Давайте я расскажу вам про книжку
«Странные танцы», которая вышла из типографии и уже продается в «Гараже». Все уже сфоткались с обложкой, но никто не знает, что в ней написано:) Эта книга — и для тех, кто просто интересуется танцем как искусством, и для тех, кто заждался теоретических тезисов о танце на русском.
Это и «введение» в область современного танца, и попытка осмыслить явление «экспериментального танца», «новой сцены» или тн «танц-перформанса». Для меня как для исследовательницы в ней важны теоретические гипотезы, к которым я пришла, пока думала о танц-художниках, их работах, бродящих вокруг дискуссиях и, конечно, материальной инфраструктуре для нового танца. Но я очень старалась сделать текст приветливым и доступным не только для узкого круга профессионалов.
В книге 4 главы. Каждая посвящена теме, которая, на мой взгляд, является важной для нового танца и им самим осмысляется.
В первой главе речь идет о том,
что такое российский танц-перформанс и как сформировался новый танец (конечно, это лишь моя версия).
Это история о самоидентификации хореографов, о фигуре танц-художника и о специфике такого труда. Это самая объемная глава, которая включает историческую часть (от Далькроза до Беля, от Айседоры до Айседориного горя), пояснение простыми словами основных терминов и направлений в истории современного танца (модерн, постмодерн, танцтеатр, танц-перформанс, не-танец, соматика, embodiment и т.д.), разбор российских перформансов, которые несут в себе рефлексию своего профессионального статуса и положения.
Но главное — в этой главе есть инструмент для анализа «нового танца» как такового: я предлагаю смотреть на него через призму странного симбиоза соматики и критики, доверия к телу, погружения в него, но и рассмотрения его как культурного артефакта. Я разбираю корни «соматической» и «критической» линии в танце и пытаюсь понять, как этот странный союз расцветает на постсоветской почве.
Вторая глава посвящена теме коллективности в новом танце, сообществам и способам совместной работы. Здесь я пришла к парадоксальному наблюдению, что видные коллективные перформансы нового танца погружены в соматические практики. И хотя соматика часто ассоциируется с нарциссизмом и индивидуализмом, в рассмотренных мною перформансах она почему-то про другое.
Третья — про феминистские стратегии в российском танц-перформансе. Тут интересны две вещи: 1) История развития современного танца в целом легко прочитывается через серию феминистских революций, да и вообще гендерная тематика и разговор об идентичности в танце неизбежны, пока он работает с телом. 2) Базовый и повседневный интерес нового танца к соматике (который включает работу с тканями и жидкостями тела) можно рассматривать как феминистскую стратегию обращения к «отвратительному» (‘abject’), и мне была интересна именно банальность и обыденность этой работы с отвратительным в танце.
Четвертая — про взаимоотношения танца, медиа и технологий.
В каждой главе я подробно анализирую работы новой российской сцены и привожу множество примеров из истории европейского и американского танца. Каждый раздел знакомит с ключевыми теоретическими вопросами, связанными с той или иной темой.
Два года назад я получила грант Гараж.txt на издание книги о новом российском танце: я была к этому не готова, долго мучалась и страдала, но все-таки закончила. Для меня это большое достижение, и я ужасно благодарна людям, которые меня поддержали: Насте Прошутинской, которая спокойно вычитывала бесконечно возникающие разные версии, Насте Митюшиной и команде Гаража, которые дали эту возможность и к тому же выпустили книгу в красивой серии Garage Dance с цветными картинками, моему любимому партнеру, который выслушивал мои стенания про то, что ничего не получается, художницам и художникам, про которых эта книга и которые продолжают выпускать работы, и людям, которые последний год писали мне и спрашивали: ну что, когда уже?
Пока книгу можно
заказать в онлайн-магазине и купить в музее «Гараж», про другие книжные— позже, презентация — скоро!
КНИГА ПОЛУЧИЛАСЬ НОРМ.