозию.

Вскоре стало понятно, что эту штуку можно полезно использовать в целой куче отраслей. В 1961 году Ларсен упаковал смесь в коммерческий продукт и придумал название - "Water Displacement, 40th formula" или WD40 (по легенде, рецепт смеси удался с сороковой попытки). Вскоре появился и знаменитый синий баллончик, который с тех пор почти не менялся.

Через несколько лет вэдэшка активно использовалась в эксплуатации самолетов, на промышленных производствах, для лифтов, автоматических дверей, эскалаторов и т.д. Еще чуть позже - у каждого бати в гараже. В общем-то, её использовали везде, где есть какие-то механизмы и детали, требующие защиты и смазки.

В 1969 году компания Rocket Chemical Company сменила название на WD-40, а в 1973 компания разместилась на NASDAQ. Сегодня знаменитая аэрозоль продается по всему миру. В год компания продаёт вэдэшки в разной упаковке примерно на 500-600 миллионов баксов.

В завершении fun fact. В состав WD-40 входит уайт-спирит, углекислый газ и какое-то минеральное масло, но точный состав является коммерческой тайной и лежит в защищенном хранилище в Сан-Диего. При этом у компании даже нет патента. И правда, нафиг он нужен, если вы всё равно предпочтёте привычную синюю аэрозоль с красной крышкой любому её конкуренту?

P.S. Справедливости ради отмечу, что у компании есть несколько других продуктов - например, DIY-смазка "3‑IN‑ONE" или средство для чистки ковров "Stop Shot". Но, во-первых, продукты очень похожи по сути (а некоторые вообще являются производными от WD-40), а во-вторых, львиная доля выручки приходится именно на вэдэшку. Так что, язык не поворачивается назвать WD-40 мультипродуктовой компанией.

Дизраптор

10k 0 147 25 311

Давненько у нас не было рубрики #дизрапт_загадка. Нужно это исправить.

Напоминаю, в этом посте я даю подсказки, а вы в комментах угадываете, о какой компании или продукте идет речь. А в следующем посте выходит, собственно, разбор.

Итак:

1. Эта компания десятки лет производит один единственный продукт. Ну окей, у неё есть еще несколько продуктовых линеек, но во многих случаях это производные от основного продукта, и на основной продукт приходится почти весь доход компании.

2. Эта штука (основной продукт) есть почти в каждом домохозяйстве в большинстве стран мира.

3. Изначально эта компания обслуживала космический сектор, но очень скоро стала продавать свой продукт куда покайфу.

4. Человек, который изобрел эту штуку, продал своё изобретение всего за 500 баксов.

5. Состав продукта является коммерческой тайной, но при этом компания до сих пор не получила на него патент. И ей это нафиг не надо, потому что ей плевать на конкурентов - настолько сильны её позиции на своем рынке.

Пишите свои варианты в комментах, а через часик-два будет ответ в виде отдельного поста с разбором.

Дизраптор


Вопрос к яблочным эплоюзерам. Назовите ГЛАВНЫЙ фактор, из-за которого вы пользуетесь Айфоном?
Poll
  •   Быстро думает, производительный
  •   Простой юзабилити. Не задает кучу вопросов - в чем открыть файл, куда сохранить и т.д.
  •   Интеграция с макбуком/айпадом (Airdrop, iCloud и все такое)
  •   Камера и софт вокруг неё. Картинка получается сочнее
  •   Уникальный софт для творчества (дизайн, обработка фото, видосы)
  •   Другой технический момент (напишу в комментах)
  •   Банально не хочу ходить с позорным Андроидом
  •   Привычка - как ходил(а) всю жизнь с айфоном, так и хожу
  •   Дарят мне айфоны, вот и хожу с ними
  •   Другое, напишу в комментах
4367 votes


ИИ против эмоций

Если вы напишете в клиентскую поддержку крупной компании, то скорее всего вам ответит ИИ-чатбот. Возможно, он даже решит вашу проблему без переключения на кожаного оператора. Однако, у генеративного ИИ есть одна проблема - он весьма хреновенько распознает эмоциональные оттенки. Например, чатбот вряд ли сможет отличить положительно-удовлетворенное "Ну отлично" ( = спасибо, я все понял) от пассивно-агрессивного "Ну отлично" (= ага, да, ясно-понятно).

Решить эту проблему призвана штука под названием "emotion AI". Это направление начало развиваться примерно в 2019 году, когда мировой tech еще не "заболел" генеративными нейросетями. Сейчас же про "эмоциональный ИИ" (хотя правильнее будет сказать "ИИ для эмоций") снова вспомнили, и сегмент заиграл новыми красками.

Emotion AI - это такая мультимодальная штука, которая при взаимодействии с человеком комбинирует визуальные, аудио и прочие вводные с машинным обучением и психологией. Если корпоративный чатбот попросит у вас доступ к камере и микрофону ноутбука, то это может быть как раз оно - так он будет лучше трекать ваши эмоции (а еще собирать данные для таргетированной рекламы, само собой).

Облачные решения для привития ИИшкам эмоций и эмпатии есть у крупняка - например, Emotion API от Microsoft Azure или Amazon Web Services’ Rekognition. Но Pitchbook отмечает, что emotion AI стал отдельным перспективным направлением, где есть свои стартапы, привлекающие серьезные бабки. Самый яркий такой стартап - это, пожалуй, Uniphore. Они предлагают Emotion AI для кучи разных индустрий и недавно привлекли $400 лямов при оценке в 2,5 миллиарда. Есть и другие перспективные ребята.

Techcrunch иронично отметили, что "эмоциальный ИИ" - это когда развитие технологий приводит к проблемам, которые тоже пытаются решить с помощью технологий (в общем, классика). Также нужно учесть, что национальные политики в области приватности данных могут вставить таким продуктам палки в колеса. Тем не менее, это действительно интересное направление с солидной емкостью рынка и серьезными инвесторскими аппетитами. Так что, если вы пилите ИИ-стартапы в РФ и СНГ, то изучить нишу точно не повредит.

Дизраптор


Как расти на новом рынке?

Рост бизнеса — одна из главных и самых сложных задач каждого предпринимателя. А если нужно расти на новом (и весьма экзотическом) рынке, то она усложняется в несколько раз.

Сегодня хочу порекомендовать канал Анастасии Денисовой, которая как раз специализируется на росте в новых локациях. Настя — сооснователь цифрового брокера недвижимости Realiste, за 2 года она попала в Forbes 30 under 30 на Ближнем востоке благодаря тому,что их компания была признана одной из самых быстрорастущих (за 2 года на зарубежном рынке их компания выросла в 75 раз).

Настя выработала свою систему быстрого роста на новом рынке. Она комплексная — охватывает создание контактов с местными стратегами, привлечение инвестиций, быстрый запуск и тестирование продуктов и многое другое.

Этот подход она раскрывает в своём авторском канале. Подписывайтесь и изучайте.

Бонусом получите бесплатный чекап вашего бизнеса. Чекап это проверка состояния бизнеса, аналогичная медицинскому обследованию для поддержания здоровья. Он поможет выявить слабые места и направить усилия на их улучшение, чтобы ускорить рост и снизить риски.

Для того чтоб записаться на чекап к Насте — подписывайтесь на канал и смотрите условия в закрепленном посте.

Реклама. ИП Амелина В.В. ИНН 701728439394. erid LjN8KFTyS


Самая скрытная IT-компания

Большинство перспективных айти-проектов стараются быть на виду. И это логично - так можно ускорить рост, быстрее набрать пользовательскую базу, а также привлечь инвестиции или продаться какому-нибудь бигтех-гиганту.

Но некоторые айти-компании предпочитают развиваться в режиме отшельника, не распыляясь на публичную картинку. Один из ярких примеров - TeamViewer. Все мы слышали про этот продукт, а многие регулярно им пользовались. У этой компании довольно необычный путь:

В 2005 году разработчики ПО из небольшого немецкого городка Эингене задолбались постоянно колесить по клиентам, чтобы показывать им свои продукты и обучать сотрудников. Они начали искать удобное решение для удаленных демонстраций, но все варианты казались либо слишком сложными, либо дорогими.

Так что, они решили сделать свою программу. Получается, изначально TeamViewer был всего лишь вспомогательным инструментом для продажи "настоящих" продуктов компании. Помимо демонстрации своего экрана, в программу встроили возможность подключаться и управлять рабочим столом заказчика. При этом софтина была очень простой - не нужны были никакие VPN и дополнительные настройки. Просто устанавливаете и подключаетесь одной кнопкой.

Эта фича произвела вау-эффект. На первых порах компания вообще не вкладывалась в продвижение, клиентская база росла исключительно вирально. При этом, поскольку первыми пользователями стали старые заказчики (с которыми у разрабов были долгие и прочные отношения), новый продукт получил дофига развернутой и очень полезной обратной связи.

Уже через полтора года у TeamViewer было более 350 тыс. установок в 50 странах. При этом продукт оказался прибыльным с первого же года. Компания очень эффективно использовала фримиум - в 2007 году они расширили бесплатное использование до 25 часов в месяц, это ускорило подключение новых пользователей.

Несколько лет компания развивалась в стелс-режиме из небольшого немецкого городка. Только в 2014 год, когда TeamViewer оценили как единорога, мировое айти-сообщество обратило на него внимание. Вскоре компанию купил британский инвестфонд.

С 2015 года компания начала расширяться на американском рынке, для чего нужно было наладить партнерства с tech-гигантами. Это оказалось довольно просто - когда чуваки из TeamViewer приходили в условный Microsoft или SalesForce, им даже не приходилось особо распинаться о продукте. Они слышали что-то типа: "О, так это ж TeamViewer, мы тут все вами активно пользуемся".

В 2017 году компания изменила монетизацию - перешла с покупки пожизненной лицензии на месячную подписку. Это снизило общую выручку (лицензии продавались существенно дороже), но усилило устойчивость.

Конечно, с тех пор в компании много чего поменялось. Она вышла на биржу, пережила несколько смен топ-менеджмента, отбивалась от регулярных хакерских атак. Но укладу тихушников из глухой немецкой провинции не изменяла. В продвижение тоже вкладывалась очень избирательно - например, в 2022 году стала титульным спонсором Манчестер Юнайтед. Но всё равно на маркетинг тратилась мало, в основном выезжая на product-led growth и виральности. Ну и конечно, мощным подспорьем стала повсеместная ковидная удаленка.

TeamViewer так и не стал IT-гигантом. Но сегодня это крепкая компания с почти миллионом платящих юзеров, устойчивой выручкой и очень солидной маржинальностью.

Дизраптор

10.3k 0 65 30 275

Как дейтинг прощупывает оффлайн

Последнее время часто пишут, что онлайн-дейтинг уже не торт. Гендерные дисбалансы пользовательской базы, огромная доля мертвых профилей, скамеры и боты, а также сверхагрессивные продажи платных подписок навевают на юзеров неиллюзорный dating fatique. Есть мнения, что знакомства снова перейдут в оффлайн. Хотя лично я считаю, что оффлайн - это вообще не дейтинг, а совсем другое занятие (вот тут разбирал, почему именно), какую-то долю рынка оффлайн-знакомства откусить могут.

Вот несколько любопытных стартапов/инициатив в этой сфере:

1. В прошлом году завирусился стартап Pear. За 20 баксов юзер получает специальное брендированное кольцо. Идея простая - если двое в каком-нибудь баре носят такое кольцо, то они готовы к знакомствам. Также юзер получает приглашения на специальные мероприятия от Pear. Но прикол именно в том, что выцеплять новых мэтчей можно не только на специальных ивентах, а просто в повседневной жизни. А остальные люди, которые не в теме, ничего не поймут. Стартап быстро распродал первую партию колец и получил дофига подписчиков в своих соцсетях.

2. Другой стартап под названием Thursday предлагает такую концепцию - каждую неделю по четвергам он организует различные оффлайн-активности в разных городах (около 30 городов в разных странах). Важный момент - сервис работает только по четвергам. В этот день можно зайти, посмотреть мероприятия и заранее пообщаться с зареганными участниками. При этом в другие дни приложение не работает. Идея в том, чтобы сформировать регулярную привычку, но при этом избавить от бесконечного и непродуктивного скроллинга ленты.

3. Ну и гениальную маркетинговую инициативу с примесью дейтинга замутила испанская сеть супермаркетов Mercadona. Она призвала клиентов знакомиться в своих супермаркетах, используя специальные знаки. Если хотите найти любовь всей жизни, но набирайте тележку с овощами и кладите сверху брокколи, если нужен ненавязчивый флирт, то берите коробку конфет, а если хотите просто найти друга и поболтать, то нужно положить в телегу ананас пальмой вниз. Как говорится, вам знакомство, а нам рост продаж. Lidl и Carrefour быстро смекнули, что к чему, и призвали присоединяться к флэшмобу в своих соцсетях.

Конечно, есть еще много разномастных кулинарных курсов, беговых клуб и прочих кружков по интересам, работающих не просто так, а для знакомств. Но действительно интересные, небанальные и (самое главное) эффективные проекты в оффлайн-дейтинге встречаются не так уж часто.

Делитесь под постом, какие необычные и крутые форматы оффлайн-знакомств встречались вам.

Дизраптор

11.4k 3 140 53 191

У Ozon 10 сентября пройдет большая конференция Ozon Day PRO - главное событие для всех селлеров и владельцев ПВЗ. На повестке подготовка к высокому сезону (который начнется совсем скоро), повышенному спросу и горячим скидочным периодам — осенним распродажам.

Если вы уже продаете на Ozon, то тут без вариантов, точно нужно идти. Ведь из ажиотажного периода нужно выжать максимум. Но и нагрузка вырастет, и нужно уметь с этим справляться. Спикеры конференции расскажут, как именно это сделать. Дадут понятные алгоритмы и лайфхаки.

Если еще не продаете, то сейчас самое время заходить, потому что хоть лето и кончилось, но сани еще можно успеть подготовить (как быстро это сделать - тоже расскажут).

В общем, скоро самый горячий сезон — на этом нужно отменно заработать, но есть куча нюансов и подводных камней. И Ozon проводит специальный большой ивент, чтобы всё это расставить по полочкам.

Пройдет 10 сентября с 11:00 онлайн, полностью бесплатно. Но нужно зарегаться по ссылке для участия. Полезно, так что участвуйте.


Как китайцы клавиатуру изобретали

Вы когда-нибудь задумывались, как китайцы печатают свой миллиард иероглифов на клавиатуре? Если вы знаете китайский, ну или вы китаец, то скорее всего вы в курсе. А если нет, то держите целую большую статью на эту тему, а здесь я расскажу основное:

Когда на заре информационных технологий китайцам потребовалось вводить свой язык в комп, то решили прибегнуть к романизации через "пиньинь". Если упростить, то пиньинь - это очень приблизительная запись китайских звуков латиницей.

Но многие китайцы вполне справедливо считали такой подход упрощением их древней и богатой культуры. Так что, энтузиасты придумывали свои варианты клавиатур. Один из них - китайский сотрудник IBM по имени Чан Хуэй Йе. Он пришел к выводу, что в китайском языке есть крайне сложные иероглифы, которые просто нереально печатать. Но их можно оцифровать, сохранить в памяти компьютера и вызывать определенным сочетанием клавиш. Так появилась система ввода IPX, и это была настоящая система-ниппель:

У оператора был огромный буклет из 8 страниц, на каждой странице было 160 символов. При этом каждый символ отвечал не за 1 иероглиф, а за целый кластер из 15 иероглифов (видимо, похожих или "родственных"). Оператор листал страницы буклета, параллельно переключая страницы на устройстве. Далее он накладывал нужную страницу с символами на поле с 160 пустыми клавишами. После этого нажимал нужный кластер символов и в конце выбирал 1 из 15 конкретных иероглифов с помощью отдельного поля ввода. Получается, через IPX можно было ввести 8 х 160 х 15 = 19 200 иероглифов. Принцип работы показан на картинке.

Стоит ли говорить, что IPX была не самой юзер-френдли штукой, а на обучение одного оператора уходило очень много времени (за это время можно было собрать целых три кошкожены от Ксяоми). Тем не менее, в китайской военке, в госсекторе и на телевидении её активно использовали.

В 1970-1980-х свет увидели другие варианты клавиатур. Если кратко, то все устройства были двух типов. Либо небольшая QWERTY-образная клавиатура, где иероглифы выбирались с помощью мудреного сочетания клавиш. Либо гигантские командные пункты на тысячи кнопок. Были и гибридные варианты - например, с использование голосового ввода, или с попыткой приоритизировать иероглифы по популярности (самые популярные символы выносили на отдельные клавиши, менее популярные - на сочетания двух-трех клавиш, а совсем редкие вызывались сложными командами). Были и совсем экзотические варианты, вроде крутящегося валика, напоминающего музыкальную шкатулку.

Танцы с бубном закончились с появлением Input Method Editor в конце 1990-х. С ним можно использовать обычную QWERTY для любого иероглифического языка. Работает это так:

Если вам нужно написать 你好 (nihao - привет), то просто вводите английские символы так, как слово звучит по-китайски. Дальше программа сопоставляет ваш инпут с базой иероглифов и предлагает выбрать из подходящих. Чем больше английских символов вводите, тем меньше список для выбора. В общем, примерно как T9. Именно так сегодня печатают китайцы и японцы. Это менее самобытно и козырно, чем вертеть здоровенный буклет с иероглифами, но зато эффективно. Но есть и минус - нужно знать латиницу.

Товарищ Си благодарить прочтение пост и начислять 20 социальный кредит.

Дизраптор

12.9k 0 137 38 455

Как строят дома и целые районы

Я до 20 лет жил в районе Москвы под названием Ясенево (в том самом, где Яндекс тестирует свои беспилотные такси). Пару лет назад я узнал, что район Ясенево, оказывается, был знаковым проектом 1970-х. Советские архитекторы хотели создать идеальную среду для жизни (ну, на тот момент и по тем стандартам). Район планировали как цельный большой жилой квартал, с учетом особенностей рельефа, розы ветров и многих других факторов. У района была четкая геометрия застройки, дом каждого типа был на своем месте, нормативы зеленых насаждений, ширина пространств и количества лавочек во дворах просчитывались до мельчайших деталей.

ИМХО, район действительно получился толковый, но сейчас немного устарел, да и до центра города и точек деловой активности далековато.

Сейчас технологии строительства шагнули вперед, но логика фундаментального планирования никуда не делась. Вилса совместно с группой ПИК сделали интересный видос, где раскрыли многие нюансы современного девелопмента:

Что происходит с момента "надо построить новый жилой квартал" и "вот стоит новый жилой квартал". Я прикололся, что дома сейчас собирают из готовых модулей - в видосе как раз рассказывают, как и где их делают. Еще интересно, что контроль качества делают именно женщины. Тут никакой дискриминации нет, объясняется всё исключительно физиологией, помноженной на риск-менеджмент. Еще я узнал, что такое массинг, микромассинг, мокапы и прочие специфические термины из индустрии, в котором сейчас идет бум.

В общем, видос специально для тех, кто любит наглядные и детальные погружения внутрь индустрий.

Дизраптор

12.1k 0 136 22 142

Про реестр блогеров (бомбит немношк)

В начале августа приняли закон, что все каналы в Телеге, ВК, на Ютубе и других соцсетях (кроме парочки запрещенных и экстремистских) с >10к подписчиков должны передать свои данные в РКН и получить от него "ок". Вносить данные можно будет с 1 ноября, а с января 2025 всем кто не в реестре запретят размещать рекламу, собирать донаты, а еще их нельзя будет репостить.

Блогеры (включая меня) от закона, скажем так, не в восторге. Но в целом подход я понимаю. Блогеры сейчас собирают охваты не меньше чем СМИ и мощно влияют на умы граждан, а контролировать их (в отличие от классических медиа) пока нормально не научились. В Телеге есть куча гигантских анонимных каналов за мутным авторством, которые спокойно могут постить любую херню, принимая оплату на дропов или криптой. А времена сейчас непростые, так что я отлично понимаю желание государства сдеанонить таких товарищей.

Но вчера РКН опубликовал проект, какие именно данные нужно будет предоставлять. Сегодня документ уже удален с сайта - РКН заявили, что вчера его выложили из-за технического сбоя (ну окэй). Там было написано, что в специальную форму на сайте РКН нужно загрузить ФИО, данные ИП, указать акк владельца и админов канала, номера телефонов этих аккаунтов и всё такое. Но дальше были два момента, от которых я охерел просто:

Во-первых, нужно было предоставить "информацию о сетевых адресах пользовательского оборудования, с которых осуществлялась регистрация в соцсети и велся указанный аккаунт". Проще говоря, им нужен IP-адрес, с которого я регал свою страницу, а также айпи, с которого я публикую посты.... Вы угораете что ли? Очень надеюсь, что это реально был технический сбой, или какой-нибудь стажер РКН нажал не ту кнопку. Убедительная просьба в процессе доработки проекта почитать, что такое IP-адрес (в том числе динамический).

Во-вторых, РКН планирует, во-первых, сделать ФИО и юзернеймы владельцев каналов публичными (ох обрадуются угонщики каналов и прочие скамеры...), а, во-вторых, вести для всего этого единую базу. Не, я понимаю, что сейчас вам за пятихатку пробьют любые данные, но зачем блин всё это специально и намеренно обогащать, так еще и кидать часть в публичный доступ?

В общем, к РКН и общему вектору развития Рунета можно относиться по-разному. Но я всегда исходил из предпосылки, что у РКН очень неплохой уровень технической экспертизы, которую они прокачали за последние несколько лет. А тут они вот такое выкатывают. Надеюсь, что проект убрали с сайта, чтобы серьезно переработать (в том числе с привлечением участников рынка).

Комменты тут закрою, ибо энное количество пуканов точно заискрят.

P.S. Хоть я и понимаю намерение государства, считаю, что с блогерами нужно работать по-другому.

P.P.S. Даже профильные депутаты пишут, что текущая версия проекта никуда не годится, и её нужно дорабатывать. Это хорошо.


Музыкальный нейроскам, и немного про накрутки

Недавно мы обсуждали ИИ-музыку на Spotify. Я писал про шведского музыканта, который генерил белый шум с кучи разных аккаунтов (потому что крупные профили с белым шумом Спотифай банит), и в итоге заработал 3 миллиона баксов стриминговых отчислений за год. Этого шведа, как и всю нейромузыку в целом, многие критикуют, но в целом это нормальный законный способ хакнуть систему.

Вчера же многие каналы написали про очень крупный скам с нейромузыкой. Думаю, вы видел эту историю, но если нет, то суть такая:

Американец Майкл Смит с 2017 по 2024 год выкладывал на стриминги фальшивые треки, генерил для них реалистичные названия, описания и исполнителей, а потом накручивал прослушивания с помощью ботов. К делу он подошел с умом - регал ботов с кучи имейлов, накрутку делал через VPN и всё такое. Таким способом он обходил стриминговый антифрод, который начинал что-то подозревать, только если конкретный трек набирал миллиарды прослушиваний. Но в итоге его хлопнули, потому что благодаря ИИ антифрод-алгоритмы серьезно поумнели. Товарищу предъявили кучу обвинений, и теперь его засадят чуть ли не на пожизненное.

В связи с этим у меня возник вопрос. А чем эта ситуация принципиально отличается от накрутки просмотров, лайков и прочих всяких репостов на видосы и посты на любой алгоритмической платформе? Ведь с помощью таких приемов недобросовестные авторы продвигают свой контент и набирают подписчиков, чтобы потом их монетизировать. Получается такой же нечестный заработок - только не непрямую как в кейсе выше, а косвенно, через несколько шагов.

Тем не менее, накрутки активно используются везде - от Ютуба до запрещенной Инсты. Алгоритмы худо-бедно учатся их отстреливать, но все равно есть рабочие способы грамотно накрутить нужные метрики и протолкнуть свой контент в рекомендации. Платформы наказывают за это всякими теневыми банами или (в особо тяжких случаях) блокировками, но никакой административной и тем более уголовной ответственности за это нет. Хотя на мой взгляд это мало чем отличается от разобранного выше стримингового скама.

Итак, сколько просмотров на видос должен накрутить блогер, чтобы за ним выехали?

Дизраптор


Почему консультантам платят миллионы за рекомендации

Я уже много написал про консалтинговый подход. Про структурирование анализа, принцип MECE, постановку и проверку гипотез и всё такое (обещаю, когда-нибудь я соберусь и сделаю из этого большой материал).

Сегодня хочу рассказать про вишенку на торте. Когда консультанты провели анализ и родили кучу инициатив, их надо упаковать в решение. Причем так, чтобы результат выглядел как цельный план-капкан, но при этом можно было эффективно внедрить все его части. В этом помогает синтез.

Допустим, у вас есть 5 рекомендаций для разных элементов бизнес-модели. Что-то про монетизацию, другое про позиционирование, третье про маркетинг и т.д. Хороший вариант - расписать поэтапный план действий, указать синергии между отдельными инициативами, продумать риски и способы их устранения, а в конце прикинуть, сколько нужно вложить деняк для всего этого, и какой результат вы получим лет эдак через пять (например). Если сделать всё с умом, то заказчик посмотрит и решит: "Ага, вижу результат работ, план действий ясен. Понятно за что кровные уплочены. Будем внедрять".

Детальнее про синтез рекомендаций другие элементы консалтинговой методологии можете почитать у моих друзей из Changellenge >> Education. Еще у них есть крутая образовательная программа "Бизнес-аналитик", которая как раз учит решать сложные бизнес-задачи по консалтерски.

"Бизнес-аналитик" - это комплексная программа по прокачке аналитического мышления, problem-solving скиллов и сопутствующих точечных навыков. Сможете на реальных кейсах (75% курсов - практика) освоить консалтинговый подход, а также научиться основам финансового моделирования, бизнес-презентации, работе с клиентскими данными и многому другому.

Программа проводится в партнерстве с 4 консалтинговыми компаниями, среди экспертов выходцы из McKinsey, Bain, BCG, Accenture и других фирм. Я сам в своё время проходил курс Changellenge (и очень доволен), так что могу рекомендовать от всей души.

Крайний набор на программу стартовал в конце августа, но сейчас еще можно вписаться. Ловите промокод DISRUPTOR25 на скидку 25 000 руб. и регистрируйтесь по ссылке, там же найдете всю инфу.

Реклама. ООО «ВЫСШАЯ ШКОЛА АНАЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ», ИНН: 7716917009, erid 2Vtzqwr2jkS

12k 0 50 9 81

Миллионы баксов на запрете телефонов

В 2012 году профессиональный футболист Грэм Дагони тусил на музыкальном рейве и в какой-то момент заметил, как толпа снимала на телефоны какого-то жестко обдолбанного чувака. В этом момент он задумался, что на свете есть места, где людям не стоит пользоваться телефонами.

В 2014 году он основал стартап Yondr, который продает чехлы-локеры для смартфонов, а также специальные устройства с магнитом, их открывающие (см. видео). Yondr начал продавать эти штуки всяким госучреждениям (например, судам), где посетителям нельзя пользоваться телефонами. Люди могли положить телефон в чехол, безопасно носить его с собой, а в конце снова достать. Также чехлы покупали, например, стендап-клубы, чтобы зрители не отвлекались и не вели съемку на выступлениях. Эти штуки стали покупать и обычные домохозяйства, где родители хотели временно оградить детей от смартфонов.

Несколько лет стартап вполне успешно работал, но взрывного роста не было. Но в 2021 году директор одной из американских школ увидел локеры Yondr на стендап-концерте, и решил их закупить. Примеру последователи и многие другие школы. В последние пару лет в США активно запрещают смартфоны в образовательных учреждениях, так что бизнес Yondr растет как на дрожжах. Сейчас компания сотрудничает с парой тысяч образовательных учреждений из США и других стран, а её годовая выручка перевалила за 2 миллиона баксов.

Я не смог нагуглить монетизацию Yondr, но предполагаю, что это не просто продажа девайсов. Логичнее было бы замутить какой-нибудь рекуррент.

У себя на сайте компания пишет, как круто её ноу-хау прокачивает вовлеченность зрителей на концертах и концентрацию учеников в школах. С этим можно поспорить, а также добавить, что компания потакает ущемлению частных свобод. Что периодически и делают разные активисты. Но с чисто бизнесовой точки зрения проект очень крутой. Сделать устойчивый бизнес на таком простом (можно даже сказать - примитивном) продукте способны не только лишь все.

Дизраптор

13.5k 0 148 42 240

"Вечная мышь" - как трансформируется Logitech

На днях технологические порталы выдали (например, вот) занятную новость - компания Logitech заявила, что они хотят сделать "вечную мышку по подписке". Инфоповод получил много язвительных комментов, мол "совсем уже шизу словили со своими подписками". Я решил копнул чуть детальнее - выяснилось, что тезис про вечную мышь выдернули из большого и довольно интересного интервью нового CEO Logitech. Это интервью не столько про подписку на мышь, сколько про комплексную трансформацию компании, которая сейчас сталкивается с кучей стратегических проблем. Я рекомендую прочитать интервью полностью, а в этом посте резюмирую основное:

Итак, Logitech - это культовая компания, которая выстроила всю свою мощь вокруг аксессуаров для персональных компов - мышек, клавиатур, веб-камер и всего такого. В компании говорят “the mouse built this house” (получается, Logitech это тоже своего рода "мышиный дом"). Однако в последние годы Logitech решает два стратегических вызова:

Во-первых, ПК всё сильнее вытесняются мобилкой. Это не значит, что людям не нужны компы. Нужны, конечно. Но фокус смещается, и ПК превращается из безальтернативного инструмента в "один из". А раз так, то люди готовы меньше тратиться на допники. В итоге продажи мышек и клав (которые и так не приносят очень много маржи) падают. Да, есть отдельные устойчивые сегменты вроде геймеров. Но это именно сегменты, только на них далеко не уедешь.

Во-вторых, Apple, Microsoft, Google и прочие классические партнеры Logitech становятся всё более закрытыми. Сейчас это гиганты с огромным продуктовым предложением, которые стремятся замкнуть пользователя внутри своей экосистемы. Чужаков впускают всё менее охотно, и Logitech приходится проявлять чудеса гибкости. Например, одалживать свою экспертизу при разработке отдельных девайсов.

Да, ковид чуть бустанул продажи Logitech, но после пандемии ситуация снова тяжелая. Компания пытается развивать новые направления - например, выпустили стилус для VR. Но это на будущее. Также усиливают B2B - оснащение комнат для видеоконференций, интерактивные доски для универов и всё такое. Но база-основа компании это мышки и клавы, как ни крути. И с ними нужно что-то делать.

По сути, здесь Logitech хочет замутить вариацию "бритвы и лезвия". Когда основной девайс продается недорого и с небольшой маржой, а компания зарабатывает на расходниках. Вместо расходников здесь будет вечное обновление софта (включая новые фичи и возможности) в рамках подписки. Какими конкретно фичами можно бесконечно пичкать мышь - это вопрос. Возможно, какие-то новые ИИ-функции. Допустим, Microsoft выкатывает нового ИИ-Copilot внутри Windows, и мышка сразу же учится с ним бесшовно взаимодействовать.

Logitech придется трансформироваться, потому что выбора нет. И будет интересно за этим понаблюдать.

Дизраптор

12.7k 0 51 42 186
20 last posts shown.