Эмпатия и все то, что ей не является
Вчера виделась со знакомым французом, к которому у меня смешанные чувства.
С одной стороны, он стандартный “хороший парень” – приличная профессия, манеры, стиль.
С другой – обладатель одной из самых бесячих привычек в мире.
Каждый раз, когда я говорю о каких-то сложностях или вызовах, он пытается все “исправить”.
То есть говорит что-то в духе “Я уверен, что все будет хорошо” или пытается срочно предложить варианты ЧТО мне нужно сделать со своей жизнью.
Каждый раз в такие моменты я прохожу все стадии от злости и раздражения, до принятия, что у всех свои приколы, но вчера мое терпение лопнуло.
Знаешь, это не то, что ждет человек в минуты кризиса!” – в сердцах сказала ему я.
“Хм, моя девушка говорила мне тоже самое” - с досадой признал друг. И добавил: “Что по-твоему должен сказать, чтобы звучало не по-ублюдски?"
"Для начала, просто прими мои чувства. Скажи, что это действительно тяжело! Это базовое правило эмпатии”, – ответила я на волне эмоций.
Дальше мы немного порассуждали о разнице между “Все будет хорошо” и “Не переживай” и “Я вижу/знаю как тебе тяжело и мне жаль, что ты через это проходишь”, но не мой приятель явно не понял разницы.
Как и все, кого регулярно обвиняют в отсутствии эмпатии в глаза или за глаза.
Откуда разницу знаю я? Три раза прочитала книгу “Ненасильственное общение”, где эксперт по коммуникации ссылался на многочисленные исследования в больницах, социальных учреждениях, а также же в парной терапии, где базой всегда было участие, внимание к собеседнику и валидация того, что его тема или чувства – настоящие и серьезные.
При этом книгу Розенберга читали не все, а вот с неглектом чувств и переживаний столкнулись многие. Например, когда родители про свои и чужие эмоции говорили, что все это ерунда, не имеет значения или не существует в природе.
“Не выдумывай, все у тебя/нас хорошо”, – слышали мы посреди отменного пиздеца, и постепенно теряли связь с реальностью.
Как итог: многие выросли в людей, которые не находят ничего лучше, чем “поддерживать” однотипными фразами и давать советы, вместо того, чтобы просто выразить сочувствие и обнять.
Важный момент – коммуникация требует осознанности с обеих сторон. Обычно, после валидации чувств людей отпускает и они могут озвучить, как им помочь. Либо просто сказать “спасибо" и поменять тему. Если этого НЕ происходит – вполне экологично свернуть разговор и сказать, что ваши ресурсы на данный момент исчерпаны.
Мы вчера так ни к чему и не пришли. Но надеюсь, вам этот пост поможет больше.
Вчера виделась со знакомым французом, к которому у меня смешанные чувства.
С одной стороны, он стандартный “хороший парень” – приличная профессия, манеры, стиль.
С другой – обладатель одной из самых бесячих привычек в мире.
Каждый раз, когда я говорю о каких-то сложностях или вызовах, он пытается все “исправить”.
То есть говорит что-то в духе “Я уверен, что все будет хорошо” или пытается срочно предложить варианты ЧТО мне нужно сделать со своей жизнью.
Каждый раз в такие моменты я прохожу все стадии от злости и раздражения, до принятия, что у всех свои приколы, но вчера мое терпение лопнуло.
Знаешь, это не то, что ждет человек в минуты кризиса!” – в сердцах сказала ему я.
“Хм, моя девушка говорила мне тоже самое” - с досадой признал друг. И добавил: “Что по-твоему должен сказать, чтобы звучало не по-ублюдски?"
"Для начала, просто прими мои чувства. Скажи, что это действительно тяжело! Это базовое правило эмпатии”, – ответила я на волне эмоций.
Дальше мы немного порассуждали о разнице между “Все будет хорошо” и “Не переживай” и “Я вижу/знаю как тебе тяжело и мне жаль, что ты через это проходишь”, но не мой приятель явно не понял разницы.
Как и все, кого регулярно обвиняют в отсутствии эмпатии в глаза или за глаза.
Откуда разницу знаю я? Три раза прочитала книгу “Ненасильственное общение”, где эксперт по коммуникации ссылался на многочисленные исследования в больницах, социальных учреждениях, а также же в парной терапии, где базой всегда было участие, внимание к собеседнику и валидация того, что его тема или чувства – настоящие и серьезные.
При этом книгу Розенберга читали не все, а вот с неглектом чувств и переживаний столкнулись многие. Например, когда родители про свои и чужие эмоции говорили, что все это ерунда, не имеет значения или не существует в природе.
“Не выдумывай, все у тебя/нас хорошо”, – слышали мы посреди отменного пиздеца, и постепенно теряли связь с реальностью.
Как итог: многие выросли в людей, которые не находят ничего лучше, чем “поддерживать” однотипными фразами и давать советы, вместо того, чтобы просто выразить сочувствие и обнять.
Важный момент – коммуникация требует осознанности с обеих сторон. Обычно, после валидации чувств людей отпускает и они могут озвучить, как им помочь. Либо просто сказать “спасибо" и поменять тему. Если этого НЕ происходит – вполне экологично свернуть разговор и сказать, что ваши ресурсы на данный момент исчерпаны.
Мы вчера так ни к чему и не пришли. Но надеюсь, вам этот пост поможет больше.